«Все великие раввины нашего поколения говорят, что Мессия вот-вот раскроется. Все знаки, предвещающие это великое событие, нам известны: пророки описали все признаки, предсказанные в книгах Гемара, Мишна, Мидраш. На наших глазах описанное ими происходит один за другим. Единственное, что нам нужно сейчас – это оставаться сильными еще немного», – сказал в августе 2020 года раввин Шломо Амар, бывший главный раввин Израиля.
Мир охвачен бедствиями пандемических масштабов, его сотрясают климатические катаклизмы, лесные пожары, штормы, землетрясения, не говоря уже про духовное, когда появляются новые Вавилоны и преумножаются Содомы. Сегодня, как никогда, человеку легко почувствовать, что «конец времён» действительно близок. Не случайно, именно в этом году несколько видных еврейских религиозных лидеров всерьёз заявили, что их мессия прибудет в ближайшее время, и называли даже точную дату прихода.
Из Мишны (еврейская литература) иудеи знают, что эпоха предшествующая воцарению мошиаха изобилует социальной коррупцией: «Перед приходом мессии высокомерие будет расти, цены вырастут... правительство превратится в собрание уголовников, и никто не будет их упрекать...» (Сота 9: 15). Другие иудейские предзнаменования конца времён включают нищету, невежество, религиозное отчаяние, когда и Тора будет забыта. Одним словом, раввины дружно утверждают, что на Храмовой горе Иерусалима – самом святом месте в мире – совсем скоро начнётся светопреставление.
Да, многие христианские и мусульманские лидеры согласны с апокалиптической оценкой происходящих в нашу эпоху событий. «Сегодня читать пророчества – как читать газету: так все ясно написано», – говорил схииеромонах Аристоклий Афонский.
Но некоторые религиозные и общественные группы проявляют в этой связи, прямо скажем, очень нездоровую и слишком агрессивную активность. Сегодня на теме «конца света» создана целая предапокалиптическая культура странного оккультного толка. Поступательно и организованно некие силы навязывают обществу контекст, связанный с появлением некоего избранного «божьего эмиссара», который откроет для человечества эру мира и сотрудничества между народами. Особенно преуспели в этом деле американские евангелисты, которые плотно засели в правительстве и имеют колоссальное влияние на политическую повестку в США. Мы, ортодоксальные христиане, рассматриваем эти группы как представителей религиозного и политического экстремизма, а не истинного христианства. Их взгляды на судьбу Иерусалима исключительно «апокалиптические», они живут в ожидании войны и разрушения Ближнего Востока, трактуя в выгодном им ключе различные пророчества о втором пришествии Христа, нагнетая ситуацию и сея панику.
В отношении темы о загадочном «эмиссаре»… Думаю, вы почувствовали, что именно на этом месте когда-то была изобретена ересь экуменизма. Так что, кому выгодно раздувать и транслировать апокалиптические ноты, понятно без слов и можно было бы завершить начатый разговор.
Но, вот вопрос. А что если столь настойчивое и столь успешное продвижение всеми этими пресловутыми финансовыми «элитами» своих глобалистских повесток: таких как всемирные экономические, политические, культурные и религиозные интеграции, мировая цифровизация, воздвижение экуменического храма единой религии бульонного типа и пр. и пр. – что если всё это, действительно, приближает кульминацию с приходом самой зловещей фигуры в истории? И не важно, чем и как мотивированы эти силы. А может быть они вовсе и не расчётливые политики, а как раз самые оторванные фанатики-экстремисты? Как бы то ни было, но история с машиахом им очень интересна. Эти люди всерьёз нацелены посадить на трон своего выкормыша и устроить светопреставление. В таком случае это будет грамотный политический ход влиятельных американских политиков-евангелистов – ход конём Апокалипсиса.
Мечты о восстановлении Третьего храма и появлении в человеческом облике «человека греха» – антихриста, передача ему от сильнейших политиков мира всей власти на земле, грёзы о вступлении в силу нового мирового порядка, введении в строй единой финансовой системы, ограничении личных свобод гоев и запрет на веру во Христа. Вот только суждено ли этому сбыться?
Оптинский старец Амвросий замечал, что теперешнему времени особенно приличны апостольские слова: «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет Антихрист и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2: 8). А святой Паисий Святогорец говорил ещё более конкретно: «Сионисты представят своего царя, а иеговисты его примут. Все они признают его царём, скажут: "Да, это он". Произойдет великая смута. В этой смуте все захотят царя, который мог бы их спасти. И тогда они выдвинут человека, который скажет: "Я – имам, я – пятый Будда, я – Христос, Которого ожидают христиане, я тот, кого ждут иеговисты, я – мессия евреев". У него будет пять "я"».
Конца света никто не отменял. Признаки последних времён действительно прописаны в Евангелии, и православные их хорошо знают, и сегодня они налицо. Но согласно Евангелию, Апостолам и учению Святых отцов сроков Второго Пришествия Христа не знают даже ангелы. Когда Святителя Игнатия (Брянчанинова) спрашивали о приходе антихриста, то он отвечал, что точной даты нет, и что приход антихриста определят люди своей злобой. Про злобу запомним, поскольку это ключ в наших дальнейших рассуждениях.
Так как нам относиться к грозным знамениям времени, которые предсказывали святые, и которые сегодня не замечать уже не получается? Как правильно относиться – не закрывая глаза, но трезво? Как относиться, чтобы невольно не стать частью негласного проекта с названием «Третий храм», цель которого – воцарение единого правителя, машиаха. Ведь трезво оценивать ситуацию и знать о предстоящих потрясениях для христиан совсем не означает провоцировать или тем более стимулировать их приближение.
Немецкий философ и историк Эрик Фёгелин, человек далёкий от православия, в этой связи, однако, очень верно советовал: «Не имманентизируйте Eschaton!», – вот универсальный ответ на поставленный вопрос. Наверное, не совсем понятно? Но об этом в продолжении…
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России