Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Благодарю Вас за то, что Вы поместили на своем портале мою статью «Можно ли и как создать современную общенародную идеологию России?». Ее публикация важна тем, что одновременно в газете «Завтра» (апрель, 2021 г., № 13) была опубликована близкая по содержанию статья А. Дугина «Решиться на идеологию!».
И это в очередной раз свидетельствует о том, что вопрос практического создания идеологии России – это не просто сверхважный, а сверхнасущный вопрос для нашего государства. Не может наша страна много лет жить в подвешенном состоянии, не зная, куда она идёт. И поэтому вопрос российской общенародной идеологии необходимо как можно скорее перевести из пространства доказательства её необходимости для страны в пространство её практического создания. Решить эту проблему – означает решить несколько вопросов: 1) Какой может быть идеология по форме?; 2) Риски принятия идеологии; 3) Кто должен делать современную идеологию России?; 4) Как сделать и утвердить идеологию России?
1. Какой может быть идеология по форме? То, что идеология жизненно необходима для любого народа – это совершенно ясно. Идеология – это совокупность идей, по которым живет страна, народ, человек. И это было на протяжении всей истории нашей страны. Достаточно вспомнить «Слово о Законе и Благодати» – это истинная матрица и программа развития Древней и Средневековой Руси, решения Стоглавого собора, документы, принятые в начале правления царя Алексея Михайловича. И такие тексты принимались на протяжении всей нашей истории, включая и Советский Союз. Так что идеология – это вовсе не выдумка коммунистов, подменивших идеологией религию.
При этом ни в коем случае нельзя сводить идеологию к какой-то определённой форме, например, какому-то посланию, какой была проповедь «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона или письмо старца Филофея к великому князю Василию III. Идеология, если говорить максимально просто, это устный или письменный текст, констатирующий прошлое и настоящее и определяющий будущее страны, государства, народа, человека. И она может бытьпредставлена в разных формах, в том числе и в форме государством принятого документа, как это было с документами при царях Иване Грозном или Алексее Михайловиче, как это было в партийных документах Советского Союза, если помнить, что КПСС и была реальным государством.
Следовательно, в идеологии самое важное – это не ее форма, а содержание, отвечающее на главные вопросы жизни страны и каждого человека: зачем и как должны жить народ, государство, человек?
2. Риски принятия идеологии. В каждой идеологии заложены и свои риски, о которых надо знать. Во-первых, не всегда стране удаётся жить в соответствии с принятой идеологией. Вспомним, что решения Стоглавого собора, хотя и были утверждены и даже были руководством для дальнейшей жизни страны, но далеко не во всём. Решения о реформировании Церкви, принятые во времена Алексея Михайловича, привели к расколу Церкви, то есть по факту расколу единой России и прежде всего русского народа. А идеология СССР была задекларирована в программе КПСС, принятой в 1961 г., – глубоко ошибочном документе, который не только привёл к неопределённости развития страны, но и стал непосредственно одной из важнейших причин её гибели. В 80-е годы страна уже не знала куда ей идти, как ей развиваться дальше. В результате лихорадочных экспериментов второй половины 80-х годов страну разнесло.
Таким образом, если принятая идеология правильна, то она служит успешному развитию страны, если неправильна, то она может вести к страшным последствиям, вплоть до гибели страны. При этом даже правильная идеология не всегда, в силу разных обстоятельств, может быть реализована. И поэтому даже правильная идеология должна выполняться в соответствии с реальными обстоятельствами жизни страны.
3. Кто должен делать современную идеологию России? Нельзя считать, что идеологию обязательно должен делать только какой-то один выдающийся человек, каковым в нашей стране были, например, митрополит Иларион или старец Филофей. Конечно, идеология делается конкретными, отдельными людьми. Но она может быть сделана и коллективом людей. И так было нередко. Например, так делалась идеология при Иоанне Грозном или царе Алексее Михайловиче, так делались идеологические документы в СССР.
Самое главное, что эта идеология должна быть так или иначе одобрена государством и принята народом. А для этого она должна отражать коренные интересы народа.
Соответственно, сегодня идеология в нашей стране может быть сделана всем нашим народом, всем российским государством. Но непосредственно создать ее должны специалисты, профессионально занимающиеся вопросами идеологии. И не только специалисты-теоретики, но и люди разных творческих специальностей.
4. Как сделать и утвердить идеологию России? Прежде всего идеология должна стать делом всего государства. Об этом совершенно правильно пишет в указанной выше статье Александр Дугин.
