400-летию со дня рождения протопопа Аввакума посвящается…

В Москве прошёл юбилейный Международный старообрядческий форум

0
2079
Время на чтение 3 минуты

В Москве 18 - 19 мая в Доме Пашкова прошёл юбилейный Международный старообрядческий форум, посвящённый 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Своими впечатлениями от мероприятия делится с читателями «Русской народной линии» его участник игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Николы на Берсеневке, член Союза писателей России.

«День 18 мая, когда открылся Форум, был самым жарким за последнее столетие днем в Москве. Дойти пешком до места его проведения в Доме Пашкова оказалось не так просто. Большой Каменный мост на ремонте, жара, боль в ногах. В поисках нужного входа пришлось покрутиться вокруг здания, благо, что сумку с несколькими экземплярами моей последней книги, посвященной 400-летию протопопа Аввакума, нес мой помощник (он еще раз приходил, принося новые экземпляры книги). Рядом с входной аркой Дома церковь свт. Николы в Старом Ваганьково», - поясняет священник.

«Появляются представители властей во главе с заместителем главы Администрации Президента Кириенко, - продолжает отец Кирилл. - Владыка Корнилий тепло их приветствует, и они отправляются в помещение, скажем так, для ВИП-персон.

Из небольшого выступления митрополита при открытии Форума запомнилась, прежде всего, цитата из Тютчева: "История России – лучшая ее защитница". Старообрядчество характеризовалось владыкой как "уникальное явление русской культуры, а главное – крепкой веры". Трагедия разделений в старообрядчестве объяснялась невозможностью организации Соборов для их уврачевания по причине гонений. Утверждалось, что между разными направлениями в старообрядчестве много общего – больше, чем различий. Два момента были отмечены в социальной плоскости: опасность безконтрольного использования интернета и необходимость восстановления присутствия старообрядцев в Общественной Палате».

«С.В. Кириенко зачитал приветствие Президента, - отмечает батюшка. - В нем Аввакум характеризовался как "мужественный, сильный духом человек, личность исторического масштаба". От себя он еще скромно добавил: "Аввакум – яркий пример духовной стойкости". Зам. председателя правительства Чернышенко зачитал приветствие Мишустина. В нем Аввакум назывался: "борцом за веру", которому была свойственна жертвенность. Добавил выступавший и от себя несколько теплых слов и сообщил, что на реконструкцию отмечающих в этом году юбилеи Рогожского и Преображенского центров старообрядцев (поповцев и безпоповцев) правительство выделяет 1,5 млрд. рублей. Оказывается, помощь в восстановлении 11 старообрядческих храмов.

Были еще приветствия от мэра столицы, Министерства Культуры и директора Библиотеки. Последний отметил, что в фондах библиотеки находится около 300 книг по истории старообрядчества и множество документов, 1200 из которых переведены в цифровой вариант. Запомнились выступления молодых энергичных чиновников – зам. главы Россотрудничества Поликанова Д.В. и директора Корпорации Развития Дальнего Востока и Арктики Ефимова И.П. Иван Павлович поведал о том, что у поселившихся на Дальнем Востоке старообрядцев из Дальнего Зарубежья родилось уже 30 детей и что есть еще желающие приехать в Россию из Орегона и Аляски (США), Канады и других стран. Кстати, все представители власти начинали или заканчивали свои обращения Пасхальным приветствием "Христос воскресе!"»

Как сообщает отец Кирилл, «собственно, от старообрядцев приветственные выступления прозвучали от епископа Кишиневского Евмения, архиепископа Киевского Никодима, председателя Гребенщиковской общины г. Риги Жилко И.А., председателя Высшего Совета Древлеправославной Поморской Церкви Литвы Боярова Г.А.».

Далее участники форума выступили с докладами.

«После обеденного перерыва выступал мужской хор с Рогожского под руководством В.И. Москвичева. Исполнялись пасхальные песнопения и духовные стихи, посвященные протопопу Аввакуму и боярыне Морозовой. Недослушав хор, на всех парах рванул в храм Христа Спасителя на секцию по старому обряду в рамках Рожественских Чтений. Участников секции было немного – меньше, чем в прошлые годы. Руководил секцией вместо приболевшего о. Иоанна Миролюбова о. Евгений Саранча из Михайловой Слободы», - обратил внимание игумен Кирилл (Сахаров).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Ответ на 15, С. Югов:

По-моему, очевидно, что раскольниками их я не считаю - для того и привёл документ. Это вообще на другую тему. Просто термин имеет исторический смысл. а не универсальный. Вопрос о терминах считаю закрытым. А вопрос о преодолении раскола ждёт решения. Всего доброго!

-- И ВАМ ТОГО ЖЕ, ТОЛЬКО ДОБРОГО !

15. Ответ на 14, Владимир Николаев:

По-моему, очевидно, что раскольниками их я не считаю - для того и привёл документ. Это вообще на другую тему. Просто термин имеет исторический смысл. а не универсальный. Вопрос о терминах считаю закрытым. А вопрос о преодолении раскола ждёт решения. Всего доброго!
С. Югов / 27.05.2021, 08:03

14. Ответ на 13, С. Югов:

[Называть вы можете кого угодно как угодно, но по существу о "старообрядчестве" говорим неправильно до появления новых обрядов. Впрочем. Теперь мы говорим "старая Москва". а в 17 веке она была просто Москва.

ВЫ И ГОВОРИТЕ, ВИДИМО, НЕПРАВИЛЬНО О СТАРООБРЯДНИЧЕСТВЕ КАК О РАСКОЛЬНИКАХ, А МЫ ИХ РАСКОЛЬНИКАМИ НЕ ПРИЗНАЕМ, А ТОКМО ЛИЦАМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ БОГОСЛУЖЕНИЕ ПО ОБРЯДАМ ДО 1656 И ТАК ДАЛЕЕ ГОДОВ, ПРИЗНАННЫМИ СПАСИТЕЛЬНЫМИ, РАВНОЧЕСТНЫМИ И КАНОНИЧЕСКИМИ. ЕСЛИ И СЕЙЧАС СОХРАНЯЕТСЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, И ПУСТЬ СОХРАНЯЕТСЯ КАК СОСТАВНАЯ ДОСТОЙНАЯ РАВНОЧЕСТНАЯ ЧАСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, НО СО СВОИМИ, СТАРЫМИ ОБРЯДАМИ ДО 1656 ГОДА. И ПУСТЬ БУДЕТ ЭТО НАЗВАНИЕ --СТАРООБРЯДЦЫ.НАЗВАНИЕ ---ИСТОРИЧЕСКОЕ, ПРИДУМАННОЕ ИСТОРИЕЙ, НЕ ОСКОРБИТЕЛЬНОЕ НИКАК. А ДОСТОЙНОЕ. Я БЕЗ ВАС ЗНАЮ ДОКУМЕНТ ПОМЕСТНОГО СОБОРА РПЦ МП 1971 ГОДА. О СТАРЫХ ОБРЯДАХ, НИКАКОГО ТУТ СЕКРЕТА НЕТ. РУССКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ПАТРИАРШЕЙ ЦЕРКВИ НА ПРАВАХ ШИРОЧАЙШЕЙ АВТОНОМИИ КАК УКРАИНСКАЯ, ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКВИ. СО СВОИМ МИТРОПОЛИТОМ И СИНОДОМ, А ТАКЖЕ АРХИЕРЕЯМИ, ЕПАРХИЯМИ,. ПРИХОДАМИ И ТАК ДАЛЕЕ. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ МОЖЕТ И ДОЛЖЕН СЛУЖИТЬ В ХРАМАХ РСПЦ ТОЛЬКО ПО СТАРОООБРЯДНОМУ, В СТАРООБРЯДНЫХ ОБЛАЧЕНИЯХ, С ПОМИНАНИЕМ СВОЕГО ИМЕНИ.

13. Ответ на 10, Владимир Николаев:

[Называть вы можете кого угодно как угодно, но по существу о "старообрядчестве" говорим неправильно до появления новых обрядов. Впрочем. Теперь мы говорим "старая Москва". а в 17 веке она была просто Москва.
С. Югов / 26.05.2021, 16:37

12. воь соответствующий документ. Он гораздо шире упоминания о "пальцах". О об "ошибках" -не нам с вами судить.

Документ принят на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 30 мая — 2 июня 1971 года. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года — в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их. …На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви, и образовался раскол, называемый старообрядческим, который вот уже более трехсот лет продолжает составлять предмет глубокой скорби и озабоченности Русской Православной Церкви… Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа: 1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им. 2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двухперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались. 3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.
С. Югов / 26.05.2021, 16:34

11. Ответ на 8, С. Югов:

Вообще-то.как известно, Поместный собор 197 г. отменил "клятвы" 17 вка - и это бы прекрасный почин.[ Так что стоит выражаться осторожнее. Об этом соборном решении спорят, но оно очевидно и никем не отменено.

Читайте внимательно Решение Собора 1971 года. Смысл Его в том, что СНИМАЕТСЯ анафема со старообрядцев. Та анафем, которую возложили на них в 17 веке (на Соборе) - за то, что старообрядцы пальцы складывают не так как положено по правилам Православной церкви. Соглашус. что это со стороны противников старообрядчества - это была духовная не серьезная ошибка, за которую расплачиваются все. С НАМИ БОГ!
Валерий / 26.05.2021, 12:27

10. Ответ на 7, С. Югов:

Считать св. Сергия Радонежского и других наших древних святых "старообрядцами"неверно и нелепо. это называется модернизацией истории. Старообрядцы и никониане появились лишь в 17 в. Но увы.в нашей истории можно сказать. что "17-й год начинается в 17-м веке".Раскол. к сожалению (в широком историч. смысле), не преодолён и сегодня. А мы д о л жн ы его преодолеть - с Божьей помощью и собственной доброй волей.

НИКАКОЙ НЕЛЕПИЦЫ И НЕВЕРНОСТИ В ТОМ, ЧТО ВСЕ СВЯТИИ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ ДО 1666 ГОДА БЫЛИ ВОИСТИНУ СТАРЫМИ ОБРЯДЦАМИ И КРЕСТИЛИСЬ ДВУПЕРСТИЕМ ЗДЕСЬ НЕТ ! ПОЭТОМУ, ПРАВИЛЬНО, МЫ МОЖЕМ ИХ НАЗВЗАТЬ СТАРООБРЯДЦАМИ ТОЛЬКО В САМОМ ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ТАК СКАЗАТЬ СМЫСЛЕ, НЕ РАСКОЛЬНИЧЬЕМ, А ОБРЯДНОМ.

9. Ответ на 6, Валерий:

ЭТО ВЫ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ КТО БЛАГОДАТЕН . А КТО --НЕТ ! ИЛИ ВСЕ-ТАКИ, ЭТО ПРЕРОГАТИВА СОБОРНОСТИ ЦЕРКВИ ?!

8. Ответ на 6, Валерий:

Вообще-то.как известно, Поместный собор 197 г. отменил "клятвы" 17 вка - и это бы прекрасный почин.[ Так что стоит выражаться осторожнее. Об этом соборном решении спорят, но оно очевидно и никем не отменено.
С. Югов / 26.05.2021, 09:58

7. Путаница

Считать св. Сергия Радонежского и других наших древних святых "старообрядцами"неверно и нелепо. это называется модернизацией истории. Старообрядцы и никониане появились лишь в 17 в. Но увы.в нашей истории можно сказать. что "17-й год начинается в 17-м веке".Раскол. к сожалению (в широком историч. смысле), не преодолён и сегодня. А мы д о л жн ы его преодолеть - с Божьей помощью и собственной доброй волей.
С. Югов / 26.05.2021, 08:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58