Эта победа далеко превосходит все геополитические границы. Победа ― после такого поражения: небывалого унижения России и почти полного разгрома Церкви! Промыслом Божиим пришли в столкновение две самых мощных и самых опасных для рода человеческого идеологии, каждая из которых небезуспешно старалась показать миру гибельность другой. Нацисты призывали «к освобождению от ига иудео-большевизма», угрожающего всем. «Посмотрите, что они сделали с Россией, ― говорил Гитлер, ― я даю человечеству последний шанс». Большинство солдат вермахта были убеждены, что идут за правое дело. Разумеется, к этому примешивались безумные амбиции «Deuschland über alles» («Германия превыше всего»).
Кто же был на самом деле врагом рода человеческого? Прежде всего ― как всегда, «враг рода человеческого» ― диавол. Не случайно нацисты, вдохновляемые сатанинским оккультизмом, употребляли в качестве своих символов главные христианские святыни ― крест и свастику, и ключевые слова главных христианских богослужений: «Gott mit uns» («С нами Бог»). Изображая дело вражие как дело Божие. Цель диавола была окончательно победить Церковь Христову, полностью дискредитировав все ее святыни.
Никогда не перестанешь удивляться премудрому Совету Божию ― тому, что Бог силен, как говорит апостол Павел, зло обратить в добро. Может быть, имел значение накануне войны и знаменитый 37 год, когда совершалась чистка троцкистов ― «врагов народа». Неизвестно еще, как бы они себя повели. Не стали бы иные из них предателями, вроде генерала Власова? Ведь Тухачевский и другие, подобные ему, которых представляют нам «невинно пострадавшими», участвовали во время революции в самых страшных расстрельных зверствах.
Объективно для нашего народа это была война за Родину, но также ― за Истину, за Правду. Промыслом Божиим она была попущена ради спасения России. Без всякого преувеличения ― победа была одержана молитвами святого Царя-мученика и всех новых мучеников и исповедников Российских, и всех святых в земле нашей просиявших. Война началась в воскресенье, когда Церковь совершала память всех русских святых, ― праздника, установленного в 1918 году, когда открылось гонение на верующих. Подвиг мученичества и подвиг православных воинов ― всегда рядом. «Нет больше той любви, чем кто душу свою положит за друзей своих», ― говорит Христос. Размышляя об особом участии Царя-мученика в этой победе, мы не можем не вспомнить его Последний Приказ по войскам после насильственного отрешения его от власти: «Во имя горячо любимой родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга. Да поможет Бог и Вам, доблестные войска, отстоять нашу Родину от злого врага. Кто думает о мире, кто желает его ― тот изменник Отечества, его предатель. Знаю, что каждый честный воин так мыслит. Исполняйте же ваш долг, защищайте доблестно нашу Великую Родину, повинуйтесь Временному Правительству, слушайтесь Ваших начальников. Твердо верю, что не угасла в Ваших сердцах беспредельная любовь к нашей Великой Родине». Это же святое благословение на русских людей, несомненно, призывал он и в Великую Отечественную войну, предстоя в мученической славе пред Престолом Божиим. Несмотря на то, что в 1917 и в 1941 у власти были его враги и узурпаторы России.
Интересно, что Сталин в своем первом выступлении по радио обратился к народу со словами: «Братья и сестры» (и дело здесь вовсе не в его семинарском прошлом). И сказал: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!» А в речи на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года провозгласил: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков ― Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» По всей стране гремела песня начала первой мировой войны: «Идет война народная, священная война». Советская власть вспомнила о Церкви, которую Сталин обещал окончательно уничтожить к 1 мая 1937 года. В лице патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Церковь призвала православных и весь народ к жертвенному подвигу «ради защиты священных границ нашей Родины». Церковь осознавала, что с несравненно большей угрозой повторяются времена Батыя, немецких крестоносцев, Карла Шведского и Наполеона, что «жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием, принудив его пожертвовать благом и цельностью Родины, кровным заветом любви к своему Отечеству». На деньги верующих была создана знаменитая танковая колонна «Димитрий Донской». Было восстановлено патриаршество. Множество епископов и священников возвращены из ссылок. Последовало открытие храмов, монастырей, а затем и духовных школ. Война была отмечена необычайным религиозным подъемом народа. Перед лицом смерти для многих реально открывалась вечная жизнь. Есть много свидетельств о чудесной помощи небес (порой и газета «Правда» как бы невольно приводила их). Даже военачальники обращались к вере (маршал Георгий Жуков, маршал Александр Василевский, главный маршал авиации Александр Голованов). Люди увидели, что Бог есть, и что Бог не оставляет Россию. Родилась надежда, что после войны все будет новое ― с Богом.
Победа пришла в пасхальные дни, после праздника одного из главных небесных покровителей нашего Отечества ― святого великомученика Георгия Победоносца. В день Победы незнакомые люди целовались друг с другом на улице со слезами на глазах. В этом присутствовало пасхальное родство. Казалось, красный цвет обретал первозданное значение ― цвет мученичества, цвет жертвенной самоотдачи, цвет пасхальной победы. А диавольское его искажение, когда он стал цветом кровожадности, как будто отступило. Но мы знаем, что не до конца.
Потому мы и говорим о похищении победы. Как в конце первой мировой войны, когда Россия, по словам Черчилля, подобно кораблю, уже входившему в гавань победы, была внезапно потоплена предателями интернационалистами-большевиками, так и эта победа в Великой Отечественной войне была похищена унижающими ложью наш народ идеологами коммунизма. Стоит ли упоминать здесь о сегодняшних попытках приписать нашу победу всегда блюдущим свое западным союзникам и Америке. Но мы слишком хорошо знаем, что точно также была похищена у нас в начале 90-х годов победа над коммунизмом. Тем же самым врагом. Кому еще неясно: то, что не удалось Гитлеру сделать с нашей страной в 1941 году (и ненавистникам православной России ― в 1917 году), они делают теперь.
Но Бог сильнее. Все заключается в том, чтобы мы обрели способность не одними устами сказать: «С нами Бог». Научились духу жертвенности, который наш народ воспринял от христианства. Бог вернет нам нашу победу, если мы будем с Ним.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
5. Это вопрос метода.
4. Вопросы
3. Ответ на 2, Андрей Козлов:
2. Ответ на 1, Игорь Бондарев:
1. Парадокс...