Поэтому первый шаг в процессе перевода теоретических поисков в практическое воплощение текста идеологии могут сделать парламентские партии России, совместно обратившись к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с соответствующим письмом, содержащим предложение о реальной разработке государством общероссийской идеологии. Разумеется, для этого они должны на определённое время забыть, что они – партии и работают каждая на себя, и особенно в преддверии предстоящих выборов в Госдуму.
Понимаю, как будет встречено это предложение партиями, которые очень часто не находят общего языка между собой. И всё-таки все они хорошо осознают, что есть общенародные проблемы, которые требуют их согласованных решений. Именно таким вопросом является вопрос разработки и принятия общенародной идеологии.
Второй шаг – формирование Комиссии по созданию идеологии. И здесь самое главное – назначение Председателя комиссии. Это более ответственное решение, чем назначение в своё время руководителями космической программы СССР И.П. Королёва или ядерной – И.В. Курчатова. Но ведь могло же советское правительство найти этих людей.
Да, решить проблему Председателя комиссии ещё труднее. Потому что это должен быть не только профессионал, но и человек России, то есть это должен быть не представитель какой-то партии, сообщества или группировки, а человек, представляющий в себе всю Россию, весь российский народ. Такие люди в нашей стране есть. Назову некоторых из них: святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, академик С.Ю. Глазьев, Председатель российского фонда культуры Н.С. Михалков, сенатор Е.С. Савченко.
Третий шаг. Председатель – и это его важнейшая ответственность – создаёт рабочую группу из 10–15 человек, которую утверждает Президент страны. Эта группа создает комиссию по работе над идеологией.
А для этого – четвёртый шаг – политические партии, профессиональные сообщества, начиная с РАН, традиционные религиозные организации, общественные организации, например, Всемирный Русский Народный Собор, творческие союзы и объединения выдвигают в комиссию своих представителей, людей, по-настоящему занимающихся идеологией.
Самое важное требование ко всем членам комиссии – в неё не должны войти одиозно деструктивные личности. И поэтому рабочая группа должна иметь право отклонять таких людей как на уровне рассмотрения их включения в комиссию, так и когда комиссия уже будет непосредственно работать. Да, должно быть у рабочей группы, в том числе и у Председателя комиссии, право исключать таких людей из членов комиссии. И в то же время включать в комиссию профессионалов, которые в неё по каким-то причинам не были выдвинуты от тех или иных сообществ. Трудно представить эту комиссию, если в неё не войдёт А.А. Проханов, всю жизнь посвятивший созданию общенародной, общероссийской идеологии.
Самое главное – это не механическое собрание всех представителей, а собрание профессионалов, создание рабочего коллектива, который сможет сделать идеологию. Что было бы, если бы коллективы, работающие над космическим или ядерным проектами, собирались по принципу равного представительства от всех организаций?
Да, надо понимать, как трудно будет работать этой комиссии, зная, что в неё, как правило, войдут люди с более чем завышенной самооценкой. Но каждый человек, входящий в комиссию, должен дать себе отчет, что главное в комиссии – это работа на благо России, а не демонстрация своих личных достоинств – свои личные достоинства он может продемонстрировать в своих личных трудах.
Пятый шаг. В комиссию подаются проекты идеологий на 10–15 страницах. Причём, подавать эти проекты имеют право все желающие, в том числе и члены комиссии. Из всех проектов предварительно отбирают пятьдесят лучших, из которых, в свою очередь, выбирают десять наилучших. А дальше идет работа по принципу организации работы авиационных конструкторских организаций СССР. Десять оставшихся проектов дорабатываются с учетом лучших идей из всех проектов. Далее из них остаётся три лучших проекта, которые дорабатываются с учетом идей отклоненных проектов. А потом остаётся один проект, который дорабатывается всеми.
Шестой шаг. Проходит всенародное обсуждение окончательного текста идеологии. После этого она обсуждается и утверждается в соответствующих структурах исполнительной, законодательной и судебной власти. И с учетом этих замечаний она редактируется комиссией и передаётся на окончательное утверждение государственным структурам, а затем и Президенту страны.
Седьмой шаг. После утверждения общенародной идеологии страны Президентом Российской Федерации она становится основополагающим документом в жизни нашей страны, в том числе и основой подготовки юридических документов, начиная с Конституции России.
Меньшиков Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета