О переносе столицы и мистике Русской истории

Обсуждение предложения Сергея Шойгу развивать Сибирь и перенести туда столицу

Сергей Шойгу 
0
2319
Время на чтение 7 минут
Фото: Из личного архива автора

Вскользь брошенная министром обороны Сергеем Шойгу, возглавляющим список «Единой России» на выборах, фраза о переносе столицы в Сибирь всколыхнула экспертное сообщество. Обсуждать в СМИ и соцсетях начали именно эту фразу, а не саму идею Шойгу о необходимости развития Сибири и строительства там нескольких крупных специализированных городов. Впрочем, дело не только в скандальности темы, на что всегда падки СМИ, дискуссия о необходимости переноса столицы время от времени вспыхивает в обществе, и тому есть много причин.

Не обошли стороной эту тему и члены «Русского Собрания» на своей закрытой группе (к слову, закрыта она не из-за конспирации, а по техническим причинам, любой единомышленник может подключиться к дискуссиям, для этого надо написать письмо в редакцию РНЛ и представиться). Эта дискуссия отражена уже в двух статьях, опубликованных РНЛ: редакционном материале «Нужна ли России новая столица?» и комментарии Константина Новикова «Идея вредная и, в цивилизационном плане, провокационная».

Православные чаще всего критически относятся к идее переноса столицы из Москвы по религиозным и цивилизационным причинам, считая, что устройство новой столицы на новом месте приведёт к разрыву традиции, нанесёт удар по Православию, усложнит задачу исполнения Россией своей миссии быть Третьим Римом. Об этом в своё время ярко писал на РНЛ покойный священник Александр Шумский.

Примерно в той же парадигме размышляет и Константин Новиков в своей упомянутой статье. Он, не упоминая меня, критикует именно мною высказанные резоны, почему идея переноса столицы заслуживает внимания и достойна обсуждения. Я об этом написал в ходе нашей дискуссии. Поскольку формат обмена репликами не предполагает серьёзного обоснования, выскажусь еще раз, с учётом некоторых критических замечаний Константина.

Во-первых, идея переноса столицы в Сибирь или даже на Дальний Восток высказывается из соображения сделать столицу поближе к географическому центру России, что вполне естественно. Об этом говорит часто главный, наверное, энтузиаст переноса столицы России на восток политолог Юрий Крупнов, в том числе в материалах РНЛ.

Идея переноса столицы, кроме того, диктуется стремлением сохранить за собой Сибирь и Дальний Восток, которые есть опасность утратить из-за оттока русского населения. Об этой угрозе неоднократно писал на РНЛ политолог Владимир Сурин, сформулировавший даже концепцию симбиозного государства России и Кореи и отстаивающий идею активного заселения Зауральской России корейцами, как наименее опасным для русских народом в сравнении с имеющими к России территориальные претензии японцами и китайцами (последние их, правда, не высказывают в последнее время, но они имели место в недавней истории).

Во-вторых, Сибирь и Дальний Восток – ныне кладовая наших ресурсов: нефти и газа, прежде всего, что позволяет России существовать. Как предсказывают футурологи, значение Сибири и Дальнего Востока будет только возрастать, поскольку главными ресурсами в будущем, за которые может развернуться настоящая война, будут пресная вода и лес, которыми богат регион.

В-третьих, центр мирового экономического развития перемещается из атлантического региона в тихоокеанский, особенно после превращения Китая в экономику номер один и уже открыто озвученных планов превращения в центр мировых финансов Гонконга вместо Нью-Йорка. Столица страны должна быть ближе к центру мирового развития, иначе в дальневосточных областях неизбежно будет развиваться сепаратизм, который там уже присутствует.

В-четвёртых, перенос столицы в Сибирь стал бы зримым символом поворота на восток и отказа от западничества. Константин посчитал почему-то, что речь идёт о союзе с Китаем. Но речь не об этом. Старые столицы – Москва и Санкт-Петербург – были ориентированы на близость к европейскому центру мировой политики. И это было логично. Теперь с Запада нам может угрожать только опасность или нестабильность (в случае превращения Европы в мусульманский регион), а центром мировой политики становится тихоокеанский регион. Поэтому поворот на восток, о котором грезили евразийцы и который отчасти произошёл в изменении вектора политики в советское время, вполне логично может завершиться переносом столицы.

