Как сообщалось, Президент России Владимир Путин на площадке Всероссийского детского центра «Океан» встретился с учащимися школ, гимназий и лицеев – победителями олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.
В частности, Президент высказался о профессии учителя.
По его убеждению, «чрезвычайно важна роль учителя и педагога, который стоит в центре этой доски, и подавляющее большинство выбирают именно эту профессию».
«У нас очень много сегодня идёт разговоров по поводу того, каково должно быть образование: оно должно реализовываться онлайн или это должно быть офлайн ‒ напрямую, в прямом контакте. Конечно, современные способы подачи, передачи знаний должны быть использованы, без всякого сомнения. Но есть некоторые обстоятельства, вот в чём они заключаются ‒ это не моё мнение, это мнение подавляющего большинства экспертов: эффективность работы человека, один из критериев эффективности работы ‒ это умение работать в коллективе. Как же вы научитесь работать в коллективе, если всё время будете онлайн заниматься? Невозможно. Значит, вот уже один из важнейших критериев успеха, который должен человека сопровождать, будет утрачен, - констатировал Владимир Путин.
«У вас учитель есть, а есть педагог, - подчеркнул он. - И это чрезвычайно важно, потому что важно не просто передавать знания, важнее ничего не бывает, наверное. Но важно ещё, как это сделать. Ничего нового вам не скажу, скальпель может быть и предметом, который жизнь спасает, а можно использовать его как орудие убийства, он принесёт только горе. Так же и знания. Вот есть атомные бомбы, а есть атомные электростанции. Большая разница, правда? И роль педагога как раз заключается в том, что все эти знания, все навыки, которые человек приобретает, использовались не только на благо ему самому, но и во благо других людей, всего общества, всего человечества».
«И не случайно, меня очень порадовало, что у вас в центре находится эта профессия ‒ педагог, воспитатель. И мы, безусловно, отвечая и на ваши вопросы, и на те вопросы, которые часто у нас возникают и часто ставятся, конечно, будем стремиться к тому, чтобы сочетать и прямое обучение, и использовать современные способы его. То есть современные способы подачи материала. И там, где можно, там будем это делать», - сказал Глава государства.
Каким должно быть образование и каким должен быть педагог? И какие опасности подстерегают сегодня учителя? На эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Можно только приветствовать слова Президента, что образование подразумевает общение в коллективе. Образование — это не только передача знаний по физике, химии, литературе и истории, но ещё и то необходимое совместное усвоение, которое предполагает наличие тут же возникающей некой дискуссии, каких-то уточнений, даже реакций — тех самых, которые наблюдаются невербальными способами в ученическом коллективе под руководством учителя.
Здесь важно именно руководство учителя, потому что всякая дискуссия, которая не имеет внешний авторитет, сводится к некой ссоре и упорству стояния на своих мнениях, но это не является поиском истины. Хоть есть такая фраза «в споре рождается истина», но на самом деле это не так. Истина существует, а мы её познаём. Мы познаём уже существующую Истину, которая находится в бытии. Преподаватель должен обладать гораздо большим знанием этой истины, чем ученики.
Педагог — это не верстовой столб с указателями в разные стороны: «В эту сторону пойдёшь — попадёшь на Кавказ», «В эту сторону — в Сибирь» и т.д. Это не дело учителя быть указателем. Ученик движется по траектории, а учитель на каких-то ключевых моментах стоит и указывает ему правильное направление по этой собственной ученической траектории. Я бы сказал, что это ложное представление о деятельности учителя и ученика. На самом деле, учитель каждый раз движется впереди и протаптывает ученику дорогу в сфере знаний с тем, чтобы ему было легче по ней идти.
Ученик, ведомый педагогом, пройдёт определённый путь и потом сможет идти самостоятельно. Сначала он переходит из средней школы в старшую, из старшей ‒ в ВУЗ, где учителя по другой ‒ профессиональной тематике ‒ идут впереди, показывая дорогу. Только тогда учителя отпускают человека в самостоятельное плавание, когда он достигает уровня самостоятельности, становится профессионалом, встроенным в решение какой-либо проблемы, становится способным учить других.
Наше образование было организовано разумно ‒ уровень начальной школы, средней школы, потом старшей и высшей школы, а затем самостоятельное плавание под руководством какого-либо крупного деятеля науки или практики. Поэтому у нас всегда формировались научные и профессиональные школы. Молодому человеку очень важно вариться в своей профессиональной среде, подготавливать себя к самостоятельной деятельности.
Если сосредоточиться на науке, то ведь не зря существует мнение, что кандидат наук говорит от имени науки, а доктор наук эту науку творит: открывает кардинально новые подходы, новые знания.
Для нас важен ещё один момент образования. Человек не только когнитивно познаёт истину об окружающем мире. Человек должен всем своим естеством познать истину о Боге, он должен познать истину о человечестве, он должен познать истину о самом себе, он должен познать истину о полноте Богом созданной вселенной.
