Об «экономической глобализации» и живом слове Церкви

Слово мирянина Священноначалию

Цифровая экономика  Электронный концлагерь  Мировой экономический кризис 
0
2157
Время на чтение 10 минут
Фото: Из личного архива автора

Современный человек привык питаться текущей информацией, т.е. «новостями». У него атрофировалась память. А, между тем, обращение к прошлому человеку жизненно необходимо – для того, чтобы лучше понять сегодняшний день и представить день завтрашний. А если день завтрашний представляется мрачным и трагичным, то на основе уроков прошлого попытаться предотвратить это мрачное будущее.

Вот, например, год назад наше российское общество пребывало в состоянии большого возбуждения по поводу поправок к Конституции Российской Федерации. Сколько было острых дискуссий, эмоций и взаимных обвинений в это горячее время прошлого лета. У многих были ожидания, что жизнь после поправок, наконец, наладится. Меня, например, обвиняли в том, что я не проявляю никакого интереса к поправкам. И вот спустя год мы видим, что остатки Конституции (вместе с прошлогодними поправками) растоптаны. Яркий пример такого беззакония – разворачивающаяся на наших глазах вакханалия «добровольно-принудительной» вакцинации. Увы, я очень желал бы, чтобы мой прошлогодний скепсис не оправдался. Но это произошло даже раньше, чем я ожидал. Сегодня меня, честно говоря, больше удручает даже не уничтожение остатков законности, а наивность и слепота многих наших сограждан.

Увы, энтропийные процессы захватили и ту часть нашего общества, которую мы называем «православными христианами», «членами Церкви», «прихожанами». Я вынужден об этом говорить с болью. По той причине, что ко мне обращаются за разъяснениями по многим вопросам, находящимся на стыке церковной и светской жизни, простые христиане-прихожане. И говорят, что, увы ни в проповедях, ни в личных беседах со священниками не получают ответа на свои вопросы. Не скрою, что ко мне обращаются и священники. В разговорах с ними обнаруживается, что они не всегда могут разобраться в сложнейших вопросах современной жизни. И в немалой степени потому, что вышестоящее церковное начальство не дает необходимых разъяснений. Большая часть всего того, что поступает сверху, касается вопросов текущей жизни: режима работы храмов в условиях так называемой «пандемии», вакцинации (тут также просматривается тенденция к давлению на священников и прихожан с тем, чтобы они «добровольно» прививались), денежных вопросов и т.п. На вопросы мировоззренческие времени у церковного начальства не остается. А, может быть, нет желания и смелости их затрагивать. Мне трудно об этом судить, ибо с архиереями я крайне редко общаюсь.

Так вот, к вопросу о прошлом. Даже не о том, какое имело место две тысячи лет и касается времени земного служения Христа. О прошлом, которому всего 21 год. Летом 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе был принят важный официальный документ Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции Русской православной церкви». Я его тогда внимательно изучил. На заседаниях Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова (РЭОШ), которым я руковожу, мы также обсуждали отдельные разделы этого документа. И я, и мои коллеги рассчитывали, что документ станет своеобразным «компасом» для христиан в их земной жизни и для священства в его пастырском служении.

За 21 год и в мире, и в России произошло очень много судьбоносных событий, которые можно и нужно осмысливать с помощью «Основ социальной концепции». Роль высшего церковного начальства в этом осмыслении очень велика. Во-первых, такие события должны комментироваться с позиций «Основ…» и в более широком плане – христианского богословия. Во-вторых, при необходимости церковное начальство должно возвышать свой голос либо в поддержку каких-то решений светской власти, либо, наоборот, выражать свое несогласие с такими решениями. Так было на протяжении многовековой истории Христианской Церкви. Так должно быть и сегодня.

Меня в «Основах…» по понятным причинам интересуют особенно те части документа, которые сопрягаются с моей повседневной профессиональной деятельностью как экономиста. Вот, например, раздел XVI.3., который называется «Вызовы глобализации». Раздел начинается следующим фрагментом:

«Глобализация имеет не только политико-правовое, но также экономическое и культурно-информационное измерения. В экономике она связана с возникновением транснациональных корпораций, где сосредоточены значительные материальные и финансовые ресурсы и где трудится огромное количество граждан разных стран. Лица, стоящие во главе международных экономических и финансовых структур, сосредоточивают в своих руках огромную власть, не подконтрольную народам и даже правительствам и не признающую никаких пределов – будь то государственные границы, этническо-культурная идентичность или необходимость сохранения экологической и демографической устойчивости. Подчас они не желают считаться с традициями и религиозными устоями народов, вовлекаемых в осуществление их планов. Церковь не может не беспокоить и практика финансовых спекуляций, стирающая зависимость доходов от затраченного труда. Одной из форм этих спекуляций являются финансовые "пирамиды", крушение которых вызывает широкомасштабные потрясения. В целом подобные изменения в экономике приводят к утрате приоритета труда и человека над капиталом и средствами производства».

Вот еще отрывок из раздела: «Церковь ставит вопрос о всестороннем контроле за транснациональными корпорациями и за процессами, происходящими в финансовом секторе экономики. Такой контроль, целью которого должно стать подчинение любой предпринимательской и финансовой деятельности интересам человека и народа, должен осуществляться через использование всех механизмов, доступных обществу и государству».

Наконец: «В целом вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству…».

Из данного раздела следует, что Церковь осуждает финансовую и экономическую глобализацию, которая не только подрывает национальные суверенитеты государств, способствует их ограблению, но также, в конечном счете, подрывает духовные (и конкретно христианские) основы общества. Также сказано о необходимости «достойного ответа» этой глобализации со стороны общества. Следовательно, и со стороны Церкви как части общества.

Увы, никакого продолжения того, что было заявлено в разделе XVI.3. «Вызовы глобализации», в том числе никаких конкретных «ответов» со стороны церковного руководства на протяжении полутора десятилетий мною замечено не было. Что ж, в бюрократическом аппарате РПЦ, вероятно, такие же человеческие слабости, как и в аппарате светской власти. Приняли торжественно «Основы…», поставили галочку и успокоились.

Но вот неожиданно в 2015 году я узнаю, что в Межсоборном присутствии ведётся подготовка документа под названием «Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд». Как сообщалось на официальном сайте РПЦ, работа над документом велась группой под руководством В.Р.Легойды. И вот, наконец, в мае 2016 года проект документа «Экономика в условиях глобализации» был обнародован (на том же сайте). Было организовано публичное обсуждение указанного документа. И РЭОШ активно включилось в это обсуждение. Было проведено несколько заседаний Общества, по итогам которого была подготовлена обширная записка «Комментарии и предложения по проекту документа "Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд"». Наши «Комментарии» оказались примерно в полтора раза больше исходного документа. В «Комментариях» список замечаний состоял из 20 пунктов. Процитирую лишь резюме по замечаниям:

«Суммируя основные замечания, можно сказать следующее: а) документ крайне аморфный из-за того, что не определена его цель; б) имеется большое количество неточностей как богословского, так и экономического характера; в) документ пропитан духом протестантизма; г) целый ряд предложений имеют экуменистическую направленность и подыгрывают "хозяевам денег", выстраивающим мировое правительство; д) авторы документа избегают откровенной и честной оценки нынешнего общественного устройства, которое имеет вполне устоявшееся определение: "капитализм"».

Могу еще добавить, что документ «Экономика в условиях глобализации…» ярко обнажил либерально-экономические взгляды тех, кто его готовил. За исключением В. Легойды как руководителя группы другие авторы остались анонимными.

26 июля 2016 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялись Соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора по теме «Экономика в условиях глобализации. Национальный взгляд». Меня и моих коллег по РЭОШ не могли не пригласить на слушания по той причине, что мы были единственными, кто неформально подошел к изучению проекта документа «Экономика в условиях глобализации: православный этический взгляд» и подготовил фундаментальный анализ (большинство тех, кто принял участие в обсуждении документа, ограничивались комментариями на сайте РПЦ в несколько строк).

Мне и некоторым моим коллегам из РЭОШ была предоставлена возможность выступить на слушаниях. По итогам этого мероприятия РЭОШ подготовило и разместило на своем сайте «Пресс-релиз РЭОШ об участии РЭОШ в Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) 26 июля 2016 г.» Приведу заключительную часть пресс-релиза:

«В целом мероприятие вызвало у членов РЭОШ разочарование: слушания были "обо всем и ни о чём". Они были столь же аморфны, как и сам документ, который так и не стал предметом пристального критического и конструктивного анализа. Сами организаторы слушаний по документу почти не высказались, а на критические замечания В.Ю. Катасонова отреагировали весьма вяло. Остаётся только гадать: в какой мере замечания и предложения РЭОШ будут учтены в окончательной редакции документа и будут ли учтены вообще? Будем надеяться на лучшее».

