В издательстве «Царское Дело» вышли воспоминания Петра Синявского о его духовном отце — приснопамятном митрополите Иоанне (Снычёве). Владыка Иоанн называл Петра своим служкой, поэтому автор так и озаглавил свою книгу — «Записки архиерейского служки».
Вообще Петра Алексеевича Синявского хорошо знают дети и их родители. Потому что он — прежде всего детский поэт. Из-под его пера вышли десятки стихотворных книг для детей. Он автор многих песен для радио, телевидения и кино. Член Московской организации Союза писателей России. Песни на его стихи хорошо знают и поют в самых разных приходах Русской Православной Церкви. Творчество Петра Синявского благословили его духовный наставник митрополит Иоанн (Снычёв) и схиархимандрит Илий (Ноздрин).
Родился Пётр Алексеевич 9 февраля 1943 года в городе Сим Челябинской области, где в эвакуации находился оборонный завод, на котором работал отец Алексей Михайлович Синявский — главный технолог опытно-конструкторского бюро. Мать Мария Сергеевна — патофизиолог, доцент. Дед его Михаил Фёдорович Синявский был Георгиевским кавалером, капитаном первого ранга с 1915 года, а бабушка Мария Викторовна приходилась родной сестрой митрополиту Мануилу (Лемешевскому), о котором автор также тепло вспоминает в своих записках.
«Записки архиерейского служки» очень музыкальны. В них звучат неизбывная любовь автора к архипастырю, щемящая боль за его физические немощи, за свои собственные промахи и — немножко поэзии…
Познакомимся с некоторыми фрагментами книги.
Самое главное в жизни знакомство. …И вот я стою возле деревянного домика на Рабочей улице (в Самаре) и не могу найти кнопку звонка. Пришлось постучать. Открывает дверь очень приятная скромная женщина.
Объясняю, что я внучатый племянник Владыки, и меня проводят в небольшую комнату, где за столом сидит старец с удивительно-проникновенным взглядом. Подхожу под благословение, начинаю отвечать на самые разные вопросы. Атмосфера непередаваемая!.. Потом не раз приходил на обед и чувствовал себя по-настоящему счастливым.
В один незабываемый день в комнату вошёл человек в рясе и чёрном клобуке.
Владыка Мануил представил меня и стал рассказывать, что я привёз две пластинки: Ростовские звоны и Птичье пение. А владыка Иоанн как-то несколько иронично спросил:
— Вы пластинки владыке привезли насовсем или послушать?
И здесь необходимо сделать отступление. У владыки Мануила было несколько братьев. Георгий погиб в Цусиме. Младший брат Владимир, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Финляндского полка, жил в одной с нами коммуналке, прямо за стеной. Про Николая и Андрея мне почти ничего не известно, а Павел Викторович, один из братьев митрополита, жил в граде Петра. Его вдова Ольга Константиновна тоже была очень близка с владыкой Мануилом, иначе как Солнышком его не называла.
Почему-то тётя Оля недолюбливала владыку Иоанна. Он для неё, дочери фрейлины, был, видимо, слишком простоват, и порой она сочиняла про него всяческие небылицы, которых и я наслушался.
В общем когда уходил — у владыки Иоанна не благословился. До сих пор не могу себе этого простить!
Тишина в облаках,
В облаках над морем.
Мы погрязли в грехах
Так, что не отмолим.
А разбойница ночь,
Плащ накинув чёрный,
Вынимает, как нож,
Месяц золочёный.
И шальным остриём
Этот нож нацелен
В то, что с болью берём,
Да ни в грош не ценим.
Мы погрязли в грехах
Так, что не отмолим.
Тишина в облаках,
В облаках над морем…
Потом меня скрутила почечная колика, и, вместо того чтобы прийти на очередной обед, я корчился от боли на полу гостиничного номера.
Всё-таки набрался сил и позвонил дедушке. Подошла к телефону Мария Сергеевна, которая, окончив медицинский институт, пошла в услужение к любимому архиерею.
Объяснив, что произошло, я услышал:
— Владыка благословил Вас ехать в Москву. Сказал — всё будет хорошо.
По милости Господней добрался я до своей Маросейки, а наутро, без единой капли крови и совершенно без боли, вышел камень — с оливковую косточку и весь в шипах.
Вечером сел в обратный поезд. А камень пропал. Дома никого, кроме отца, мамы и меня, не было, а камень будто в воздухе растворился.
Прямо с вокзала отправился к владыке Мануилу. Он улыбался и ни о чём не спрашивал.
Мария Сергеевна шепнула мне, что владыка всё знает.
Через пару дней, выслушав тёплое, мудрое напутствие дедушки-митрополита, я поехал домой с изумительными пирожками тёти Феклуши, вкусней которых, наверное, не бывало на свете.
В следующем, 68м году, когда я готовился ко второй операции на почке, отправил письмо с просьбой: «Дорогой дедушка, дорогой владыка! Помолитесь обо мне, многогрешном», — и описал ему всю ситуацию.
Когда меня везли из операционной, напевал песенки. Мне не потребовалось ни одного обезболивающего укола.
12 августа православная Самара прощалась со своим митрополитом, а я был на гастролях в Ташкенте.
Прошло почти двадцать лет. Снова подхожу к дому на Рабочей. Теперь знаю, где звонок, но мне не открывают. Слышу голос Марии Сергеевны:
— Кто там?..
— Мария Сергеевна, это Петя Синявский из Москвы.
В ответ тишина.
Я повторяю ту же фразу, дверь слегка приоткрывается, и вижу испуганные глаза.
Потом выясняется, что какой-то испорченный телефон донёс весточку о моей смерти. Умер младший брат владыки Владимир Викторович, а подумали, что я, даже записочки подавали.
Мария Сергеевна была тяжело больна, говорила с трудом:
— Петя! Пожалуйста, сходите к владыке Иоанну, помиритесь с ним!
До архиерейского дома идти недалеко. Прихожу, прошу отрока доложить и жду. А что такое смирение, я тогда толком и не знал. Пятнадцать минут прошло, а владыки нет. Решил — всё-таки потерплю. И вот выходит он в светлом подряснике, а солнце словно расчёсывает его шёлковые власы.
Что было дальше — точно сказать не смогу. Помню только одно: беседовали больше часа. О чём только не говорили! Ликование в душе было неземное.
Не помню ни числа, ни месяца — знаю только, что это один из самых счастливых дней моей жизни.
В царстве Пресвятой Троицы
Молится Тебе наш народ.
И пока народ молится,
Вера на Руси не умрёт.
И пока парят голуби,
Милостей Твоих нам не счесть.
Как же хорошо, Господи!
Как же хорошо, что Ты есть.
У Романа гитара громче. Написал песню «Рождество Христово». Сейчас-то нередко поют: «Во владеньях инея и снега расцвели хрустальные сады». А тогда…
Тогда эту песню ещё никто не слышал. Хотелось владыке первому показать.
Заранее привёз гитару к Бахметовым. Еду на вокзал. Встречаю.
После завтрака на Пятницкой набираюсь смелости и показываю песню.
Реакция такова:
— У Романа гитара громче.
Уже не впервые выручает меня Анна Степановна, приехавшая на этот раз в Москву:
— Владыка! Ведь отец Роман в студии песни записывает, а не в комнате играет.
Минуты две тишина… и наконец слышу то, что уж очень хотелось услышать:
— А стихи хорошие, за душу берут.
Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
К нам в окошко с праздничного неба
Льётся свет Рождественской Звезды.
В каждый терем, в каждую светёлку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажёг рождественскую ёлку
И на нас с улыбкой поглядел.
Снится нам в Рождественский сочельник
Вереница праздничных чудес.
Сам Господь в чудесных облаченьях
К нам с тобой спускается с небес.
Возле ёлки снова торжество —
Рождество, Христово Рождество.
Конфеты. В начале 90х в районе Солянки открылся книжный магазин «Троицкое слово». Пожалуй, один из лучших магазинов православной литературы того времени.
В нём довольно часто, словно в читательском клубе, собирались люди церковные, проводились встречи со священниками, с писателями, с другими интересными людьми.
Директор и, если можно так выразиться, душа «Троицкого слова» Александр Павлович Алексеев, будучи большим почитателем митрополита Иоанна, попросил меня поговорить с ним: не смог бы он встретиться в магазине с небольшой группой читателей?