Посмотрите, какой произошёл мощнейший перекос: у нас представление об окружающем мире формируется в контексте достижений максимального уровня комфортной жизни. То есть, познав природу, мы можем в свое удовольствие пользоваться всеми благами: общаться в онлайн режиме, летать на самолётах, плыть на корабле, ехать в автомобиле или на поезде, и т.д. А всё остальное и, в частности, духовный пласт бытия на современном этапе считается второстепенным.
К сожалению, пока мы находимся в глубочайшем кризисе. Происходит деградация, дегенерация, вырождение системы знаний, когда вводятся совершенно ложные курсы, типа полового воспитания или экономические теории.
Зачем они ребёнку? Сегодня одни нобелевские лауреаты в экономике превозносятся превыше небес. Завтра выяснится, что всё это ложно, появятся другие. Законы пишутся сегодня одни, завтра другие. Ни юридические, ни экономические знания не должны превалировать над знаниями фундаментальных законов.
Посмотрите, в чём разница между юристом и физиком (лингвистом, химиком, искусствоведом и пр.)? Физик изучает законы, он их не пишет, он их познаёт. Юрист не просто познаёт законы, написанные людьми, но он ещё может их принципиально изменять. Был один закон в каком-нибудь Уголовном или Семейном кодексе, а потом раз и поменяли. Стали другие статьи.
Поэтому, в первую очередь, надо давать детям знания фундаментальных законов — о Боге, о человечестве (о самом себе) и о природе. А всё остальное второстепенно и человек легко этим овладеет.
Информатизация в этом отношении абсолютно вторична. Очень пожилые люди, как показывает практика, при желании обучаются компьютерной грамотности, становятся пользователями, подключаются к порталам Госуслуг, проводят банковские операции. Если человек хочет, он легко может всему научиться. Но это знание вторично и должно быть на десятом месте.
А у нас наоборот ‒ идет ориентация детей на техническую сторону жизни. В то же время, когда ребёнок погружается в неё ради своих детских удовольствий, вытащить его оттуда становится практически невозможно. Ребенок попадает в этот виртуальный мнимый мир, в котором есть знания, но в котором есть и разного рода специфические удовольствия, а это очень серьезно повреждает мышление.
Я наблюдал такую картину: ученик, который провёл ночь в Интернете, днем не смог решить простейшую задачку ‒ как найти путь, который тело проходит за 6-ую секунду? Решили с учителем. Нашли путь, пройденный за 6 секунд, отняли, что было пройдено за 5 секунд и получили ответ. Следующий вопрос в той же задаче: найди, какой путь проходит тело за 16-ую секунду? У ребёнка ступор. Он не может сообразить, как решить эту задачу. Путь аналогии перекрыт. Это свидетельство мощной деградации умственных способностей.
Поэтому надо стремиться к тому, чтобы образование давало именно целостное представление, а целостное представление начинается с истины о том, что есть Бог, явившийся во плоти, Который сделал всё для спасения рода человеческого, открывая ему путь в Царствие Небесное. Тогда эта жизнь воспринимается с точки зрения конечной цели, а конечная цель ‒ это Царствие Небесное.
Например, в чём можно познать истину о самом себе? В том, что мы потомки обезьян? В новом перерождении? В чём состоит эта истина? Для нас, православных людей, истиной является тот факт, что мы созданы по образу и подобию Божию. Но правильное отношение с Богом, выраженное псалмопецем царем Давидом в словах «Помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» ‒ эта истина сокрыта от современного ученика. Эта истина о человеке в школе практически никак не предлагается ‒ повреждённость человечества грехом, борьба с этим грехом способом аскетики ‒ это все сокрыто!
Получается, что человек не знает себя и ему не предлагается никакого видения, ему не предлагается идеал, на который он должен ровняться. Каким он должен быть? «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ‒ это одно. «Будь успешным в своей деятельности» ‒ это не противоречит Заповеди, но очень мощно ограничивает ракурс образования, потому что можно быть успешным подлецом с высоким интеллектом, как профессор Мориарти в произведениях о Шерлоке Холмсе, или как Наполеон.
Современный человек живёт в цивилизации. Он должен понимать этот мир не только так, как его понимали в древние времена. Наш мир ‒ это мир атомных электростанций, электричества, систем связи и коммуникаций. Поэтому нужно понимать этот мир, в том числе и с точки зрения естественнонаучной и социальной грамотности. Но здесь увлечение цивилизацией в виде компьютеризации и информатизации ученической среды наносит колоссальный вред. Поэтому японцы в младших классах уже переходят на палочки. Сначала палочки надо уметь складывать, потом числа, потом дроби и т.д. Той математики, которая раньше приводила ум в порядок, для большинства детей сейчас просто не существует.
