Завершающий работу на посту госсекретаря Союзного государства Григорий Рапота рассказал в специальном интервью ТАСС о перспективах интеграции, а также оценил шансы на слияние России и Республики Беларусь. Теперь должность государственного секретаря Союзного государства занимает Дмитрий Мезенцев.
По словам Григория Рапоты, «интеграция должна развиваться и в сфере научного взаимодействия, и в сфере промышленного, и в сфере экономического и сельскохозяйственного взаимодействия, культура — это уже само собой. Во-первых, нет предела для совершенствования. Во-вторых, надо четко себе представлять, чего бы мы хотели. Такое представление есть».
«Для меня, например, приоритетом сейчас является взаимодействие в области энергетики и транспорта, - добавил он. - Я так себе представляю. Вполне возможно, есть и другая точка зрения, и мы готовы рассмотреть. Я думаю, она будет рассмотрена 2 апреля 2021 года на нашей торжественной конференции, посвященной развитию Союзного государства. Там все эти вопросы будут подниматься так же, как это было сделано в прошлом году».
Он заявил, что на официальном уровне вопрос слияния России и Белоруссии никак не обсуждается:
«А кто о слиянии-то ставит вопрос? Я такой категории не слышу, не вижу и не знаю. Надуманная вещь, понимаете».
«По крайней мере, такой задачи не ставится. Если бы стояла, то мы бы уже работали над этим. Вот вы сами говорите: "слухи ходят". А чего мы будем слухи обсуждать?» - вопрошает он.
«Если бы были эти предложения, они были бы сформированы на достаточно авторитетном уровне, и мы бы над этим работали», - заключил Григорий Рапота.
Заявление Григория Рапоты прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» член Совета по межнациональным отношениям при Президенте России политолог Богдан Анатольевич Безпалько:
Мне сложно говорить о том, какие мечты лелеет политическая элита России, мечтает ли она об объединении с Белоруссией. Белорусская политическая элита в лице единственного авторитарного лидера Александра Лукашенко стремится сохранить независимость, чтобы обладать полнотой власти на территории Белоруссии.
Григорий Рапота заявил о том, что никогда не было и речи о слиянии Белоруссии и России. И из контекста его слов следует, что он сам отрицательно относится к воссоединению. Вопрос Союзного государства будет закрыт или же останется на крайне низком уровне последних 20 лет.
Если бы Григорий Рапота сказал об объединении в рамках Союзного договора, то это компенсировало бы его отрицание в сторону слияния и общерусского единства. Но об этом он ничего не говорил и не упоминал Союзный договор и даже Союзное государство. Это означает, что Постоянный комитет, который долгое время возглавлял Григорий Рапота, и само Союзное государство – фикция.
Единственные позитивные стороны Союзного государства – отсутствие границы, таможенных и пограничных переходов. Граждане могут беспрепятственно перемещаться из России в Белоруссию и из Белоруссии в России. Для белорусских граждан существуют льготы, в рамках которых они могут трудоустроиться на территории России без оплаты и оформления патента на трудовую деятельность и без миграционной карты, при этом они должны иметь регистрацию.
С 1999 года не развивается Союзный договор. Но зато с помощью Александра Лукашенко в Белоруссии активно развивается местный вариант национализма.
В Белоруссии два варианта национализма: радикально-русофобский национализм в лице белорусских националистов (сторонников Калиновского, Костюшко) и умеренная русофобия в лице Лукашенко, Макея, чиновников и представителей государственных структур, которые также позитивно воспринимают Калиновского и Костюшко.
России приходится выбирать между умеренными и радикальными русофобами. К сожалению, мы не поддерживаем на территории Белоруссии пророссийских и прорусских партий, организаций и персоналий. Напомню, что посол России в Белоруссии Суриков позорно одобрил арест публицистов информационного агентства Regnum Юрия Павловца, Дмитрия Алимкина и Сергея Шиптенко. Поэтому нельзя говорить о том, что Россия имеет влияние на территории Белоруссии через пророссийские партии, организации и персоналии. У нас нет инструментария влияния на политическую жизнь в Белоруссии. Мы можем влиять на республику извне - путем экономических, энергетических и геополитических рычагов. Но пока Россия не полностью использует возможности влияния. Вероятно, существует ряд долгосрочных планов, в свете которых эти шаги считаются нецелесообразными.
Меня больше всего беспокоит гуманитарное сотрудничество: из молодых граждан Белоруссии, русских, выращивают людей, чуждых России, идее единства и общему прошлому и общей культуре. Выращивают русофобов, разговаривающих на русском языке и носящих русские имена и фамилии.
К сожалению, у нас нет возможности влияния на воспитание подрастающего поколения. Лишь в последнее время увеличили возможности обучения белорусов в российских вузах. В нашей стране они могут получить альтернативную информацию и увидеть Россию такой, какой она есть, а не такой, какой её любят представлять в белорусских СМИ – образ олигархической страны, погрязшей в коррупции, бандитизме и деньгах.
Назначение Мезенцева ничего не изменит. Но буду рад, если он проведёт ротацию кадрового состава Постоянного комитета Союзного государства. Во-первых, скорее всего этого не произойдёт. А, во-вторых, сам Комитет является фикцией. Поэтому Мезенцев будет возглавлять фикцию. И на эту фикцию выделяется 8 миллиардов рублей в год. При Григории Рапоте в Комитете был парк из премиум-автомобилей, более ста сотрудников оформили самые дорогие медицинские страховки. И получали высокие зарплаты за издание никому ненужных газет и журналов, о существовании которых люди и не подозревают.
Постоянный комитет Союзного государства ни на что не влияет. А он создавался для того, чтобы мы превращались из отдельных субъектов в Союзное государство.
5. Ответ на 1, Алекс. Алёшин:
4. Прежде чем ругать батьку Лукашенко посмотрите в зеркало на себя...
3. Разве есть разница чьи олигархи растерзают Белоруссию ?
2. Объединения не будет
1.