Продолжение, начало здесь.
…Вот перед нами панорама Старого города Иерусалима. Устремляясь взором на запад от Оливковой горы и простираясь вглубь через долину реки Кедрон – мы созерцаем Храмовую гору. Она занимает большую часть панорамы: от свинцовой мечети Аль-Акса до золотистого купола Скалы. Иудеи верят, что это именно то самое место, куда явится их «мессия» (антихрист).
На территории Храмовой горы (по другому горы Мория или Сион), по убеждению евреев, находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм. Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм. В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения – мечети Аль-Акса и Купол Скалы.
В наши дни взгляды всего мира прикованы к событиям в Израиле. Помните, как совсем недавно у этой самой Храмовой горы, в День Иерусалима разразились сильнейшие столкновения между палестинцами и израильской полицией, переросшие в дальнейшем в настоящую войну. Те, кто знали, что на самом деле происходило в те дни в Иерусалиме, затаив дыхание следили за происходящим. По сети поползли уникальные кадры противостояния, а главное прямые эфиры. Столкновения неумолимо приближались к «святая святых»! И вот, взрывы уже раздаются непосредственно в мечети Аль-Акса. Казалось, что развязка в виде «шального снаряда» совсем близко – кто в такой неразберихе поймёт, «откуда прилетело».
Параллельно шла трансляция от Стены плача… И она была абсолютно уникальная. Её невозможно забыть! Тысячи ортодоксальных иудеев в кипах, полосатых талитах, при параде... Но нет, у Стены плача они вовсе не плачут – пляшут, хохочут, веселятся, обнимают друг друга. Но что же произошло? Что так сильно взволновало этот народ? Да, пожар в Аль-Аксе! Высокие огненные языки поднимаются над Стеной, освещая всё вокруг тревожным заревом, и становится понятной причина ликования евреев. Неужели, дождались!?
Позже прошла информация, что горела вовсе не Акса, а старое дерево во дворе комплекса. Несмотря на вроде бы исчерпавший себя сюжет, в память врезалось необычайное веселие евреев – бурное, стихийное. Эта была внезапно вырвавшаяся энергия религиозного экстаза… Словно приоткрылась завеса, и на секунду вырвался на свободу страшный джин машиаха. Того самого, которого они на протяжении тысячелетий так самозабвенно ожидают, о котором грезят денно и нощно.
Йосеф Бергер, раввин гробницы царя Давида на горе Сион, комментируя случившийся пожар на Храмовой горе, позже сказал: «В последний раз подобный пожар был при разрушении Второго Храма. Согласно пророчеству, именно этот огонь сигнализирует о возвращении Храма».
В пожаре на Храмовой горе раввины усматривают знак скорого приближения Третьего Храма. Они считают, что Храм, разрушенный огнём (Второй Храм), будет восстановлен огнём (Третий Храм), и что огонь приготовляет место для открытия Третьего Храма и воцарения машиаха.
Тема, связанная с машиахом, постоянно подогревается в Израиле. В прессе то и дело появляются сообщения о том, что скоро явится, или «уже тут».
В феврале 2020 года, в интервью радио «Radio 2000», известный в Израиле раввин Яков Циссгольц сделал заявление, согласно которому машиах уже находится в Израиле. Он сказал, что и раввин Каниевский, и цадики поручили ему информировать евреев о скором появлении машиаха и донести до общественности: «Процесс искупления вот-вот начнётся, и события будут разворачиваться в стремительном темпе… Разве вы не слышали о Гоге и Магоге? Это то, что произойдёт очень скоро. Сейчас ситуация более взрывоопасна, чем вы можете себе представить».
Еще один известный раввин – господин Зев Порат, дал специальное интервью «SkyWatch TV». В нем он также говорил о том, что война Гога и Магога начнется со дня на день, что события будут развиваться очень быстро и так далее.
На сегодня палестино-израильский конфликт не исчерпан. Несмотря на внешнее перемирие сторон, кружение вокруг заветной Аль-Аксы не прекращалось и, понятно, не прекратится.