Владыка согласился. Мы приехали.
На втором этаже, в самом большом помещении, был приготовлен стол.
Перед креслом Его Высокопреосвященства сверкала разноцветными обёртками огромная ваза свежайших шоколадных конфет. Запах источался непередаваемый!
Увы! Владыка был диабетиком — каждый день на инсулине, но к конфетам относился с большим почтением. И, усевшись в кресло, сказал мне еле слышно:
— Я сейчас буду брать по одной, слегка надкушу, а ты тихонечко отодвигай их от меня и доедай.
Сказано — сделано! Конфета за конфетой надкусывалась и исчезала в моём животе. Старался делать это незаметно, но кто-то всё-таки меня разоблачил.
Когда после встречи мы спускались по лестнице, за моей спиной раздался шёпот:
— Вот этот гад у владыки конфеты отнимал!
В буфете вздыхает конфетина,
Страдает конфетина Федина.
Не нравится Федя конфете —
Конфета мечтает о Пете.
У души не бывает сиротства. Живу я один. Конечно, порою, бывает тоскливо, но кто же в этом виноват? Только сам тоскующий, только я сам. Но унывать у меня особой причины нет. С хозяйством управляюсь, стираю, готовлю… Что ещё нужно?
Не помню, когда, и не знаю, почему я полушутя-полусерьёзно начал называть себя сиротой. Даже приятели время от времени стали меня сиротой величать.
А на одной из книжных полок, рядом с иконами и фотографиями, появился конверт с Рождественским поздравлением, на котором было написано рукой митрополита Иоанна: «Пете-сиротке Синявскому».
И однажды… Однажды это самое слово «сирота» пронзило меня до боли.
Дело было зимой. Поднимались мы с владыкой по лестнице на Пятницкой. На одной руке я нёс владыкину тёплую рясу, а другой слегка его придерживал.
Как ни стараюсь — не могу вспомнить, что он мне сказал. Помню только свой легкомысленный ответ:
— А что с меня взять, владыченька, я же сирота!
И тут владыка грустно-прегрустно, с задумчивой, печальной паузой произнёс:
— А я, Петенька... тоже сирота.
До сих пор не могу понять:
Как же так! У такой высокой особы, среди уважения и почитания множества прихожан, появляются подобные мысли?
Что же говорить об обычных людях!
Думается, у любого человека от тягостей и горестей, когда он находится вдали от дома или теряет кого-то близкого, хоть раз в жизни возникает чувство одиночества. Зато что бы ни случилось, ни при каких обстоятельствах душа человека нигде и никогда одинокой быть не может.
У души не бывает сиротства,
У неё есть Небесный Отец.
Вместе с Господом справиться просто
С одиночеством наших сердец.
Не остынет душа из-за стужи,
В этой жизни и в жизни иной —
Сам Господь обогрел наши души
Благодатью Своей неземной.
От купели крещенья святого
Среди множества дел и забот
Нас любовь окружает Христова
И смиренно взаимности ждёт.
Дай мне, Боже, ещё одну милость!
Спасе Господи, благослови,
Чтоб душа пред Тобою склонилась
И Тебе объяснилась в любви!..
Вместе с Господом справиться просто
С одиночеством наших сердец.
У души не бывает сиротства,
У неё есть Небесный Отец.
Приобрести книгу «Записки архиерейского служки» можно будет на стенде издательства «Царское Дело» с 16 по 25 августа на православной выставке-форуме «Преславное Преображение» в ДК им. Газа, где 22 августа в 15.30 состоится ее презентация.
Подробную информацию о книге можно получить на сайте издательства «Царское Дело».
Сергей Игоревич Астахов, директор издательства «Царское Дело»
Фото:
1. Митрополит Мануил (Лемешевский) и епископ Иоанн (Снычев).1968 г.
2. Митрополит Иоанн и Петр Синявский в Троице-Сергиевой Лавре. Июль 1995г.
3. Петр Синявский дома в Москве
4. Отец Илий (Ноздрин) читает стихи П.Синявского
5.П.А.Синявский на могиле В.И.Лемешевской, мамы митрополита Мануила. Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Июнь 2021г.