Почему зашла речь о математике? Ответ очень прост. Неужели раньше при прп. Сергии Радонежском в школах занимались синусами и косинусами? Логарифмов тогда еще вообще не было. С точки зрения современного человека люди были необразованные. Но христианство порождало высокообразованных людей. Потому что Псалтирь, Часослов, богослужение и трудовая жизнь делала человека целомудренным и смиренным. И очень многие из православных христиан, прожив так свою жизнь, шли в Царствие Небесное. К сожалению, современная школа вообще не ставит перед собой задачу духовного просвещения!
Промышленная революция происходила с параллельным падением духовного уровня населения в христианских странах, в том числе и в православной России. Что-то должно было стать компенсацией утраченных потенций развития человека, хотя бы за счет его когнитивных способностей. Одним из существенных факторов этой компенсации явилась математика и как отдельная дисциплина, и как язык естествознания. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» говорил великий русский ученый Михайло Ломоносов. «Математика – гимнастика ума» ‒ вторит ему великий русский полководец Александр Суворов. Т. е. изучение математики позволяло сформировать логическое мышление, что в значительной степени является атрибутом здравомыслия. В то же время естественные науки приучали учащихся к тому, что мир существует по законам, неподвластным воле человека, ‒ эти законы надо изучать, ими можно использовать, но их нельзя отменить или заменить по своему желанию. Но, что касается дисциплин, формирующих адекватное реальности мышление, то их преподавание подверглось сильным деформациям. Большинство выпускников не просто не знают математики, физики и химии, но более того, многие имеют к ним отвращение.
Или взять, например, проблему с изучением русского языка. Язык должен выполнять четыре основные функции: уметь выразить правильные отношения с Богом, с другим человеком, с самим собой и с окружающей нас природой. Увы! Школа первую функцию языка вообще игнорирует! Поэтому отношения человека с человеком лишены неколебимых оснований (отсюда распад семьи). Человек не понимает самого себя, что приводит часто к потере самого себя, вплоть до суицида (в России порядка 35‒40 тыс. ежегодно). Человек утратил любовь к природе, сведя все к простому безумному потреблению!
Не лучше обстоят дела и с изучением истории. Поскольку история сейчас не изучается с духовных оснований, она, соответственно, не имеет оценочных критериев, а потому предстаёт в виде набора фактов, что лишает её смысла. Поэтому для учащихся выдающиеся исторические личности часто не встроены в контекст их исторической эпохи. История человечества становится определённой тогда, когда можно дать ответ на вопрос: кто в данный изучаемый период внес вклад в Царство Небесное, а кто наоборот, внес вклад в ад, в геенну огненную? Так, каждая эпоха описывается в лицах: с одной стороны святые, герои, великие труженики, а с другой ‒ убийцы, воры, лицемеры, предатели. В данном контексте история ‒ это не просто набор фактов, но история дает оценку, воспитывает, формирует историческое мышление, формирует лингвистическое мышление, формирует, логическое мышление.
Суммируя эти проблемы, мы видим катастрофические сдвиги в массовом сознании: человек перестает быть историческим человеком, перестаёт быть природосообразным человеком, перестаёт быть культурным человеком. Поэтому, к сожалению, можно констатировать наличие глубокого антропологического кризиса современного человека, обусловленного, в том числе, и недостатками школьного образования.
Школа сейчас является местом большого числа проблем, главной из которых является неопределенность в целях и задачах образования. Нет ответа на такие ключевые вопросы ‒ кого, для чего и ради чего школа учит и воспитывает. У большого количества родителей и детей есть востребованность на знания, на приобщение к своей культуре и традициям. Вопреки общей хаотизации есть еще кадры педагогов, заботящихся о благополучии будущих поколений, и есть молодежь, способная к учебе.
Поэтому, несмотря на трудности в преодолении назревших проблем, будем надеяться, что с Божьей помощью нам удастся их решить.
Хочется поздравить с наступившим новым учебным годом и пожелать Божией помощи в трудах всем, кто в статусе учителя, родителя и ученика трудится на ниве образования.
1. Сильно...
Статья чётко обозначила основные проблемы современного обучения... Главное — кратко и понятно...
Можно не по теме? Сильно подозреваю, что если наше ув. священство и дальше будет динамить статьи и серьёзные мысли мирских авторов, то и мир может ответить взаимностью... Умные и нужные материалы остатнутся без комментариев, а то и без просмотров..? А если нет читателя, то... Для кого и зачем писать? Для своих, которые и так все это знают... Ошибаюсь? Посмотрим... Свысока друг на друга? Оставаясь над схваткой...
Возьмите, например, эту публикацию... Проблемы обозначены грамотно. Значит, в следующей будут приведены реальные способы их разрешения... Хотя бы в основах... Нет?