Внимательно прочёл в «Литературной газете» № 21 от 1 июня 2021 года интервью Алексея Чаленко со Станиславом Шушкевичем, бывшим белорусским политическим деятелем, одним из трёх основных подписантов т.н. Беловежских соглашений. Удивился примитивности и лицемерию респондента, который в одной публикации умудрился во время комментария относительно событий 30-летней давности – развал СССР, - сам себе противоречить, стремясь подчеркнуть историческое значение своей тогдашней политической миссии в охотничьем доме Вискулях 8 декабря 1991 года.
Как бывший руководитель Социалистического движения за перестройку в Литве «Венибе-Единство-Едность» (СДПЛ «Единство»), одного из трёх многотысячных аналогичных интердвижений, начавших свою деятельность в противовес национал-сепаратистским движениям в Литве, Латвии и Эстонии, я всегда относился с вниманием к идейным противникам, помня завет Чингиз Хана: «Уважай противника и не думай, что он глупее тебя – тогда будешь побеждать!». Будучи магистром истории Варшавского университета: докторантура Института истории АН Литвы - 4-х томная докторская монография «DE JURE и DE FACTO», дипломатическая работа в аналитико-информационном отделе МИД Литовской ССР, и в Варшаве, в то время, когда там формировалась антисоциалистическая «Солидарность», - прекрасно понимал суть происходящего и формы борьбы с этим социально-политическим явлением. Поэтому изначально понимал суть начавшихся в июне 1988 году в Литве социально-политических преобразований на почве национализма, корни которого лежали в событиях лета 1941 года, когда новообразованная прогерманская, фашистская по сути, литовская националистическая организация «Саюдис» начала свой кровавый поход по Литве, жестоко уничтожая по идеологическим и расовым мотивам сотни коммунистов, десятки тысяч пленённых красноармейцев и более 200 тысяч евреев.
Как известно, преданные ЦК КПСС, по распоряжению Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачёва, члены нашей организации и Компартии Литвы, под лозунги «торжества демократии» и «свободы слова», были брошены осенью 1991 года в тюрьмы на растерзание победивших саюдистов. Тюремные расправы –избиения и пытки, социальная дискредитация и смерть стали уделом активистов, боровшихся за равенство народов, за русский и другие языки коренных этносов исторической Литвы, свободу слова, демократические – многопартийные выборы, свободу выражения мнений, защиту интересов рабочих и крестьян…
В ноябре 1991 года новым властям Литвы из белорусского города Полоцк был выдан участник СДПЛ «Единство», Александр Смоткин, предотвративший расстрел трёх советских патриотов на границе с Литвой 7 ноября того года, около посёлка Шумскас. В Вильнюсе над ним издевались, били - он был осуждён на 8 лет колонии строгого режима и отбыл весь срок «от звонка, до звонка».
В середине января 1994 года сотрудники литовской прокуратуры незаконно, с согласия белорусских властей под руководством С. Шушкевича, вывезли из Минска в Вильнюс руководителей Компартии Литвы, докторов исторических наук, профессоров Миколаса Бурокявичюса и Йозаса Ермалавичюса, которые по сфабрикованным против них делам, были осуждены литовской Фемидой – первый на 12 лет, второй – на 8 лет тюрьмы строгого режима. Должен подчеркнуть, что именно последний факт предательства руководства Компартии Литвы и выдачи их руководителей белорусскими органами националистическим литовским властям, когда всем было известно о сотнях репрессированных, в том числе приговоренным к длительным тюремным срокам интернационалистов в Прибалтийских республиках, переполнил чашу терпения и раскрыл глаза гражданам Белоруссии на лицемера С. Шушкевича. Подчеркну, тогдашний влиятельный политический деятель Белоруссии, председатель Верховного совета республики, научный сотрудник, физик Станислав Шушкевич, мало понимавший в политических процессах в тогдашнем СССР, но амбициозный и честолюбивый человек, страдающий манией величия, стоял за всеми этими расправами. Именно поэтому он с треском проиграл в состоявшихся в 1994 году выборах президента Республики Беларусь - победил Александр Лукашенко.
На вопрос корреспондента «Литературной газеты»: «Вы никогда не жалели, что подписали Беловежские соглашения?», - ответил: «Я горжусь этим фактом своей биографии».
