«И, поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождения страны,
вернувшейся с войны»
(Игорь Тальков)
Сегодня, когда в нашем Отечестве вспоминаются события распада СССР в 1991 г., уместно сказать о человеке, чья жизнь и смерть также сопряжены с контекстом этого времени. Это Игорь Владимирович Тальков (1956-1991), со дня смерти которого в октябре 2021 г также пройдет 30 лет.
«Поэты не рождаются случайно…». Творчество Игоря Талькова как поэта, певца и актера пришлось на перелом эпох, когда советские идеалы постепенно умирали, а новые еще не были созданы. Об этом свидетельствовали многочисленные демонстрации на улицах, в которых участвовали сторонники различных политических взглядов и мировоззренческих установок – коммунистов, западных демократов, монархистов, националистов, либералов, консерваторов и т.д. Все эти люди так или иначе желали перемен и трансформаций, и песни Талькова, погружавшие слушателя в острый социокультурный контекст эпохи конца 80-х – начала 90-х, были ярким отражением того времени.
Игорь Тальков родился в 1956 г. в семье потомственного казака. Дед Талькова был непросто казаком, а царским офицером. Отец и мать были жертвами репрессий коммунистического режима, о чем Тальков узнал уже позднее.
В детстве Игорь хотел стать хоккеистом, и много времени уделял этому виду спорта. Однако отбор в ЦСКА Тальков не прошел.
Зато музыкальные способности проявились достаточно рано. Еще в детстве Игорь мог легко воспроизвести на слух любые мелодии, а в старших классах освоил игру на различных музыкальных инструментах – бас-гитаре, скрипке, барабане. В школе он также создал музыкальный ансамбль.
После службы в армии Игорь окончательно решает связать свою жизнь с музыкой и пробивает себе дорогу на большую сцену, создав ансамбль «Спасательный круг».
Успех Талькова приходится на годы перестройки. Причем популярность к нему пришла не с социальными, а лирическими песнями. Настоящий фурор произвела песня Д. Тухманова «Чисты пруды» в исполнении Игоря Талькова, в голосе которого чувствовался трагизм и драматизм. Никому доселе не удавалось так глубоко и проникновенно исполнить эту песню.
Конечно, большинство знает Игоря Талькова по его острым социально-политическим песням, отражающим эпоху перестройки и распада СССР. Тальков серьезно выделялся среди других исполнителей и не принадлежал к тому эстрадному направлению, которое сейчас принято называть «попсой». Он никогда не жил на широкую ногу в отличие от других популярных звезд, жил в старой «хрущевке», а все свои песни сочинял, сидя дома в ванной комнате.
И это неслучайно.
Певец, не допевший куплета. Когда на сцену выходил высокий бородатый блондин в форме белого офицера, у многих вздрагивало сердце. Казалось, что страна возвращалась к прежним идеалам, утраченным в результате Октябрьской революции 1917 г.
Песни Талькова стали следствием того неравнодушия, той внутренней боли, которую испытывает русская христианская душа творческого человека, страдающая и на себе ощущающая последствия происходящих вокруг событий. Может быть, этим неравнодушием и объясняется вступление Игоря в молодости в комсомольскую организацию, ведь настоящие идейные комсомольцы стремились к тому, чтобы послужить стране и другим. В этом служении был даже христианский подтекст.
Однако, как певец сам говорил, его постигло разочарование в этих идеалах, т.е. жизнь в Советском союзе оказалась несколько иной, нежели та, о которой снимали кино и писали в книгах.
Нужно сказать, что о своем членстве в комсомоле Тальков не жалел. Он был, прежде всего, против того чванства, ханжества, партократии, нахлебничества, снобизма и общего падения нравов, где оказался советский человек эпохи рубежа веков. Как сам Тальков сказал в съемке, сделанной за несколько часов до роковых выстрелов вовремя того самого злополучного концерта в ДК «Юбилейный», что в результате перестройки поменялись только названия и аббревиатуры, а суть осталась такой же гнилой, а в некоторых ситуациях, даже хуже, о чем он и спел в песне «Метаморфоза»:
Может, это и нормально,
Может, так и быть должно́:
Все, что было аморально, стало не аморально́.
По свидетельству родных и близких людей, Тальков всегда был добрым и сопереживающим человеком. Вот, например, в своей книге «Монолог» Тальков пишет, что с детства увлекался астрофизикой. Однако, когда он осознал, в каком состоянии оказалась наша Земля в результате бездушного и безбожного к ней отношения, он написал песню «Маленькая планета», в каждой строке которой чувствуется боль и духовное сопереживание окружающему миру, к которому у человека рубежа эпохи конца XX в. сформировалось потребительское отношение:
В окружении стаи вездесущих ракет
Так нелегко вращаться,
Все-таки 5 миллиардов лет
Отдано цивилизации (!!!).
Мелкою дрожью на полюсах
Дает себя знать усталость,
И застывает вопрос на устах:
А сколько еще осталось?!
Вот из этого простого, но глубокого неравнодушия и родились песни Талькова. Он, как «целитель уставших наших душ», хотел о многом сказать, но, к сожалению, ушел, как поэт, не допевший куплета, о чем сам же и спел в песне, посвященной Виктору Цою:
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.
Вспомнил о Боге, «находясь у последней черты». О церковности Талькова сегодня сказано много. Игорь Владимирович был крещен в Церкви. Перед концертом он всегда молился.