И, наконец, последнее. Если верны прогнозы о радикальном климатическом изменении, потеплении и подъёме мирового океана, то изменится и сама Сибирь в климатическом отношении, она может стать как раз самой пригодной для жизни территорией и центром экономического развития страны.

Но я обращал внимание не только на эти рациональные резоны, а, прежде всего на некий мистический алгоритм русской истории, о котором я писал в статье «О смыслах Русской цивилизации. Заметки на тему русской историософии». Вот цитата из той, апрельской, статьи.

Эпохальным событием, сформировавшим алгоритм нашей истории, стал уход святого благоверного князя-мученика Андрея Боголюбского из Киевского княжества на крайний север Русской земли во Владимир-на-Клязьме в 1155 году.

Вспомним, что Андрей Боголюбский был на тот момент старшим сыном выдающегося государственного деятеля Киевской Руси Юрия Долгорукого, который был шестым сыном Великого князя Владимира Мономаха, долго воевал за Киевский престол и, наконец, стал Великим князем Киевским. Князь Юрий связывал определённые надежды со своим старшим сыном, который был уже очень опытным и мужественным воином и держал его подле себя в Вышгороде. Но сын вдруг забирает всё самое ценное, что у него было – свою дружину и древнюю икону, написанную, по преданию, евангелистом Лукой, которая была подарена Ромейским императором его дяде святому князю Мстиславу Великому и хранилась в Вышгороде (теперь широко известная под именем Владимирская) – и тайно уходит на север.

Куда уходит князь Андрей? Практически, на задворки Древнерусского государства, в совершенно необжитые места Северо-восточной Руси, где не было таких городов, как стольный Киев, где не было практически никакой цивилизации. И там он обустраивает новую столицу, превратив захолустный Владимир в стольный город, в новый блестящий центр русской цивилизации. А на тот момент, говоря по-простому, это были «медвежьи места».

Князь Андрей Юрьевич увидел, что жители столицы уже утратили государственный смысл, что Киев – это уже умирающая цивилизация. И он переносит столицу на окраину государства. И начинается новая эпоха истории Руси, хотя и разорванная нашествием и вековым монголо-татарским игом. Новая Владимиро-Московская Русь превратилась снова в великое русское государство.

Святого Великого князя-мученика Андрея Боголюбского традиционно в историографии называют первым по факту русским царём. Он и совершает рывок к Русскому царству, перенеся столицу из обнищавшего государственным смыслом, но внешне величественного Киева.

Если мы посмотрим на дальнейшую историю России, то заметим, что этот алгоритм постоянно повторяется перед рывком в развитии нашего государства.

Первый русский император Пётр Великий в 1703 году основывает новую столицу государства даже не просто на окраине русского мира, а на территории, которая на тот момент де-юре принадлежала другому государству – Швеции. Только через 18 лет, в 1721 году, по Ништадтскому мирному договору эти территории отойдут к России. А на тот момент это была территория чужого государства. Но именно там Пётр Алексеевич основывает новую столицу и после этого страна осуществляет мощнейший рывок и превращается в сильнейшую мировую державу, крупнейшую империю мира, каковой и подобает быть Третьему Риму. Рывок к Русской империи начался с переноса столицы.

Как это ни парадоксально, но в этой же логике действует полный антипод Царской России – Владимир Ульянов-Ленин. Большевики, захватившие власть в Петрограде в октябре 1917 года, уже в марте 1918 года переносят столицу в Москву. Абсурдное решение с точки зрения марксистской логики, ведь опора большевиков – это рабочие. А самый индустриальный город Империи – Петроград. Опираться на рабочих можно было только там. Москва тогда – это пролетарское захолустье, мещанский, купеческий, мелкобуржуазный в терминологии марксизма, город. Но именно туда, на окраину пролетарского мира, переносит столицу Ленин, что даёт мощный толчок развитию государства. Большевики совершили рывок к русской супердержаве.