Сегодня в России, как это подчёркивает и «Литературная газета», принято считать, что фактически «смертный приговор» СССР вынесли там, на территории Белоруссии, три человека Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич, а Президент СССР М. Горбачёв, вслед за этим через пару недель объявил об уходе со своего поста – государственный флаг Советского Союза был снят с флагштока над Кремлём.
Но это не совсем так – вернее совсем не так!
Высшее политическое руководство СССР начало осуществлять программу по развалу своей страны с конца октября 1986 года, после встречи тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачёва с Президентом США Д. Рейганом в столице Исландии Рейкьявике. Там, на секретных переговорах из четырём тем – третьей, по настоянию американца, обсуждался вопрос о выходе трёх прибалтийских республик из состава СССР. Именно там, в Рейкьявике, Соединённые штаты получили согласие на это. Мне стало известно об этом, летом 1989 года, когда, будучи лидером СДПЛ «Единство», получил ксерокопию Ватиканского документа, имевшую все атрибуты и регалии официального, в котором были названы все темы переговоров, в том числе: о выходе Литвы, Латвии и Эстонии из состава СССР. Дальше в Кремле пошла организационная работа. Был поднят на соответствующую влиятельную должность секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев и другие помогающие ему лица, внедрены в государственные структуры агенты влияния спецслужб США и Великобритании и т.п.
В начале июня 1988 года в Вильнюсе на собрании в здании Академии наук собираются несколько десятков литовских активистов, среди которых значительную часть составляет агентура КГБ Литовской ССР, и принимают решение о создание инициативной группы Литовского движения за перестройку «Саюдис». Затем «Саюдис» приступает к активной пропагандистской деятельности в районах Литвы. Формируют местные группы своих националистически настроенных активистов. Летом 1988 года в столицу Литовской ССР приезжает А. Яковлев и на собрании партийно-хозяйственного активно республики во дворце в Вяркяй, объявляет команду кремлёвского руководства - «на выход!». Это вызывает оторопь и недоумения у местных властных политических деятелей, которое лучше всего выразил экономист, академик Эдуардас Вилкас: «Это всё равно, что голой задницей в крапиву, - у Литвы нет ни энергетических, ни сырьевых ресурсов, чтобы сохранить созданную в годы Советской власти промышленность, а огромный рынок СССР сопутствует развитию сельского хозяйства». Но прозвучавшая из уст московского «партийного бонзы» команда Генсека ЦК КПСС - это закон. Её начали усилено исполнять: провели в октябре 1988 года учредительный съезд «Саюдиса», избрали его руководителем бывшего преподавателя основ марксистско-ленинской теории в литовской Консерватории, а теперь националиста В. Ландсбергиса, обозначили национал-сепаратистские идеи и цели этой организации – при моральной и денежной поддержке тогдашнего руководства ЦК Компартии Литвы и ЦК Комсомола Литвы, работа пошла.
В ноябре 1988 года начало формироваться СДПЛ «Единство», которая в январе 1989 года была учреждена как Вильнюсская организация, а затем в мае того же года – как республиканская. Стотысячный митинг СДПЛ «Единство» 12 февраля 1989 года в центре Вильнюса у Дворца спорта убедительно показал нежелание трудящихся поддерживать антисоциалистические и сепаратистские устремления «Саюдис».
После развала, при негласном содействии руководства ЦК КПСС, на XXI съезде в Вильнюсе Компартии Литвы в декабре 1989 года и образования Компартии Литвы на платформе КПСС, поляризация общественно-политической жизни в Литве приобрела новые формы выражения социальных противоречий. Саюдисты, получив в своё распоряжение с разрешения бывшего секретаря ЦК Компартии Литвы А. Бразаускаса, теперь руководителя сепаратистской «левой» партии, все основные средства массовой информации в республике, в том числе телевидение и радио, развернули широкую кампанию по подготовке к выборам в Верховный Совет Литовской ССР в конце февраля 1990 года. Они получили большинство депутатских мест в нём. Перед тем, как объявить уже на первом заседании этого высшего органа советской власти в Литве ночью 11 марта 1990 года об отмене Конституции Литовской ССР и выходе Литвы из состава СССР, группа избранных депутатов из руководства «Саюдиса» съездила в Москву, где получила заверения, что такого рода решения не приведут к наказанию со стороны государственных властей Советского Союза к лицам, принимавшим этот незаконный документ.
Так оно и было – подписанты антигосударственного сепаратистского документа были объявлены «Саюдисом» народными литовскими героями. Всего в то время, на мой оценочный взгляд, их активно поддерживало не более 10 тысяч граждан Советской Литвы (при 3,8 млн. граждан республики), ведь действовала ещё Компартия Литвы, насчитывавшая 200 тысяч членов, а подавляющее количество трудящихся благодаря разъяснительной работе СДПЛ «Единство» и коммунистов, понимало, что отколовшаяся от Советского Союза Литва вскоре потеряет не только промышленность, но и мощное коллективное сельское хозяйство. Так оно вскоре и произошло!
Теперь, для достижения основной цели, где Литва была избрана основным разрушающим «тараном», официальному выводу из состава СССР прибалтийских республик М. Горбачёв должен был нейтрализовать Компартию Литвы под руководством М. Бурокявичюса, да и саму КПСС. Для этого и были им инспирированы совместно с руководством «Саюдиса» трагические январские события 13 января 1991 года, когда, судя по публикации в книге «Корабль дураков» бывшего руководителя комитета по обороне и безопасности литовского сейма В. Пяткявичюса, литовские стрелки стреляли с крыш по мирным гражданам. Их собрал своими упорными призывами в течение нескольких дней, «защитить стратегические объекты столицы», в том числе телебашню в Вильнюсе, В. Ландсбергис. Вся вина за эти события была возложена на Компартию Литвы. «Я спал», - нагло заявил вскоре после этого М. Горбачёв.
Однако, этого оказалось мало. Надо было нейтрализовать литовский ОМОН – в ночь на 31 июля 1991 года было устроено зверское убийство на пограничном пункте с Белоруссией в Мядининкай семи литовских служащих. Потом в камеру литовской тюрьмы для смертников (пожизненно заключённых) по сфабрикованному приговору в деле о гибели людей 31 июля 1991 года был брошен Никулин Константин Юрьевич.
В СССР апофеозом этих провокаций против советской власти стала горбачёвская авантюра ГК ЧП СССР, устроенная по лекалам «Корниловского мятежа» лета 1917 года, приведшего тогда к власти большевиков. Именно после этого горбачёвского спектакля, когда он 23 августа 1991 года вернулся из Фороса в Москву, я сказал собравшимся активистам СДПЛ «Единство» - «СССР больше нет!». 24 августа 1991 года в Литве саюдистами по инициативе В. Ландсбергиса была запрещена Компартия Литвы. Президент СССР М. Горбачёв объявил своим абсолютно незаконным указам от 6 сентября 1991 года о выходе из состава СССР трёх прибалтийских республик Литвы, Латвии и Эстонии. Всего за пять лет этот человек, при помощи внедрённой в руководство страны иностранной агентуры, реализовал обещание данное американскому президенту там, в Рейкьявике.
Не С. Шушкевичу и его алчными подельникам по Вискулям принадлежат «геростратовы лавры» развала СССР. Эти неумные и лукавые по существу люди, пытаясь представить всем над своей головой нимбы эдаких философов от политики, записавших в своей, по существу тогда ничего не значащей, беловежской бумажке: «СССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает своё существование». Они фактически делили власть и народные деньги в своих республиках лично между собой.
Сейчас все они НИКТО! И лишь С. Шушкевич, по привычке и стремясь опять попасть в поле широкого внимания, недавно посетил в Вильнюсе торжественное перезахоронение казнённых по суду предводителей Польского восстания 1863-64 гг., тех самых, кто без суда и следствия резал десятками православных русских и белорусских крестьян. Ему было приятно сфотографироваться на фоне этого русофобского шабаша вместе с польскими солдатами и воспитываемыми здесь белорусскими националистами.
Валерий Васильевич Иванов, Вильнюс, философ, историк, председатель Союза русских литераторов и художников в Литве «РАРОГ», 11 июня 2021 г.