В год 800-летия со дня рождения Святого Благоверного князя Александра Невского, на мой взгляд, отраднее всего то, что его помнят. И не только простой народ, но и власти, что не оставляет надежды на полноценное возвращение главного Героя национального пантеона в нашу смутную жизнь!
Невский VS Мамай unt Гитлер. Ведь в секулярном, псевдо-светском и постхристианском сознании, формируемом таким же медиа-пространством, принято жить одним днём, быстро забывая всё происшедшие позже вчерашнего дня, если это не касается самих индивидов. Здесь атеизм и его родной брат индивидуализм вступают в непримиримую борьбу и конфликт с религиозным, православным, общинным миро-осознанием, чтущим не просто культ предков, но в свою основу положившим примеры из житий Святых Церкви и Героев народа, ставших его идеалами. И если для первых Александр Невский часто всего лишь просто проходной персонаж из вопросника ЕГЭ по истории, то для вторых это ещё и человек, заложивший фактически нравственные и геополитические основы Российского государства, указавший пути его развития. Примеров тому великое множество: от выбора стратегических союзников и направления внутренней политики – до выстраивания алгоритма личных приоритетов и ценностей, начиная с создания семьи, рождения и воспитания детей, заканчивая переходом в вечность.
Всё это богатое наследство князя, хотя и основательно забыто, тем не менее в значительной мере сохранило свои основные черты. Россия фактически вернулась к завету Великого князя Александра «крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке», при этом наращивая дипломатическую активность на всех направлениях, не забывая при этом вооружаться. Вполне продолжением его внутренней политики можно считать централизацию власти, борьбу с сепаратизмом и если не союз, то укрепление связей Церкви и государства, что даёт возможность открыто и свободно молиться Богу и воспитывать в таких традициях детей – главное национальное достояние народа. При этом сам князь безусловно был образцовым семьянином (отцом пятерых детей, среди которых были Святые, как его младший сын Даниил), благочестивым христианином, положившим всю свою жизнь за народ и закончив её в монашеском постриге.
Старшему поколению Александр Невский известен больше всего по одноименному, вышедшему на экран перед Великой Отечественной войной художественному фильму, с его знаменитой фразой: «Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская». Фильм сыграл огромное значение не только во всенародной реабилитации князя, как представителя «класса эксплуататоров», но и в самой Победе. Не секрет, что именно к Александру Невскому за помощью публично обращался глава тогдашнего государства, бывший семинарист Иосиф Сталин и… получил её! Плохо подготовленное контрнаступление под Москвой (без необходимого троекратного перевеса сил, танков и авиационного прикрытия) началось накануне его дня памяти - 5 декабря и получило неожиданное для многих развитие, завершившись 20 апреля, фактически в день 700-летия одержанной им победы над… немцами на льду Чудского озера, отодвинув фронт от столицы на 150-300 километров.
Тот период был, пожалуй, пиком популярности князя, возвращённого своему народу после страшных лет разрушительного послеоктябрьского безумия, совпавшего с Победой и возрождением церковной жизни. Его имя перекочевало тогда не только на экраны, в книги, плакаты и на газетные полосы, но на борта боевых самолётов и ордена. Александр Невский словно стал гарантом возращения России на свой исконный, исторический, пусть и через чур тернистый путь. Впрочем, вспомним, было ли гладко в России в его времена, в первой половине XIII века? Отнюдь, поэтому ещё один из уроков, данных нам князем, и состоит в том, чтобы не терять веру и присутствие духа в самых критических ситуациях!
Невский VS Дзержинский and Зильбертруд. Хватает таких моментов и сейчас. Все перечислять не буду, но вот один из них, когда опять понадобилась помощь Александра Невского. Многие, наверное, помнят об инициативе левых патриотов вернуть на Лубянскую площадь памятник дорогому их сердцу Феликсу Дзержинскому, олицетворяющему для них стабильность и порядок. На пути главного организатора чекистского террора, заделавшегося потом «лучшим другом» детей сирот, чьи родители были убиты по его приказу, во весь свой богатырский рост встал опять Александр Невский.
Но если в тревожные годы войны князь защищал Родину от врага внешнего, заключив союз с советской властью, отказавшейся от идей пролетарского интернационализма в пользу национальных интересов, то на этот раз прозревая последствия уступки жаждущим реванша неокоммунистам и левым, он воспротивился компромиссу с ними, подав пример всем православным людям. Ведь и с Ордой он «дружил» исключительно ради интересов всей России, её будущего, предпочтя временные уступки жадным до подарков степнякам, усыплявшим их бдительность. Главное для него была душа народа – православная вера, которую он сумел надежно защитить.
Что является главным для нынешних левых, считающих себя верующими, но подозрительно избегающих церковных служб, участия в Таинствах, показывают их кумиры (как правило, безбожники и богоборцы) и деяния, по плодам которых и будет судить нас Господь. Список их ошибок и заблуждений, стоящих народу очень дорого, прилагать не будем. Достаточно, например, посетить Бутовский полигон, где в расстрельных рвах среди более чем 20000 казнённых покоятся останки 300 с лишним Святых, не угодивших строителям коммунизма - «нового порядка» тех времён. Остаются они неугодными и у их нынешних последователей и продолжателей тех «славных» - тех, кто ратует за возвращение Дзержинского на Лубянку.
Но князь поднял свой меч не только на необольшевиков, но и либералов – их «непримиримых» союзников по «нанайской борьбе» против страшных обоим врагов — Православного Самодержавия и Русского национального самосознания. Ведь это либералы и леваки, помогая друг другу и меняясь ролями, разрушили сначала в 1917 году Российскую Империю, а потом в 1991 году доведенный ими же «до ручки» Советский Союз.
Так один из любимцев отечественных либералов поэт, публицист и «прочая и прочая» Дмитрий Быков (урожденный Зильбертруд, названный почему-то в Википедии «русским») по поводу Лубянских страстей высказался вполне определённо: «Дзержинский – противник самодержавия, упорный борец с режимом, заключенный с тремя дерзкими побегами. Александр Невский – предтеча самодержавия. По-моему, выбор очевиден… Три четверти своей 48-летней жизни польский дворянин Дзержинский был яростным противником российской монархии. Некоторые считают его ещё и русофобом, но он был последовательным марксистом и, следовательно, интернационалистом, что сегодня тоже смотрится вызовом». На чьей стороне симпатии Быкова-Зильбертруда, не трудно догадаться, но лишь в силу принятых правил игры он уклоняется от прямого ответа о своих политических предпочтениях.
Мы – истинные потомки и искренние почитатели святого князя, верим и надеемся, что он, сказавший однажды: «Не в силе Бог, а в правде», вновь придёт на помощь в грядущие тяжкие времена, которых нам не удастся избежать. Смирившись сердцем, обратимся к нему с мольбой: «Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!»
Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед