Вчера в режиме видеоконференции продолжилась работа монашеского направления XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», сообщает Патриархия.ru.
Работу направления возглавил епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова мужского ставропигиального монастыря г. Москвы. В президиум вошли архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, — куратор секции «Духовные основы монашеского делания, их воплощение в современной жизни монастырей»; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия, а также один из докладчиков — игумен Петр (Мажетов), настоятель Косьминской мужской пустыни Серовской епархии. Трансляция второго дня осуществлялась из Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.
Открывая вторую секцию чтений «Духовные основы монашеского делания, их воплощение в современной жизни монастырей», епископ Алексий сказал краткое вступительное слово, в котором отметил, что духовную жизнь не случайно называют деланием, потому что она является трудом, практикой, возделыванием человеческого сердца и вместе с ним всего естества человека. Об этом делании как об основе монашеской жизни в первую очередь и должна идти речь на монашеских конференциях. Затем владыка Алексий представил игумена Петра (Мажетова), который выступил с докладом «"Чистии сердцем Бога узрят". Священное Писание и отцы Церкви о внутреннем очищении».
Отец Петр рассмотрел вопрос о необходимости стяжания монашествующими чистоты сердечной, которая является важным критерием правильного духовного устроения. На примерах из жизни преподобных Зосимы Верховского, Серафима Саровского, Симеона, Христа ради юродивого, отец Петр обосновал мысль о том, что мирские люди, наблюдавшие за общением святых с лицами противоположного пола, не видели в нем ничего духовного, подобно жителям Содома, даже в Ангелах не увидевших святости. Далее в своем выступлении отец Петр сравнил цели мирской жизни и жизни монашеской, отметив, что если светские люди видят целью своей жизни покой и утешение плоти, то монахи (люди духовные), призваны стяжать любовь к Богу, и способы достижения этих целей различны. Духовная жизнь для монаха — это не поиск утешений, но служение Христу. Принимая монашество, человек отвечает прежде всего самому себе на вопросы: ради кого он собирается жить? с кем он собирается жить и на кого хочет быть похожим? Ведь Бог постоянно спрашивает его о том же, о чем Он спрашивал апостола Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин. 21:15-17). И монах каждую минуту своей жизни должен быть готов ответить. Но чтобы почувствовать радость Богообщения, необходимо подъять крест внутренней брани и иметь решимость для борьбы с ветхим человеком. Отвечая на вопрос, как стяжать решимость понуждать себя к борению, докладчик поделился собственным опытом, рассказав о том, что чтение Евангелия, участие в Божественной литургии, умное делание и частое причащение Святых Христовых Таин помогают не утрачивать ревность по Бозе, и если человек не получает утешения от молитвы и участия в таинствах, значит что-то мешает ему, что-то стоит между ним и Богом. Возможно, именно неочищенное сердце — эмоции, мечтания, чувства — не дают человеку услышать любящий голос Христа. Ведь каждому Господь говорит: «Гряди по Мне» (Ин. 21:19).
Далее прозвучал доклад настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга игумении Домники (Коробейниковой) «"Царствие Божие внутрь вас есть". Христианский облик и небесное заступничество святого благоверного великого князя Александра Невского». Матушка Домника начала свой доклад с определения жития святого благоверного великого князя Александра Невского как учебника жизни для каждого, кто стремится быть истинным христианином. И главным в этом духовном искусстве жизни становится правильный выбор пути — пути креста. «Этот путь избрал святой Александр Невский. И для любого монаха этот путь является самым верным», — сказала игумения Домника.
Выступавшая провела параллель: безрассудные мятежи русских людей против ордынских поработителей, последствия которых смиренно, уничижая себя, приходилось сглаживать князю Александру, она сравнила со знакомым каждому монаху искушением в короткий срок достичь совершенства. Как Руси в XIII столетии еще недоставало сил справиться с Ордой, и нужно было копить и взращивать силы для будущей победы, так и духовный путь нельзя одолеть в один прием: нужно со смирением возделывать в душе добродетели любви, терпения, мужества и ревности по Богу. По мнению игумении, для человека с его падшей природой каждодневное смирение — это подвиг, равносильный распятию и смерти. Поиск обходных путей, которые выбирали некоторые князья — современники святого Александра, например, союз с католическим Западом против ордынцев, тоже можно сравнить с тем, как соглашается монах с помыслами, сулящими ему быстрое преуспеяние. Он начинает тратить силы не на изменение и совершенствование себя, а на пустую борьбу то с игуменом, назначающим ему «не то» послушание, то с братьями, которых пытается переделать, и т.п. Матушка привела слова одного подвижника: «В час, когда у меня трудности, буду делать все, что от меня зависит, буду продолжать свою работу, свою молитву в спокойствии, в тишине, с верой — и этого для меня достаточно». Такого пути не внешнего благополучия, а в первую очередь внутреннего искания Божией правды желал для себя и для Отечества креститель Руси святой князь Владимир, и вслед за ним этому пути следовал святой Александр Невский.
«Наверное, мы не ошибёмся, если скажем, что такое же значение имеет подвиг каждого монаха, самого простого, незаметного, который живет в покаянии, смирении, внутренней борьбе и тем возделывает в себе Царство Божие. Такой монах не только свою жизнь, но и жизнь всех окружающих направляет в духовное русло. Он становится семенем, которое, по слову Спасителя, пав в землю, умирает и приносит много плода. Таким семенем стал для русского народа святой благоверный великий князь Александр Невский, смирение которого принесло тысячекратный плод — православную веру для всех его потомков, в том числе и для нас с вами», — завершила свое выступление игумения Домника.
Епископ Солнечногорский Алексий выступил с докладом «"Разруши брань страстей наших и отжени демонския мечтания". Благодатная помощь святых в трезвении и борьбе со страстями в монашеской жизни». Владыка Алексий напомнил слушателям мысль многих святых отцов и подвижников о том, что вступление на монашеское поприще означает для человека открытие в нем всех скрытно живущих страстей, обнаружение всех связывающих его уз, препятствующих соединению с Богом. Спаситель, попуская эти искушения, желает, чтобы монах преодолел гордыню и превозношение и пришел к истинному смирению. Прошедшие этот путь преподобные отцы оставили немало ценных советов, как бороться с различными страстями, как опасно в этой борьбе небрежение малым соблазном, сколь нужна помощь духовного отца и молитвы к святым заступникам. Но и духовная помощь, и молитвы действенны только тогда, когда сам человек искренне приходит к покаянию, желая исправиться, и возлагает все свои надежды на Бога. Владыка Алексий сослался на известные слова преподобного Серафима Саровского о поваре, насельнике обители, который мужественно боролся со своей горячностью и гневом, и эта непрестанная духовная борьба «привлекала к нему великое благоволение Божие».
Архиерей привел несколько ярких примеров благодатной помощи святых, которая посылалась ревностно желающим исправления. «Святые рядом с нами», — сказал владыка Алексий, рассказав о том, как некий афонский старец русского происхождения решил «поменять» покровителя его келии преподобного Тихона Задонского на более известного святого, и как, вразумленный Господом и самим святым, осознал свой грех. В связи с этим епископ Алексий отметил, как важна для сохранения мирного молитвенного устроения в возглавляемой им Даниловой обители помощь ее святого покровителя — преподобного князя Даниила Московского, сына и наследника по духу святого великого князя Александра Невского.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) представил вниманию участников встречи доклад «Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром: практические аспекты». Этой же теме посвящен документ Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Русской Православной Церкви «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов», который готовит рабочая группа, возглавляемая архимандритом Мелхиседеком. Проект документа содержит рекомендации современным инокам, подвизающимся в условиях открытости монастырей для паломников и туристов, развития информационно-коммуникационных технологий, а также распространенной практики несения монахами различных послушаний в миру.
Вопрос отречения монашествующих от мира в достаточной степени освещен в святоотеческом предании, однако, как полагают авторы документа, в настоящее время необходимо дополнительное осмысление древних канонов и правил. Докладчик предложил слушателям рассмотреть ряд практических вопросов, касающихся взаимодействия насельников монастырей с паломниками, прихожанами и сотрудниками; обеспечения ухода за больными и престарелыми родителями; владения собственностью; необходимости присутствия монастырей в Интернете, в частности, в социальных сетях, заострив особое внимание на том, что подобное взаимодействие должно совершаться духовно опытной братией по благословению игумена, с благоразумием и осторожностью. Внешняя деятельность является важной частью жизни обители, однако все же второстепенной по отношению к главному деланию ее насельников — молитве. Направляемая монастырем, по возможности, внешняя деятельность должна осуществляться преимущественно мирянами. Взаимоотношение с внешним миром в настоящее время является неотъемлемой частью жизни монастырей. Чтобы данное общение было как можно менее опасным для насельников и не являлось препятствием для достижений главной цели иночества, духовного совершенства и соединения со Христом, оно должно основываться на понимании и исполнении святоотеческих правил и определяться общими принципами, сформированными в свете монашеских обетов.
По завершении выступления отца Мелхиседека владыка Алексий озвучил вопрос, поступивший от одного из участников форума, касающийся ситуаций применения современных коммуникационных технологий в монастыре. Рассуждая на эту тему, отец Мелхиседек высказал мнение, что монахи слишком быстро привыкли к удобству гаджетов, и лично он выступает за соблюдение более строгой дисциплины в отношении их использования.
Игумен Петр (Мажетов) отметил, что, возможно, Господь в XXI веке послал людям искушение плодами технического прогресса, чтобы они отнеслись к нему именно как к вызову, поводу для очень серьезной борьбы — духовной брани. Если человек начинает сопротивляться такому искушению, он начинает преуспевать духовно — по слову одного подвижника, «выше святых отцов», потому что в XXI веке почти не остается возможности естественным образом ограничить свои контакты с миром, как это могли сделать святые древности. Вероятно, здесь возможен новый, особый род аскетики, который все равно в основе будет иметь святоотеческие наставления о борьбе с помыслами, внимании, трезвении и т.д.
Завершая заседание, епископ Солнечногорский Алексий зачитал итоговый документ по работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Все участники единодушно выразили сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея руси Кириллу за Первосвятительское благословение на проведение конференции, за возможность общения и взаимной поддержки, а также поблагодарили председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста и председателя комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия за организацию и проведение этого собрания. Было отмечено, что, несмотря на дистанционный режим, форум сохранил живой дух братской любви и единомыслия.
За два дня работы направления было зарегистрировано более 300 участников: 14 архиереев, игумены и игумении, насельники монастырей из 98 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Украинской Православной Церкви, Казахстанского митрополичьего округа, Православной Церкви Молдовы, Латвийской Православной Церкви, Русской Зарубежной Церкви.