Дмитрий Анатольевич Медведев вновь высказался за четырёхдневную рабочую неделю. Движение в сторону четырехдневной рабочей недели должно быть постепенным и основываться на экономической логике – такое мнение выразил заместитель председателя Совета безопасности, отвечая 28 апреля на вопросы пользователей социальной сети «ВКонтакте» в ходе прямого эфира VKLive. Ещё что-то добавил про историю развития человечества за последние несколько столетий, механизацию, автоматизацию и компьютеризацию труда. Очень ценные, главное – оригинальные, размышления.
Коль сейчас у Медведева снизилась возможность использовать площадки государственных электронных СМИ, к чему он привык за годы своего президентства и премьерства, то приходится транслировать одну и ту же мысль посредством соцсетей, благо дело, что некоторые СМИ потом с удовольствием тиражируют подобные заявления в стиле: «Дмитрий Медведев заявил…». Уже хорошо для Дмитрия Анатольевича. Ну, понятно, его личный рейтинг стремится к нулю, нужно постоянно о себе напоминать. Даже за последний год он несколько раз заявлял о «четырёхдневке». Так, в феврале Дмитрий Медведев заявлял, что пандемия оживила идею четырёхдневной рабочей недели. Тоже – интересная и оригинальная мысль. Да, пандемия много чего «оживила», точнее – омертвила. Для того она и вброшена.
А вообще его очередная «инновация», теперь по «четырёхдневке», в которую он вцепился из последних сил, стала озвучиваться им с 2019 года, когда он ещё премьерствовал. Составляющая пиара, как личного, так и для, например, «Единой России», коль он всё остаётся председателем партии, в этом весьма высокая. Хотя чем обернётся этот популизм для ЕР – пока сказать сложно. Но во всём этом есть и иная, более серьёзная компонента.
Вообще, считаю, что подобного рода «инициативы» по поводу рабочего времени и вообще быстро меняющейся инфраструктуры общества и бытия процветают и имеют распространение из-за допущенной изначально колоссальной ошибки по принятию т.н. «пенсионной реформы». Увеличение пенсионного возраста уже привело ко множеству социальных проблем, приводит сейчас и будет приводить в будущем. Если цифровизация, по мысли реформаторов, сокращает время на труд, что является для них обоснованием перехода с пятидневки на четырёхдневку, то зачем нужно было увеличивать пенсионный возраст? Где логика?
Нечего было её вообще трогать, отлаженную десятилетиями пенсионную систему. Нужно было разбираться с пенсионным фондом, его наполняемостью и целевым использованием, но не лезть в основы самой системы. Президент Путин прекрасно осведомлён, что его личному рейтингу из-за этой реформы нанесён огромный ущерб. В том ничего удивительного нет, ибо порядка 90 процентов граждан страны (независимо от возраста) выступали и выступают против пенсионной реформы. Как-то не очень красиво получается со стороны федеральной власти, пользуясь долготерпением граждан России, которые только тихим образом выражают своё массовое недовольство этой реформой, продолжать её реализовывать. Амбиции власти, выраженные в нежелании признания своей ошибки, превалируют над здравым смыслом и элементарной ответственностью перед народом.
И теперь чисто психологически В.В. Путину, видимо, сложно признать свою ошибку, что поддался уговорам Кудрина и Медведева и иже с ними на проведение пенсионной реформы. Думается, чувствует на уровне подсознания себя виноватым, но психологически не может признать своей ошибки – категорично сказав «да», тяжело потом ответить «нет». Имеется в виду – теперь сложно ему сказать нет «пенсионной реформе», отменить её. А потому ищет пути некоей компенсации жителям страны за стратегическую ошибку. То дополнительные выплаты (небольшие по объему, но многочисленные по перечню) отдельным категориям граждан, то дополнительные выходные, то 10-дневный отдых всей стране в майские праздники. Думается, что это неправильно, потому что бессистемно. К добру в долгосрочной перспективе это не приведет. И спокойное его отношение к популистским «инновациям Медведева», вероятно, тоже кроются в этой же области. Идея с четырёхдневкой декларативно красивая и заманчивая, привлечет поддержку определенной части граждан. Но если вдуматься глубже – опасная. Всё это фиксирует несправедливую пенсионную систему, вводит страну в дальнейшие перманентные реформы трудового распорядка всей страны, рабочего времени, оплаты труда, социальных гарантий и т.д. и т.п., происходит дальнейшее изменение в иных базовых категориях – культуре, воспитании и образовании молодых поколений. А что нужно ещё либералам разных окрасов и пятой колонне? Это их мечта – постоянные непрекращающиеся реформы всего и вся. Только в мутной воде можно им реализовывать свои политические и экономические (коррупционные) интересы.
Для перечисления «инноваций» Дмитрия Анатольевича не хватит пальцев рук. Упоминать о каждой здесь не будем, этому можно посвящать отдельное исследование. Но все помнят, чем окончилась практически каждая из его «инноваций». Профанацией или потерями для страны. А потому и на медвежью хватку за «четырёхдневку» нужно смотреть через эту призму.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель