Продолжение, начало здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.
Тема, связанная с Третьим храмом, возникла не случайно и не являлась моей инициативой. Я удивилась, когда один уважаемый священник предложил мне написать некое исследование о Третьем Иерусалимском Храме. Признаться, уже тогда в душе поселилась тревога: почему именно эта «ядовитая» тема и почему непременно сейчас? Священник был непростой, слов на ветер не бросал. Так неужели и правда «близ есть, при дверех»? Не знаю, насколько у меня получилось «разобраться» с предметом, но в процессе работы одну вещь я поняла точно: чем глубже погружалась в материал, тем больше возникало вопросов. А поэтому нужно было бежать за помощью…
Живя рядом с Оптиной, я всегда имею возможность советоваться по тем или иным «трудным» вопросам с местными монастырскими и приходскими козельскими священниками. Духовенство тут, милостью Божией, сильное. Погибнуть в «интеллектуальной пустыне» или «информационном болоте» не позволят. События в мире развиваются настолько стремительно, да и в каком-то совершенно новом, неведомом доселе фантастическом формате, что у простых людей не получается их элементарно отслеживать, а уж тем более интерпретировать – не хватает духовной зоркости. Без праведной жизни – какие интерпретации? А поэтому, как слепые, то впадаем в крайности, то малодушествуем. В лучшем случае просто бродим впотьмах посреди новейших «измов» и формаций, не понимая, как к чему относиться, не разбирая, что важно, а что нет, что опасно для души, а что надумано; где, в конце концов, Божье, а где лукавая подмена, – настолько головокружительно смещаются в наши окаянные дни ориентиры. Человечество и правда стоит на пороге какой-то, как говорят, «э-эры». И вот, один уже беспечно бежит навстречу «новому прекрасному миру», подставляя руки и лбы под модные «татуировки», а другой, наоборот, столбенеет перед ним, поскольку происходящее подозрительно напоминает ему какой-то жуткий Армагеддон.
И всё это происходит с нами, словно в первый раз, и ответить на вопросы, которые ставит перед нами жизнь, оказывается возможным только Духом Святым, человеческое рассуждение тут бессильно. Вот здесь-то, кроме чтения Евангелия и писаний святых отцов, и необходим живой пастырь, который через собственный молитвенный подвиг смог бы растолковать содержание всей этой гремучей и харкающей огненными языками апокалипсиса «новостной ленты», разъяснить с точки зрения духовных законов, а главное перспектив. Как быть и что нам делать – словесным овечкам стада Христова? Живое пастырское слово о самом остром, о том, о чем говорить «страшно», сегодня не сыщешь и днем с огнем… Но случаются счастливые исключения!
Батюшка предварительно ознакомился с текстом моих прежних статей, после чего состоялся наш разговор. Пусть не смущает вас то, что мой собеседник выступает инкогнито, тому есть свои причины.
- Отче, события новейшей истории всё отчетливее показывают, что дороги мировой политики ведут не куда-то, но в Третий экуменический храм, где рано или поздно воссядет некий избранный «божий эмиссар», а по-нашему антихрист, который откроет для человечества эру «мира» и «сотрудничества» между народами. Что, если столь настойчивое и успешное продвижение этими финансовыми «элитами» своих глобалистских реформ, суета вокруг восстановления Третьего храма и появления предсказанного нам «человека греха», грезы о новом мировом порядке, единой финансовой системе и отмене наличных денег, ограничении личных свобод и, как итог, запрет на веру во Христа, – что, если всё это реальность, наше ближайшее будущее? Мы видим, что эти люди всерьёз нацелены посадить на трон своего выкормыша и показать всем «кузькину мать». Вот только суждено ли всем их планам сбыться? Возможно ли перепрограммировать общее направление истории? Или нужно смиренно идти навстречу предписанному в Евангелии и Апокалипсисе? Ведь все знают, что антихрист рано или поздно воцарится. Возможно, и время это уже пришло? Как жить со всей этой «новейшей формацией» общества, с этой чудовищной повесткой на будущее?
– Верны Ваши вопросы и дух озабоченности. Признаки приближения конца всё явственнее проступают перед нашими глазами – того трагического окончания мировой истории, о котором мы предупреждены Самим Христом. Можем ли мы быть равнодушными? Можем ли молчать, когда и камни уже вопиют? Под этими «камнями» в данном случае можно подразумевать современные технологии, мёртвые по сути, но говорящие, а точнее, вопиющие к нам, подобно живым.
Ваш материал составлен во многом из анализа различных иудейских источников. Я считаю, что это область такой «мутной воды», которой невозможно напиться, как и морской водой. Иудеи, я думаю, и сами часто бродят во тьме и выдают желаемое за действительное даже для самих себя; тем более на мистификациях и хитрых головоломках построены их так называемые «новости» и откровения всем внешним, которых они именуют «гоями» (по-еврейски «гоим»), то есть «язычниками». Доверять им крайне наивно, они всё равно нас переиграют, перехитрят.
Мы должны понимать, что информационный поток очень сильно фильтруется. Всякому режиму или группам людей, которые стремятся к контролю и утверждению своей власти, надо формировать сознание подданных. Нужная информация пропускается в медиапространство, многократно повторяясь на разные лады, а ненужная совершенно не допускается. У меня на исповеди были люди, которые профессионально этим занимаются, обслуживая «заказы» сильных мира сего, и надо сказать, с большим успехом. Вообще, над формированием «нужных» взглядов и особенностей психологии людей работают очень серьезно. Это – «система», обладающая большим научным потенциалом и ясными, отточенными в течении многих десятилетий, планами. Это очень хорошо раскрыто у антиутопистов Джорджа Оруэлла, Евгения Замятина, Рея Бредбери.
Причастность к власти и стремление к авторитету, принадлежность к элите давно уже перемешали потомков аристократии с членами различных масонских кругов и ведущих кланов финансовой олигархии. Многие из них тесно переплетены и с верхушкой талмудического иудаизма. Что их объединяет? Близкие идеалы, схожие корыстные стремления. Одни явно поклоняются одним богам, другие могут быть уверены, что их боги иные, но это не меняет сути. Поскольку они принадлежат к антицеркви, то в их мире все перевернуто, как в зазеркалье, с ног на голову. Гордость и ненависть – их основные законы. Если они и не едят друг друга, как пауки в банке, то лишь по причине того, что или не выгодно, или страшно. Во всяком случае, гораздо больше они ненавидят всех остальных. И даже сатане они предаются вовсе не искренно, а своекорыстно, с надеждой на самообожествление. Человеку несведущему все это покажется страшной клеветой на симпатичных людей во фраках и странноватых, но очень остроумных людей в шляпах. К нашему времени им в целом удалось договориться относительно глобального развития мира, установления полной власти над ним.
- Они уже не скрываются особо и озвучивают эти планы, среди которых сокращение численности населения, тоталитарный контроль…
- Заметьте, мы против них – как насекомые, которых опрыскивают, а они почему-то не хотят вымирать. Просто лилипуты против их интеллектуального, технического, финансового могущества. И противостоять этой «системе» может только «стихия» жизни в Боге. Соединяясь с Началом невещественным и сверхсовершенным, человек может черпать от Него силу и мысль, превосходящие его противников. Так и неложную «информацию» мы должны черпать из Священного Писания и Природы – двух основных Книг Познания, данных нам Творцом. Может показаться, что это утверждение очень наивно, но это вовсе не значит, что мы должны становиться какими-то начетниками, не поднимающими носа из-за огромных «талмудов» почитаемых нами Книг. Вовсе нет. Однако, только жизнь ума, «плавающего в Священном Писании», как сказал преп. Серафим, дает возможность прозревать за потоками «мутных вод» современной информации крупицы истины.
Количество и агрессивность информации сегодня так велики, что они задавливают ум человека просто своим объёмом. Я постоянно сталкиваюсь с такими «приплюснутыми» людьми на исповеди и вне ее. Их сознание настолько полно уже решёнными за них вопросами, что не способно вместить другую точку зрения. Пытливому уму часто кажется, что он предпринял все возможные для него старания и теперь обладает полнейшей и самой непредвзятой информацией. И тем не менее, они ошибаются! Как это горько видеть! Воистину великая сеть раскинута для разума, «сеть», уловляющая и не выпускающая. Видимо, человек вне интернета скоро станет самым «мудрым» и «прозорливым», даже не потому, что Бог будет открывать ему веденье происходящего, а потому, что все остальное человечество «ослепнет» от информации и совершенно забудет о другом измерении.
Итак, если мы сделаем попытку перейти на другой уровень «информационных потоков», то не будет нужды выяснять множество мелких и несущественных вопросов относительно Третьего храма. В Священном Писании есть параллели, которые помогут нам понять эту проблему. Одно из них – это видение пророка Иезекииля, описанное в 40-й главе его книги: муж, лицо которого сияет, подобно начищенной меди, измеряет тростью и куском льняной веревки небесный храм и показывает особенности богослужения в нем. Это очень подробное описание всех деталей храма возвещало о будущем восстановлении разрушенного Навуходоносором первого иудейского храма.
Подобное видение мы находим в 10-й главе Апокалипсиса, где престарелому ученику Христа Иоанну было повеление измерить небесный храм. Суть явления – в том, что все сакральное земное имеет свой прообраз на небе. И в этом Небесном храме нет ничего неважного или случайного. Все пронизано многими смыслами и говорит на своем символическом языке. И это видение отстоит всего на несколько лет от разрушения второго храма и самого Иерусалима полководцем Титом, будущим римским императором, совершившегося в 70-м году, в результате Иудейской войны.
- То есть Вы хотите сказать, что это явление было своеобразным пророчеством о будущем восстановлении Храма в Иерусалиме, того самого Третьего храма?
- Думаю, тут все сложнее. С одной стороны, Иоанну четко сказано, чтобы он не измерял внешний двор храма, который, как и святой град, будет отдан на попрание язычникам в течение 42 месяцев, т.е. на время воцарения антихриста. Под именованием язычников здесь, видимо, указываются все принявшие власть зверя и поклонившиеся ему, и таким образом отказавшиеся от поклонения истинному Богу. Как их еще назвать? Только язычники. Получается, что Третий храм все же фигурирует в будущем историческом пространстве Откровения. Но о земной судьбе самого храма, измеренного Иоанном, не сказано, – только о «внешнем дворе». Возможно, под этим именованием церковного, но не сакрального пространства, имеющего лишь его признаки, и говорится о Третьем храме. Что это за храм, если там не будет совершено ни одного богослужения, а только антихристослужение и всяческие церемонии? Просто церковный «двор», не более того.
С другой стороны, тот храм из Небесного Иерусалима, внимательно описанный Иоанном, хотя и имеет некоторые черты, повторяющие ветхозаветный прообраз, все же совершенно отличается от него. И естественно, он не похож на то сооружение, что по точному описанию хотят воздвигнуть иудеи на святом Сионе. Можно сказать, это совершенно не воплощаемый на земле новозаветный символ. Центр его – Агнец, с Которым, вокруг Которого совершается непрерывное богослужение, состоящее не только из молитв и гимнов, но и из многих действий. Различные периоды завершения земной истории внизу, сопровождаются здесь рядом своих событий, которые или являются реакцией на земные события, либо наоборот, начинают их. И весь пласт этих явлений настолько сложен, что их невозможно свести к чистой истории, пусть даже изложенной символическим языком. Это события, относящиеся и ко времени (для чего и показаны Иоанну, как последовательная цепь событий), и одновременно вневременные.
После распятия Христа Ветхозаветный Храм теряет истинное наполнение, и его явственно покидает благодать – «се оставляется дом ваш пуст» (Мф. 24: 38). Благодать уходит при ярких внешних знаках и знамениях, как сообщает об этом ревностный иудей Иосиф Флавий, современник тому («Иудейская война», книга 6-я, глава 5-я). Сила Божия покинула место, а сами камни, в общем-то, кому нужны? Но после Тита не осталось и камней, и вот теперь иудеи с великой тщательностью восстанавливают, а точнее, реконструируют всё до мелочи. Это их игрушки, пускай забавляются в своей песочнице. Нам это может быть интересно как некий казус археологии и церковной истории, как описание в книгах Ветхого Завета особенностей жертвоприношений, которые почти никто не читает, – только так, и не более того.
Нынешнее, третье по счету, воссоздание Храма – инициатива всецело иудейская. И хотя воссоздаётся здание, принадлежащее и нашей церковной истории, Церковь Христова никакого участия в этом не принимает, поскольку не имеет в том нужды. В каждом нашем храме присутствует тот небесный проект, тот образ, что показан в Откровении Иоанну Богослову. Пусть и в очень скромной форме, главное, он присутствует мистически. Присутствует в храмах и образ Тела Христова. Внешняя форма – это телесность, которую наполняет дух. Когда-то Господь сказал иудеям: «Разрушьте храм этот, и в три дня воздвигну его» (Ин. 2: 18). Говорил он о Своем теле, они же подумали, что он покушается в помыслах на их храм.
- А будет ли Третий храм иметь силу жертвенника сатаны?
- Вопрос интересный. Их «храм» для нас не имеет никакой мистической ценности. Как положительной, так и отрицательной, но лишь дотоле, доколе мы пребываем в молитве и стоим в истине. Иудеи ждут своего «машиаха» и хотят его посадить в своем храме. Поскольку предсказано, что «посадят его в храм Божий как бога» (2Фес. 2: 4), то им это удастся. Жаль только, бедные иудеи поймут это слишком поздно, хотя и сказано, что некоторая часть их, в конце концов, спасётся, отвергнув антихриста.
- И всё-таки у апостола Павла сказано, что его «посадят в храм Божий»?
- В своё время мы много рассуждали на эту тему. Понимаете, ведь Третий храм тоже посвящается Богу Ветхого Завета. Кому на самом деле поклоняются иудеи, это уже другой вопрос. Христос не зря очень резко обличал верхушку иудейскую: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня… ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8: 41-44). Та часть иудеев, которая не приняла Христа, со временем вся стала богоборческой, подчинилась диктату Талмуда и Каббалы. Но раньше, во времена апостолов, иудеи еще поклонялись Богу Отцу, и для апостола Павла «храмом Божиим» мог быть только Иерусалимский храм. И послание апостола писалось, когда Иерусалимский храм ещё оставался святым, а апостолы еще ходили туда молиться.
- Но именно не принявшие Христа иудеи сейчас восстанавливают свой храм?
- Знаете, я вот думаю, а стоит ли нам переживать по поводу этого Третьего храма? Опасаться его строительства? Я совершенно не понимаю, чем эта историческая реконструкция и пусть даже место коронации будущего антихриста грозит нам? Возможно, Вы со мной не согласитесь… Мне представляется, что у нас с иудеями абсолютно параллельное бытие, не соприкасающееся никак. Это здесь телесно мы сталкиваемся с ними в метро, на улицах, но в области Духа мы проходим в совершенно иные пространства.
- Отче, но в действительности обладают ли они силой, способной приблизить приход антихриста? Они заявляют, что своими действиями, молитвами «имманентизируют эсхатон». Так ли это?
- Постойте, этот термин означает «делают доступным последнего (ἐσχάτου)», так? Наверное, это утверждение имеет смысл, раз они восстанавливают храм, готовят облачения, выращивают всяких рыжих коров. Одним словом, крайне стараются всё подготовить. Пускай готовят, это их дело. Об этом ведь тоже известно, что так они и должны поступать. Но приблизить конец и мнимое их господство, мне кажется, им не дано. Ведь Агнец Божий на небесном престоле вовсе не спит. В Чьей руке времена и сроки, все наши жизни?.. Чего же нам теперь суетиться? Быть может, примеривать на себя ермолку? Или наоборот, накручивать себя в ненависти к этим людям, только потому, что их самих обманули?
Всё идет по сценарию Откровения, там всё написано. Возьмите политику. Правительства превратились в муху, пойманную пауком. Если она и шевелится, то только потому, что он дернул за паутину. Внешне они еще сохраняют свой вид, лапки и крылья, а внутри уже давно высосаны кровопийцами, которых удачно называют «хозяева денег» или «князья иудейские». Законы изменяются, всё более приспосабливаясь к требованиям мировой закулисы. Культура и наука, церковные и светские глашатаи выстраиваются в очередь, чтобы успеть вовремя прославить или оправдать действия «большого брата»… Нам остаётся только одно прибежище – Церковь, поскольку она спускает небо на землю, а человека возвышает и преображает.
- Люди приходят в Церковь и часто слышат там вещи, прямо противоположные тому, о чём Вы сейчас говорите.
- Голос Церкви надо отличать от заявлений некоторых её представителей. Он не должен расходиться с Евангелием. Если сказано: «внидите узкими вратами», а священник с экрана или амвона вещает о великих преимуществах идти путем пространным, к чему его слушать?
Впрочем, Господь предупредил нас, что «за исполнение беззакония охладеет любовь многих … и тогда соблазнятся многие, и друг друга предадут, и возненавидят друг друга. И многие лжепророки возбуждены будут и обманут многих» (Мф. 24: 10-11). «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4: 1-3). Простому человеку, конечно, это трудно различить, но смотрите, как громоздятся друг на друга все эти слои лжи и обмана. И сейчас внешняя ситуация такова, что говорить правду во всеуслышание уже нет возможности… Такое время! Но я бы не драматизировал в связи с этим общее положение. Пока тот, кто хочет услышать слово, всегда найдёт к этому возможность.
- Когда Святителя Игнатия (Брянчанинова) спрашивали о приходе антихриста, он отвечал, что точной даты нет, и что приход антихриста определят люди своей злобой. Так каковы наши перспективы?
- Мне представляется, нам не о времени воцарения антихриста надо переживать, до которого многие из нас не доживут. Я не утверждаю, что времени еще много, но сейчас человечество еще не совсем готово. Если мы всмотримся в историю: сколько там мерзостей было, но человек оставался по сути неизменным. Сейчас же надвигается период, когда сама природа человека изменится. И вот это «недочеловечество», оно и примет «человека греха», и поклонится ему. Владыка Игнатий и не предполагал, что это будет за «злоба». Он имел в виду злобу как дитя, рождающееся от брака нравственного разложения и гордости.
- Но ситуация в мире меняется с такой головокружительной скоростью, кажется «близ есть, уже при дверех»?
- Да, еще апостолы воздыхали: «Дети, последняя кончина…» (1Ин. 2: 17). У нас есть истинный критерий оценки этой ситуации, и он указан в Евангелии Самим Господом. Это переломный момент последних времён – «мерзость запустения на святом месте». Что такое «святое место»? Может быть, это возрождаемый иудеями Третий храм? Тут могут быть разные толкования, потому что без внимательного изучения седмин в пророчестве Даниила, где впервые упоминается «мерзость запустения», мы настоящий смысл этого не поймем. С одной стороны, Третий храм мёртвый, как неодушевленный скелет. Скорее всего, тут имеются в виду наши храмы, живые, где бьет ключом вечно живая струя великого Таинства Тела и Крови Христовых. Так вот, если в наших алтарях вы «увидите мерзость запустения, стоящую на святом месте» (Мф. 24: 15), туда не только нельзя будет ходить, но надо будет «бежать в горы» (Мф. 24: 16), т.е. в непроходимые места. Поскольку всякое соприкосновение с властью антихриста будет губительно и крайне соблазнительно, а избежать этого можно, только абсолютно исключив себя из виртуального и реального общения с обществом того времени. Так и сказано: «лжепророки дадут знамения великие и чудеса, так чтобы обмануть, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24). Даже самый стойкий человек не может рассчитывать, что его не смогут ввести в заблуждение обманом.
- Батюшка, а что такое «мерзость запустения»? Ведь под это понятие можно подвести многое? Как же разобраться?
- Вы правы. Само слово «мерзость» (по еврейски «шиккуц») означает не просто что-то отвратительное, а служит в Ветхом Завете конкретным понятием. Оно обозначает предмет или обряд ложного культа, которым следует гнушаться по религиозным соображениям. То есть обряд будет совершаться, но он будет мерзок пред очами Бога. Этого невозможно будет не заметить.
В 12-й главе Апокалипсиса дается обетование о том, что Церковь верных, которая представлена там, как Жена, облеченная в солнце, «убежала в пустыню», где «приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там» (Откр. 12: 6). Из этого видно, что краткое время правления антихриста не особенно коснётся самой Церкви. Господь укроет истинно верующих в местах сокровенных. И заметьте, как только скрывается Жена, облечённая в солнце, появляется ее антитеза, которую по традиции называют Великая блудница, у которой на лбу написано несколько имен: «Таинство», по-гречески «мистерион», что значит «священнодействие», а в данном контексте уместнее сказать, «сквернодействие»; «Вавилон», что значит «смешение», и «Мать грехам и мерзостям земным» (Откр. 17: 5). По сути, это антицерковь, «синагога сатаны» (Откр. 2: 9 и 3: 9). Недаром в руках её «потир» – сосуд для совершения богослужений. Пока Церковь не скрылась, она, конечно, существует, но втайне, неявно. Причем, из посланий семи церквям, с которых и начинается книга Апокалипсиса, видно, что антицерковь нередко проникает и внутрь церковной ограды, представляется самой Церковью.
Понимаете, Церковь – это и есть тот «удерживающий теперь», о котором сказано, что пока он не будет убран из общества, «тайна беззакония» не получит силу. Многие видят в этих словах роль царя или просто любой власти, сдерживающей разврат и безумие «одичавшего» человечества, но на самом деле речь идет о Евхаристии. Об этом пишет Ефрем Сирин, и это точно, ведь схватка идет не с людьми, а с самим сатаной. Какой царь ему может противостоять? Только Царь, умирающий за Свой народ. Постоянно совершающееся Таинство Тела и Крови – вот чего более всего боятся в аду. И наши храмы – это крепости на инфернальных рубежах. Вся эта магия, различные жертвоприношения сатане, все сквернодействие антицеркви разбивается о незримые границы Жены, облечённой в солнце, и отползает во тьму личного греха, в закоулки отсутствия света молитв.
- Сейчас есть люди, которые ушли из Церкви, не поминают Патриарха, обличают тех, кто продолжает ходить в храмы. Это складывается новый раскол?
- Я как раз к этому и веду. Среди них много ревностных, неравнодушных людей, но они поторопились и частные отступления приняли за общее. И происходит это лишь потому, что они не знают как следует Писания, не советуются со старцами, а доверяют духу ревности, который очень легко спутать с духом рвения, обольщения и осуждения. Расколом это назвать еще преждевременно, но рано или поздно любое самочинное сборище перерастает в более тяжелую форму болезни – раскол. А происходит это оттого, что они начинают все больше и больше поносить Таинства, будто бы несовершающиеся, и Жену, облечённую в солнце, называют блудницей.
- Они утверждают, что вместе участвовать в Таинствах с иерархами, совершающими экуменистические действия, – это соединяться с ними в духе.
- Знаете, тут налицо непонимание природы Церкви, которая свята и непорочна. Вот на наше тело и внутрь его попадают неисчислимые количества микробов и вирусов, но всем им поставлены Творцом преграды и определённые защитные механизмы, о многих из которых мы не догадываемся. Точно так же множество грехов отдельных людей очищается, попаляется внутри Церкви Духом Святым. Если бы было иначе, нас бы давно уже разорвало на атомы. Вообще, природа Церкви – Тела Христова, двусоставна. Как и в Богочеловеке, есть Божественное, непорочное естество, и земное, видимое всем, страждущее и изменчивое. Эта земная составляющая Церкви вбирает в себя не только праведность и богообщение отдельных людей, но и многие пороки, свойственные всему человечеству. Грех, конечно, не входит в соединение с небом, он здорово отравляет нам жизнь, но нам никуда от него не деться. Мы должны терпеть, должны болеть, что же делать? В истории Церкви всегда были ревнители, требующие изгнать грешников, отлучить и не общаться с отступниками во время гонений, но Церковь терпела их «праведность» наравне с покаянием отрекшихся от Христа.
- Мы можем сказать, что живём во времена апокалиптические? Что ждёт нас в будущем?
- Евангелие учит нас реализму настоящего, ведь будущее не в нашей власти. Христос говорит, что нам «довлеет злоба настоящего дня» (Мф. 6: 34). Огромная беда происходит оттого, что многие «убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13: 5). Не стоит, всматриваясь в будущее, пугаться, паниковать, обмирать от ужаса будущих зол и скорбей. Когда мы заражаемся духом паники, мы упускаем главное – наше упование. Мы каждый день живём в чуде, мы просто не видим, не осознаем, от скольких бед спасает нас Господь ежеминутно. Ведь пространство вокруг нас наполнено бесами, которые ненавидят нас. Духами, по сравнению с которыми любой уголовник или насильник просто агнец.
- Что же, отдаться воле Божией и успокоиться?
- Конечно! Но обольщаться внешним спокойствием не стоит. «Тайна беззакония» действует по строго продуманному плану, но победа ее станет возможна только из-за нашего всеобщего «отступления». Мы должны вымаливать нынешнюю ситуацию. Сейчас более широкой волной затопляет храмы антицерковное или, говоря по-научному, екклесиологическое лжеучение. Церковь пытаются уложить в постель, инфицировать ее «короновирусной ересью»!
- Многие пребывают в смущении, растерянности, тихой панике.
- Да, но все же хорошо, что такие «точки излома» существуют. Они показывают крепость нашей веры, выводят на поверхность малодушие и формализм.
«Мерзость запустения на святом месте» – это не тайна, мы должны ее именно «увидеть». Понятно, что именно сейчас закладываются мысленные бомбы, которые потом подорвут привычный нам мир. Изменят фундаментальные понятия и постулаты жизни Церкви. Уже совершены первые атаки на Евхаристию, уже закрывались на наших глазах храмы...
- Так что, «бдите и молитесь…».
- Да, Вы очень удачно вспомнили эти слова Христа. Было бы хорошо завершить ими нашу беседу. Но знаете… я подумал, что опять мы совершаем одну и ту же ошибку. Слишком много говорим о негативе, погружаемся в рассмотрение всего этого зла, и в результате получается такое давящее, тяжелое впечатление, а воздать славу Богу забываем. Ведь у нас очень сильная Церковь! Я сейчас имею в виду не Небесную Церковь святых, не легионы ангелов, а неисчислимые, и возможно неприглядные с виду сокровища земной Церкви. Сколько в ней тихих, неприметных тружеников, никому не известных молитвенников, совершенно замечательных священников и праведных мирян. Они вовсе не медийные персоны (смеётся). Это наша тяжелая артиллерия, которая постоянно утюжит позиции врага, сама оставаясь невидимой. Поэтому Господь и утверждает нас: «Егда увидите все сие сбывающееся, восклоните лица ваши», то есть поднимите лица к небу, не унывайте. Все не так плохо, как зачастую нам кажется…
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
2.
1. "... Опять мы совершаем одну и ту же ошибку".
"Нам оставлено покаяние"... 70 лет безбожия (да и до этого...), последние 30 лет — 95% верующих остаются вне храмов, вне молитвы, вне Бога — так? Возможно, надо просто самим себе неформально сказать ПРАВДУ, т. е. признать собственное поражение как результат собственного НЕРАСКАЯННОГО, да и НЕОСОЗНАННОГО до сих пор ГРЕХА и ПРОСТО искренне попросить Господа о спасении и помощи..? А мы "как всегда" пытаемся сами, без Него! решать своим хилым умишком принципиально неразрешимые для нас проблемы... Ну, не по силам они нам... Ошибаюсь? Возможно.., но возможность-то искреннего и умного покаяния, а значит и победы в ЛЮБОЙ брани у нас НИКТО не отнимал... /Вообще-то Вы с Вашим собеседником об этом и говорите... Несколько другим языком только... Верно?/. Но бесконечные навязчивые призывы к покаянию сильнее отталкивает от него, чем даже запреты... Нет? Кстати, не в этом ли состоит ещё одно /помимо чрезмерных усложнений и самомнения/ из важнейших наших поражений? У нас же сейчас положение мутнее и грязнее даже "разбойничьего" Верно? :
https://drive.google.com/file/d/12O1ZNl03dx57ajKnp2gEK8iBrjnE3Q97/view?usp=drivesdk
Конечно, я использую своё право на ошибки...