Инициаторы документа «Экономика в условиях глобализации: православный этический взгляд» прореагировали очень своеобразно. Вместо доводки документа до кондиции с учетом высказанных замечаний и предложений, он вообще исчез из поля зрения. Без каких-либо объяснений на сайте РПЦ было прекращено обсуждение документа, о нём не было сказано ни единого слова. Признаюсь, что кое-что мне стало известно о последующих закулисных событиях – со слов покойного отца Всеволода Чаплина и еще некоторых священников. Был грандиозный скандал. Было приказано больше с этим документом «не высовываться».

С тех пор прошло пять лет. Видимо, те, кому дана команда подготовить и утвердить документ «Экономика в условиях глобализации», решили, что пыль пятилетней давности уже осела. И все уже успели позабыть о нём. И можно опять, как ни в чём ни бывало, двигать документ. Вот информация от 17 июня 2021 года, размещённая на официальном сайте РПЦ: «…членам Межсоборного присутствия было предложено ознакомиться с документами "Духовный кризис как причина революционных потрясений начала ХХ века" и "Экономика в условиях глобализации – православный этический взгляд", обсуждение которых запланировано на следующем заседании…».

За пять лет, прошедших с тех слушаний, которые проходили в Храме Христа Спасителя, ни один чиновник из РПЦ ни разу не обращался к РЭОШ по вопросам готовящегося документа. Вероятно, в этом году будет сделана еще одна попытка протащить документ с «православной оболочкой» и «либерально-экономической начинкой». Мы будем следить за событиями вокруг документа.

А вообще-то сейчас наступают другие времена и для мира, и для Церкви. Тот же документ «Экономика в условиях глобализации» был актуален тогда, когда глобализация лишь разворачивалась и затягивала Россию в свои сети. Сегодня нужны другие документы и другие «достойные ответы». Какие? Это очень серьезный разговор.

А в качестве примера «достойного ответа» приведу заявление (послание) Архиерейского Синода Элладской Православной Церкви от 24 декабря 2010 года. Тогда мировые ростовщики вкупе с Международным валютным фондом взяли за горло Грецию, требуя от нее радикальных «реформ», способных обречь на голод и смерть миллионы верующих и неверующих страны. Вот фрагмент этого заявления: «По сути, наша страна уже не свободна, и уже управляется кредиторами. Налицо одновременно духовный, социальный и экономический кризис и упадок. Речь идёт об искоренении многого из того, что считалось естественным для живущих в наших краях. Этого требуют наши кредиторы. Мы заявляем, что мы – оккупированная страна, исполняющая приказы своих господ».

«Все эти проблемы в обществе и экономике, которые сегодня требуется решить таким насильственным образом – почему они не были изменены вовремя? Почему было необходимо доводить дело до такого состояния? Лица на нашей политической сцене одни и те же уже десятилетия подряд», – говорилось в послании.

Послание заключалось следующими словами: «Члены Синода осознают, что народ хочет, чтобы пастыри Церкви проявили героизм, неся живое и пророческое слово, хотят одну Церковь, которая не боится лукавого мира сего, а её сопротивление даже выдержит гонения и мученичество. Церковь – единственная институция, которая может встать непосредственно с человеком и его поддержать. Церковь, однако, – это мы все, и в этом наша сила и её сила. Церковь воюет не с государством, но с теми, которые используют государство и скрываются за властью, пытаясь отнять у вас надежду. Помните, что многие экономисты считают этот кризис спровоцированным, что этот кризис – инструмент, которым враждебные человеку силы пытаются получить контроль над миром».

Сегодня ситуация в России ненамного лучше (а, может быть, даже хуже), чем в Греции 2010 года. Россия сегодня также оккупирована, а оккупантами являются как раз те кредиторы, о которых открыто заявили иерархи Элладской Православной Церкви. Предлагаю нашим церковным иерархам оставить в покое документ «Экономика в условиях глобализации». Сегодня он уже мало что даст и уму, и сердцу. Народу вообще, и Божьему народу, в частности, такой документ уже мало интересен.

Сегодня мир и Россия уже находятся в другой фазе своего развития (правильнее сказать: своего падения). Народ Божий ждёт от церковного начальства живого слова. И не только живого, но и смелого, за которое можно претерпеть гонения. Именно об этом слове, а не «мертвом» слове документа говорилось в послании Элладской Церкви.

Слово священномученика патриарха Гермогена более четырех веков назад спасло Россию от смуты и польского нашествия. Нам сегодня нужен новый Гермоген, который спасёт Россию от новой смуты и финансовых оккупантов. А народу Божьему надо усилить свои молитвы, чтобы явился этот новый Гермоген.

Валентин Юрьевич Катасонов, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктор экономических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Нам сегодня нужен новый Гермоген, который спасёт Россию...

Сегодня мир и Россия уже находятся в другой фазе своего развития (правильнее сказать: своего падения). Народ Божий ждёт от церковного начальства живого слова. И не только живого, но и смелого... Именно об этом слове, а не «мертвом» слове документа говорилось в послании Элладской Церкви.

Слово священномученика патриарха Гермогена более четырех веков назад спасло Россию от смуты и польского нашествия. Нам сегодня нужен новый Гермоген, который спасёт Россию от новой смуты и финансовых оккупантов. А народу Божьему надо усилить свои молитвы, чтобы явился этот новый Гермоген.

Народ Божий ждёт от церковного начальства живого слова.- Думаете, ждёт?! Это от Легойд, Дворкиных, Ресиных..? Их власть... Боюсь, Вы, Ув. Автор, ошибаетесь... Уже не ждёт... Так, искорка надежды может и омталась... Опять толкнут очередную проповедь... ЖИЗНЬ...



Сравните со статьей Осипова: - "Вот и теперь, если бы нашелся новый Иона, который смог бы призвать /НЕ ФОРМАЛЬНО!/ наш НАРОД, и прежде всего христиан, к ВСЕОБЩЕМУ покаянию и хотя бы к однодневному посту, то и мы избавились бы не только от смертоносного вируса, но и многих других бед. Так что, каким будет 2021 год, зависит от нас - наше благополучие, как и наши скорби и беды, находятся в наших руках. Оно - в нашем нравственном изменении, нашем раскаянии в грехах.
*
Коронавирус – это предупреждение Божие за нашу негодную жизнь. И если бы, обратив внимание на себя и поняв, какие мы «христиане», покаялись, то уже не гадательно, но с полной надеждой могли бы сказать о том, каким будет 2021 год. Он, без сомнения, будет лучше. И дай Бог, чтобы было так"!

Сант / 29.06.2021, 10:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
Кто и с какой целью готов стать ядерной державой?
Атака Израиля на Иран заставила задуматься не только Иран, но и многие другие «пороговые» страны: а не пора ли выходить из тени и становиться полноценным членом «ядерного клуба»?
28.06.2025
«Никакого мира между Израилем и Ираном не будет, речь идет лишь о перемирии»
Сторонам необходимо время для того, чтобы зализать свои раны
27.06.2025
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Цифровая экономика
«Может быть, за это стоит и заплатить»
Грабёж Западом золотовалютных резервов РФ ускорит движение в сторону регионализации платёжных систем
27.06.2025
Ключевой фактор развития – не деньги, а энергия
Россия должна стать активным фактором создания новой модели мировой не только энергетики, но и экономики
24.06.2025
Тяжело жить в Зазеркалье
Первое знакомство с искусственным интеллектом при написании статьи
24.06.2025
Обман или глубокое непонимание?
О попытках разработки искусственного интеллекта, способного имитировать человека настолько, что в будущем отличить его от человека будет крайне сложно
19.06.2025
Все статьи темы
Электронный концлагерь
«Особую тревогу вызывает дегуманизация коммуникаций»
На заседании Высшего Церковного Совета обсудили вызовы, связанные с развитием ИИ
25.06.2025
Как поссорились Дональд Фредович с Илоном Эрроловичем
Настоящей русской глобализации на перспективу может очень пригодиться Маск
06.06.2025
Бумажное чтение против обезличивания
О манипуляциях, направленных в сторону тотального электронного рабства
06.06.2025
Все статьи темы
Мировой экономический кризис
«Лучшие времена американского доллара уже позади»
Золото возвращается в мир денег и готово сразиться с долларом США
18.06.2025
Для Масков «Москва – Третий Рим» может стать их выбором
В визите Эррола Маска в столицу России – надежда
11.06.2025
«Рубить узлы, которые не развязываются, топором»
Обеспечить спрос на слабеющий доллар можно хорошо разве что силовым принуждением
09.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от Тимофеев Александр
29.06.2025 22:50
Кто же такие русские?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.06.2025 22:30
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.06.2025 22:27
ВК-фест оскорбляет Путина
Новый комментарий от учитель
29.06.2025 21:54
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от Vladislav
29.06.2025 21:19
Война не игра в «подкидного дурака»
Новый комментарий от учитель
29.06.2025 20:15