Словом, это поистине загадочный алгоритм русской истории – перед историческим рывком столица России переносилась на окраину государства.

Поэтому, если сегодня говорить о перспективах развития государства Российского, не такими уж безумными представляются предложения тех политологов, которые говорят о необходимости переноса столицы России из Московского мегаполиса куда-нибудь в Сибирь, в те места, которые ещё не обжиты русским народом, но которые являются основой нашего существования, основой нашего бюджета. Если конечно, у России еще остались силы на новый исторический рывок...

Это было написано, повторюсь, в апреле 2021 года, задолго до выступления Сергея Шойгу.

Было в нашей истории три исторических рывка, которым предшествовал перенос столицы на окраину русского мира: к русскому царству, к русской империи и к русской супердержаве. Три рывка были. Есть ли в планах Божественного Промысла четвёртый русский рывок? И если так, то этот рывок будет к чему? И немаловажно: есть ли у русского народа, у России силы на совершение рывка при нынешнем нравственном состоянии народа?

На эти вопросы у меня нет ответа…

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. на 4

Анатолий Дмитриевич, во времена СССР Москва ну никак не могла быть Третьим Римом, в Третьем Риме храмы не разрушают и духовенство не уничтожают, крестьянство не уничтожают, народ не терроризируют.
Hyuga / 11.08.2021, 17:48

6. В Сибирь, в Сибирь, в Сибирь!

https://kostroma.today/news/deti-v-kostromskoj-oblasti-udirali-na-velosipede-ot-medvedej/

5. О переносе столицы

Если министр обороны поднимает вопрос о переносе столицы государства в глубину страны на восток в Сибирь, это значит что проект Украина закрыт и нужно готовиться к размещению на её территории пусковых ракетных установок НАТО. В таком случае конечно подлетное время ракет, запущенных с территории Украины увеличиться. До Сибири лететь дальше, чем до Москвы.
Silvio63 / 09.08.2021, 20:08

4. на 1

Дорогой мой Бармалей, если так буквально понимать слова старца Филофея, то надо признать, Третьим Римом Россия была во время Московского царства и СССР, а во времена Империи, когда столица была в Петербурге, не была. А еще надо признать только Москву времен Василия 3-го, а все, что за границами той Москвы - не Третий Рим.

3. Басни Крылова - настольная книга каждого мысляшего Русского!

А вы, друзья как не садитесь
Всё в музыканты не годитесь!
(Крылов. "Квартет")
Менять надо не место, а себя по образу и подобию Христа; не столицу Империи, а правление Империей по образу и подобию Небесного Царства. Для этого надо двигаться от противоестественной демократии к естественной автократии или, по-русски, самодержавию. Что касается меня, то я бы лично закрыл Москву помыл, почистил, а потом открыл опять - вторично!
Апографъ / 09.08.2021, 10:08

2.

Разумно, Анатолий Дмитриевич!

1.

Анатолий Дмитриевич, а как же быть со словами Филофея о том, что Москва третий Рим и четвёртому не бывать? Правда мне не нравится засилье мигрантов в столице и то, что большинство крупнейших предприятий России, сами находясь далеко за МКАДом, зарегистрированы и платят налоги в Москве.
Бармалей / 09.08.2021, 06:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Пристрастные заметки об Идеологической секции съезда Союза русского народа
29.10.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Сергей Шойгу
Что содержала «папка Пригожина»?
Размышления о феномене главы ЧВК «Вагнер»
18.09.2024
Когда мы добьём Украину, всё начнётся
Западу нужно искать новые формы противостояния с Россией, а других вариантов, кроме прямого конфликта, он не находит
17.09.2024
Пропаганда на подхвате
На третьем году СВО практически без изменений
05.09.2024
«Иран имеет право на самооборону»
Нетаньяху своей авантюрной политикой втягивает мир в возможность возникновения крупного военного конфликта на Ближнем Востоке
08.08.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
07.11.2024 20:03
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
07.11.2024 19:06
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
07.11.2024 18:46
Разговор со стеной
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.11.2024 18:43
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от Советский недобиток
07.11.2024 18:38
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Фиалковский
07.11.2024 18:35
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 17:52