Лучшей же репрезентацией мировоззрения Игоря Талькова считается песня «Россия», в которой автор глубоко передает противоречие русской истории и культуры. С одной стороны, Россия – это страна, на примере культуры которой хорошо видна духовная борьба Бога и люцифера, о чем Тальков пишет в своей книге «Монолог», наполненной духовными размышлениям. И, к сожалению, если в этой борьбе, которая как говорил Ф. М. Достоевский, происходит в сердце человека, побеждает падший дух, и человек соответственно делает выбор в сторону зла, тогда есть риск, что все общество, утратив прежние ориентиры, покатится в духовную бездну:
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Так, пришедшее к Талькову осознание этой духовной борьбы вдохновило его на песню «Россия», в которой впервые со сцены публично в Советском союзе было сказано о фундаментальных архетипах русской культуры. Неслучайно, именно эта песня считается апогеем творчества Талькова как поэта, является его визитной карточкой.
Тальков считал себя русским православным человеком, о чем он прямо сообщает в книге «Монолог». Там же он говорит об Иисусе Христе как о своем идеале и русских воинах – святом благоверном князе Александре Невском и Дмитрии Донском – как духовных ориентирах русской культуры. О них он говорит в евангельском контексте духовной борьбы человека со злом внутри себя. Александр Невский и Дмитрий Донской смогли одержать победу над внешними неприятелями, поскольку сперва победили врага, прежде всего, внутри самих себя, и только потом сумели воодушевить на эту борьбу целый народ.
И Тальков тоже одержал эту победу, когда открыл Бога в себе и впервые об этой находке заявил с большой сцены в стране, где государственной религией был атеизм. Это был настоящий подвиг.
Ушел, «выполнив задание». Игорь Тальков ушел из жизни «в рассвете лет». Его жизнь оборвали те самые «девять граммов свинца», о которых он спел в песне «Бывшей подъесаул»:
Вспомнил и командарм о проклятье отца
И как Божий наказ у реки не послушал,
Когда щелкнул затвор... и девять граммов свинца
Отпустили на суд его грешную душу.
Убийца Талькова до сих пор так и не найден. Расследование уголовного дела было приостановлено, а два года назад – снова возобновлено. Будет ли установлена истина – неизвестно. Но ясно одно: Тальков своей правдой, которую говорил со сцены, многим мешал.
Сын Талькова, Игорь Тальков-младший, говорит, что в этой правде выражалось служение его отца Богу и людям, а убийство Талькова, по мнению сына, стало совершением жертвоприношения темным силам.
Сам же Тальков называл свою поэтическую миссию крестом. Это осознание пришло к нему, когда он принес домой изрисованный крест Храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи из Дьякова городища в 1988 г (в 1992 году этот храм был восстановлен, и сейчас в нем регулярно совершаются богослужения). Сам же полуразрушенный храм в те годы «служил притоном для местных алкоголиков», – как сообщает Тальков. Принеся крест домой, Тальков понял, что этот крест его.
Тальков не боялся смерти и испил эту чашу страдания до конца. Ведь именно его песни всколыхнули в обществе монархические настроения, а вместе с ними и тоску по утраченным идеалам Святой Руси.
Он понимал, что в этом было его «задание», его крест.
И в этом понимании своего служения Тальков был по-настоящему русским человеком!
Александр Церковный, публицист
21. Ответ на 18, Полтораки: тоже не обратная сторона луны
20. Ответ на 14, Туляк:
Вы книгу "Монолог" читали? Там нет ни одного слова про белогвардейца. Выход Талькова на сцену в форме белого офицера - это просто тоска по утраченному и все.
А что касается демократов, вы послушайте (почитайте) песню внимательно. Он там над ними саркастически смеется, и припев тоже выражает сарказм:
Господа-демократы минувшего века,
И чего вы бесились, престолу грозя,
Ведь природа — не дура, и Бог — не калека,
Ну а вы его в шею — ну так же нельзя!
Может, вам и хотелось наладить все сразу,
Только спешка нужна при охоте на блох,
А природа не может творить по приказу,
И, совсем уж понятно, не может и Бог.
19. мнение
18. На 17
17. Ответ на 16, Полтораки: что не попса?
16. На 13
15. На 9 Русский Сталинист: без обид
Но есть другая сторона его творчества, не политическая, философия и лирика, вот она мне к душе. Любимые песни: "Спасательный круг", "Маленький город", "Звезда" и др. Это совсем другое.
14. Ответ на 11, Loader:
А что он мог знать о сути коммунистов и демократов, в то время? И что он мог знать о сути монархии, которую он тогда так превозносил? Нёс про них какую то околесицу, которую тогда из каждого утюга несли все антисоветчики.
Кстати, все главные лидеры белого движения (за исключением немногих, менее значимых) которых он тогда так превозносил, были приверженцами демократических ценностей западной Европы. Ради этих ценностей, чтобы теперь они были и в России, белогвардецы в феврале 1917 года уничтожили монархическую Россию и "скинули" царя с престола. Тальков об этом знал?
Демократическими, называли все западные страны, во главе с Америкой. А социалистическими, все другие, во главе которых стоял СССР. Ну и какая может быть между ними - "одна суть и лозунги", если они были абсолютными антиподами, практически во всём и непримеримыми врагами?
Так можно сказать, что у православных и католиков, тоже "одна суть", ибо и там и там - исповедуется Учение Христа. Но, разве по сути, они исповедуют Евангелие Христа, одинаково?
Само советское общество прогнило, а названия и лозунги не имеют значения. Вот о чем и пел Тальков.
Во как! Талькову, как и нашим доморощенным либералам и демократам - "не тот народ попался", с котрым можно делать что то полезное. Все "гнилые", а Тальков, со своим пещерным антисоветизмом - расцвёл и прозрел и стал "пророком"! Как в том анекдоте - "все в дерьме и тут я, выхожу на сцену - в белом!" Так что ли?
Вот так, вот так
Живут Америка с Европой
Вот так, вот так
Ну а у нас все через...
13.
12. "Вот об этом и пел Тальков"