Доцент МГУ, специалист по истории Церкви и истории Греции и один из основателей издательского дома «Святая Гора» Афанасий Зоитакис в интервью РИА Новости заявил, что до половины всех афонских монастырей настроены против поддержки украинских раскольников и критически оценивают деятельность Константинопольского патриарха.
Комментируя отношение монахов-афонитов к действиям Константинополя на Украине и возникшему расколу в православном мире, Афанасий Зоитакис признал, что «единой позиции Афона нет по этому вопросу», и на полуострове «существует разделение».
«Те монастыри на Афоне, которые достаточно скептически относятся к признанию украинской автокефалии, - это те же обители, которые так же скептически относились и к Критскому собору 2016 года, и вообще к экуменическому курсу патриарха Варфоломея. Это, прежде всего, монастыри, основанные учениками старца Ефрема Аризонского (1928-2019): Филофей, Каракал, Ксиропотам и Констамонит. Они наиболее радикально в этом плане настроены», - сказал Зоитакис.
В частности, монастырь Констамонит, отметил эксперт, был вообще единственным из 20 афонских обителей, который не участвовал во встрече патриарха Варфоломея на Афоне в октябре 2019 года, и не прислал на встречу даже своего представителя. К числу оппонентов действующего главы Константинополя собеседник агентства добавил также монастырь святого Павла, игумен которого «очень критически относится к модернистским шагам Варфоломея».
«Я бы добавил сюда и монастырь Дохиар, который, если бы был жив его игумен геронда Григорий, я думаю, и публично бы высказался по этим событиям, потому что он неоднократно в самых резких выражениях критиковал украинских раскольников и вообще до конца был человеком очень твердым. У монастырей Филофей и Дохиар всегда с Россией были очень хорошие связи, русские монахи там были… Сюда можно еще добавить и Русский Пантелеимонов монастырь, и, пожалуй, еще сербский монастырь Хиландар и болгарский Зограф, потому что они следуют позициям своих Церквей», - сказал Зоитакис.
Он пояснил, что, хотя сербский и болгарский монастыри и находятся в каноническом подчинении Константинополю, подобно другим обителям на Афоне, «тем не менее, они связаны очень прочными узами с Сербской и Болгарской Церквами, которые пока не признали украинскую "новую церковь"».
«Нужно упомянуть еще монастырь Григориат – там тоже очень скептическое отношение к украинским раскольникам, как минимум скептическое. Они думают над этим вопросом, и в целом настроены достаточно антиэкуменически», - добавил эксперт.
Другие 10 святогорских обителей, наоборот, или прямо поддержали патриарха Варфоломея, приняли делегацию украинских раскольников и сослужили с ними, или же заняли более осторожную и выжидательную позицию. Это Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор – монастыри, занимающие первые места в афонской иерархии обителей, а также монастыри Симонопетра, Ставроникита, Ксенофонт и Новый Эсфигмен.
Как рассказал Зоитакис, помимо монастырей, на Афоне также много скитов и келий – небольших монашеских общин, иногда составленных из одного старца и нескольких его учеников, и их позиция тоже очень неоднородная, даже зачастую резко критическая по отношению к курсу Константинопольского первоиерарха. В частности, собеседник агентства напомнил, что в марте 2019 года было выпущено заявление ряда афонских келиотов, которые осудили патриарха Варфоломея за ошибочное признание украинской автокефалии. В то же время он признал, что за позицию небольших монашеских общин «никто особо не борется, потому что считается, что Афон – это 20 монастырей, и мало кого интересует позиция келиотов или скитов: основная борьба идет вокруг позиций обителей».
Говоря о позиции Русской Православной Церкви в отношении афонских монастырей, эксперт выразил мнение, что было бы целесообразно и в отношении Афона руководствоваться теми же принципами, которых Московский Патриархат придерживается во взаимоотношении с другими Поместными Церквами.
«Мне кажется, что в случае с Афоном вполне можно было бы придерживаться того же порядка, который Русская Церковь придерживается в отношении Александрийской, Элладской, Кипрской Церквей – находиться в общении с теми братствами, которые не признают раскольников и последовательно стоят на неприятии неканонических шагов Константинопольского патриарха. И здесь, может быть, не совсем правильно ограничиваться именно русским монастырем, потому что это вызывает некое недоумение на Афоне и уже вызвало обвинения в адрес Русской Церкви в некоем национальном подходе», - сказал Зоитакис.
По его словам, сейчас у кого-то может сложиться впечатление, что русский монастырь находится на Афоне «в кольце врагов, в кольце греческих монастырей», тогда как на данный момент это не так.
В частности, позицию Русской Церкви, разрешившей причащаться паломникам-мирянам в Пантелеимоновом монастыре, ранее подверг критике настоятель Ватопедского монастыря игумен Ефрем. При этом сам игумен, привозивший в Россию на поклонение христианскую святыню – Пояс Богородицы, в 2019 году уже принял в своем монастыре украинских раскольников.
По мнению Зоитакиса, к тем афонским монастырям, которые отказываются сослужить с представителями ПЦУ, Русская Церковь должна относиться как к союзникам и разрешить паломникам – когда после пандемии это станет возможным - посещать эти монастыри.