Дело здесь в том, что современные процессы глобализации мира имеют под собой очень серьёзное теологическое основание. Непосвященные скажут, что события на мировой арене – чистая политика, но для человека религиозно мотивированного происходящее откроется несколько в ином свете...
В этом отношении особенно интересны темы, связанные с понятием, так называемого хилиазма. Кто хочет нащупать истинные цели и мотивации «элит», скрытые от низших страт, то есть от нас с вами, советую поинтересоваться. В своей статье скажу лишь в общих чертах… Итак, немного теории.
Хилиазм (от греч. χῑλιάς «тысяча»), или милленниалиизм (от лат. mille «тысяча») – богословское понятие, представления в рамках иудейской и христианской эсхатологии (система религиозных взглядов и представлений о конце истории) о «периоде торжества правды Божьей на земле», в котором Мессия будет править миром на протяжении 1000 лет. В целом к проблеме второго пришествия Мессии можно выделить три подхода: премилленаризм, постмилленаризм и амилленаризм.
Согласно первому, Царство в будущем будет буквальным и земным и начнётся с возвращения Мессии. По утверждению представителей постмилленаризма, Мессия возвратится после установления тысячелетнего Царства. Амилленаризм утверждает, будто реального тысячелетнего Царства на земле не будет никогда.
В православной эсхатологии постмилленаризм и премилленаризм являются еретическим буквальным толкованием пророчества Иоанна Богослова (Откр. 20: 1-4) о тысячелетнем периоде царствования праведников со Христом.
Святые отцы православной церкви в корне отрицали саму идею тысячелетнего чувственного царства Христова на земле, называя подобное устремление групп христиан «новым иудейством».
Свт. Григорий Богослов: «Отсюда произошли у них новое иудейство, тысячелетнее ни на чем не основанное наслаждение в раю и мнение, что мы опять воспримем почти то же и для того же употребления, что имеем теперь» (Послание 4, к Кледонию, против Аполлинария второе). «У них есть и это, не знаю откуда взятое, какое-то новое иудейство – бредни о тысячелетии, порождении языческого упоения и заблуждения» («Песнопения таинственные», «К себе самому»).
Блж. Феодорит Кирский: «Великодаровитый же обетовал даровать не что-либо бренное и не временное, но вечное наслаждение благами, потому что царство Бога и Спасителя нашего будет не земное и назначенным временем определенное, как учили Керинф и подобные ему. Они воображали себе тысячелетний период, тленные забавы и разные виды сластолюбия и сверх того жертвы и иудейские празднества. А мы ожидаем жизни нестареющей» («Сокращённое изложение Божественных догматов», 21).
Свт. Иннокентий Херсонский: «Потом, по мере развития умственных сил евреев и по мере прояснения понятия о вечности, они начали отличать в шеоле лоно Авраамово, геенну и прочее, но прежние понятия оставались. И потому, вследствие родившегося у них понятия о чувственном тысячелетнем царствовании Мессии на земле, они представляли, что Мессия, для доставления блаженства умершим, низойдет во ад и не только изведет оттуда души праотцев их, но воскресит и самые тела. Ибо, не предположив воскресения их, нельзя представить, как они могут разделять чувственные блага с остающимися на земле тысячелетия. Это мнение, явно, не могло перейти в таком виде в Церковь Христианскую, ибо она не признала чувственного тысячелетия Мессии» («Иисус Христос – Искупитель человеческого рода»).
Другие святые отцы показывали несоответствие хилиазма остальному церковному учению – единственному ожидаемому пришествию Господа и единственному ожидаемому воскресению, прекращению времени Ветхого Завета с его жертвоприношениями. Вот наиболее характерные цитаты.
Свт. Григорий Нисский: «Разве мы баснословим о трех воскресениях? Или возвещаем тысячелетнее объядение? Или говорим о восстановлении снова иудейского заклания в жертву животных? Разве мы обращаем надежды людей к дольнему Иерусалиму, измышляя восстановление его из вещества более прекрасного, чем камни?» (письмо 3 Евстафии, Амвросии и Василисе).
Блж. Иероним: «Если мы будем следовать плотскому толкованию, необходимо согласиться с иудейскими выдумками, что Иерусалим будет вновь отстроен, и в храме будут приноситься жертвы, и, после отмены духовного почитания, будут соблюдаться плотские ритуалы».
Святые отцы убеждены, что хилиазм, перекочевавший к отдельным группам христиан из иудаизма, является отличительной и наиболее опасной чертой так называемого иудеохристианства.
И действительно, постмилленаризм был и остаётся доминирующим теологическим убеждением среди американских протестантов, баптистов, адвентистов и пр. К слову, в арабском мире эти и подобные группы давно обобщенно называют «христианскими сионистами», со всеми вытекающими последствиями. Собственно, так оно и есть!
Невозможно отрицать влияние на указанные христианские еретические группы позднеиудейских, сионистских представлений о Мессии (антихристе), согласно которым время его прихода на землю считалось временем основания всемирного иудейского царства на всей земле. Сионисты активно ссылаются на изображение в Книге Еноха суда над нечестивыми и последующего Его царствования. В других книгах древнеиудейской литературы (Талмуд, Яшар и т.д.) также можно обнаружить немало высказываний о грядущем царстве Мессии.
Не случайно герой нового романа близкого к иллюминатам Майкла Барон «Nexus» (2020) философствует на очень модную в Америке тему. Подавая в столовой еду для бездомных, Гамлет говорит о состоянии человечества, расширяя мысль до супер актуального: «Мы должны имманентизировать эсхатон ex post haste de facto».
Да, тема «ускорение эсхатона» или «ускорение апокалипсиса» – на Западе именно модная, культовая… Ею, как тайным знаком причастности к обществу будущего («Нью Эйдж»), «щеголяют» американские и европейские политики и поп звезды. И вообще мода на иудаизм – характерный знак нашего времени. Безусловно, это именно те сакральные смыслы, которые запускают процессы политики глобализации в мире.
Иудейские и христианские сионисты уверены в том, что смысл земного бытия человека состоит в том, чтобы приблизить наступление царства машиаха на земле. Собственно именно это убеждение было главной мотивацией действий Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и пр. До него никто из президентов Штатов не решался на подобное. Своей политикой Трамп именно имманентизировал эсхатон, приближал царство антихриста, единого мирового правителя.
Уверена, американский религиозный читатель оценил бы выбранную нами для статьи тему. Для России же подобный формат пока что нов, непонятен и будто бы оторван от жизни, что в корне неверно.
Обман антихриста начинает формироваться в мире каждый раз, когда делается заявление о реализации в истории той мессианской надежды, которая может быть реализована за пределами истории только посредством эсхатологического суждения. Православная церковь отвергла даже модифицированные формы этой фальсификации, особенно внутренне извращенную политическую форму секулярного мессианизма, которым на сегодняшний день и заражены западные «элиты».
Православные веруют в то, что «Царство Божие – не от мира сего». Об этом говорит Сам Бог-Спаситель. Все земные добродетели и ценности тем самым утрачивают всякое значение в глазах того, кто знает истину. Ничто – ни знания, ни богатство, ни происхождение – не могут даровать спасение человеку.
Таким образом, постмилленаризм и премилленаризм противопоставляются амилленаризму, распространенному в Восточных и Древневосточных православных церквях. Обозначенные ереси подвергаются жесткой критике религиозными консерваторами нашего времени.
Продолжение следует.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
3. Яков Яковлевич
2. Они тоже люди
А иудеи, что? Они ждут мессию и - дождутся. Второго его пришествия. Вот терпение у людей.
Да и Господь терпелив: терпит и нас, грешных, и иудеев, и самого сатану.
Ей, гряди, Господи!
1. Без молитвы, без Бога...