Председатель Правительства Мишустин 15 марта провел совещание с членами Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.
Среди ряда позиций, озвученных Мишустиным в качестве правительственных мер по развитию Дальнего Востока, прозвучало то, что может вызвать серьёзное беспокойство не только дальневосточников, но и всех здравомыслящих и патриотически настроенных граждан.
Процитируем Мишустина: «На прошлой неделе в ходе совещания Президента с членами Правительства был затронут вопрос о новом экономическом акселераторе – дальневосточной концессии, цель которой – привлечь в течение трёх лет значительный объём внебюджетных средств на строительство инфраструктурных и социально значимых объектов, дорог, портов, мощностей для утилизации отходов. Надо детально обсудить эту идею, оценить эффект от её применения, а главное – возможные риски. Прошу руководителей профильных ведомств активнее включиться в эту работу. Важно привлечь в регионы Дальнего Востока новых крупных инвесторов, причём на длительное время и с максимальным эффектом. Способствовать созданию новых рабочих мест, росту доходов людей и наполнению бюджетов субъектов».
«Дальневосточная концессия» – весьма опасное словосочетание. И это словосочетание произнесено на вполне позитивном настрое, как бы с конструктивных позиций.
Как сегодня определяется понятие «концессия»? Вот одно из современных определений: «Концессия – это договор, который заключает государство с частной фирмой, иностранной компанией или монополистом о передаче им в эксплуатацию на оговоренных условиях предприятий или земельных участков с правом на возведение зданий и сооружений, правом добывать полезные ископаемые и т.п.».
То есть, конкретные участки дальневосточной земли, государственные объекты будут передаваться частным фирмам, инвесторам, среди которых сегодня немалую долю составляют иностранные компании. Сдавать в концессию земли – это, пожалуй, самый примитивный и бездарный подход к распоряжению своими территориями. Концессия – это всё-таки то, что исторически чаще было применимо к слабым, незначительным государствам, к так называемым «банановым республикам».
Уже много лет из содержания программ и концепций развития Дальнего Востока следует, что одна из их главных целей – это привлечение инвестиций. Много лет мы слышим о каких-то абстрактных рабочих местах, которые обязательно появятся после того, как только мы привлечём инвестиции. И, действительно, рабочие места появляются и в значительной степени эти места занимают иностранные мигранты. И вряд ли председатель правительства с этим сможет спорить, потому как даже Концепция миграционной политики России направлена на то, что новые рабочие места в Сибири и на Дальнем Востоке занимали мигранты.
Местное население продолжает покидать Дальний Восток. И сейчас, после самоизоляций, после раздувания всевозможных угроз (то северокорейская, то японская, то китайская угрозы), после большой кампании по рекламе жилья в центральных и южных регионах России в дальневосточных городах, Дальний Восток покидает еще большее количество тех, кто живёт здесь не в первом поколении.
На сданных в концессию землях Дальнего Востока частные инвесторы сами будут решать, кому и как здесь жить и работать. Уже сегодня в территориях опережающего развития иностранные компании сами определяют, какие и в каком количестве рабочие-мигранты им необходимы.
Концессия – она и в Африке концессия. И эта концессия на Дальнем Востоке идёт давно под бравые доклады об устойчивом развитии региона. ТОРы – это тоже форма передачи территории частным компаниям, среди которых немало иностранных.
Конечно, нам постараются объяснить, что концессия, частно-государственное партнерство – это распространенная форма во всем мире, что в этом нет ничего страшного. Что ж плохого, если какая-нибудь отечественная или иностранная компания получит на какое-то время в собственность российский аэропорт стратегического значения, часть стратегической трассы, значимый кусок земли недалеко от государственной границы? Ну, что в этом плохого? Они создадут там нужную инфраструктуру, а потом мы у них заберём все это…
Еще в 2005 году «Российская газета» сообщала, что «концессии возвращаются в Россию спустя 75 лет». Тогда в 2005 году с большим трудом был принят федеральный закон «О концессионных соглашениях». На страницах «Российской газеты» концессии расхваливала эксперт из Министерства экономики. Она говорила: «Сейчас концессия используется в 37 странах мира, и при этом ни одна страна не потеряла своего суверенитета. Бизнесу отдаются только права управления, инвестирования, хозяйствования. Концессии – это чрезвычайно универсальный инструмент. В Великобритании в концессию сданы даже тюрьмы. А в некоторых странах – театры, концертные залы, учебные учреждения».
И, вероятно, в этой логике в концессию можно сдать даже сам аппарат государственного управления. Ведь здорово! Ничего самим делать не надо. Придёт какая-нибудь частная американская или китайская компания и обеспечит управление Россией.
Возьмите хотя бы и сдайте в своей квартире часть комнат в концессию каким-нибудь предпринимателям, и пусть они этими комнатами распоряжаются. И вы, конечно, можете обговорить какие-нибудь условия, но кто ж будет строго этих условий придерживаться? Как вы это проконтролируете? Да и какие условия мы можем выдвинуть тем, кто возьмёт наши земли в концессию? Может быть, мы потребуем их сеять в эту землю что-то доброе и полезное для России? Мы это потребуем от американцев, немцев, китайцев, корейцев? Ну неужели они для того намерены взять нашу землю в свое собственное распоряжение? Скорее, они будут по максимуму эксплуатировать их, вычерпывая все, что можно вычерпать, а взамен, конечно, оставят нам инфраструктуру…
А над землей, отданной в концессию, будет развиваться не российский флаг.
Та же «Российская газета» в качестве справки сообщала, как было в СССР: «С 1921 по 1929 год было создано 2200 концессий с участием германских, английских, американских и французских компаний. Но уже в 1928 году концессионные дела стали сворачивать. В 1937 году Главконцесском разогнали, его руководителей посадили».
Сейчас нам скажут, мол, ничего не остаётся делать, как сдавать Дальний Восток в концессию. Ведь люди уезжают отсюда. Но ведь до сих пор за тридцать лет вся дальневосточная политика последовательно шла в каком-то ложном направлении. И была подчинена каким-то экономическим приоритетам и цифрам, выражающим эти приоритеты. И эта политика в реальности шла как бы мимо людей. Мимо простых людей, чьи предки освоили и заселили эти земли. Вся политика шла мимо нашей веры, нашей культуры, мимо наших коренных идей и смыслов. А какие кадры, какие управленцы присылались сюда или поддерживались из местного населения? О состоянии управленческого корпуса на Дальнем Востоке свидетельствуют сводки криминальной хроники…
За пять дней до совещания Мишустина с правительственной комиссией, прошло совещание президента Путина с членами правительства во главе с Мишустиным. Тогда был представлен доклад министра Дальнего Востока и Арктики Чикунова. Речь министра была образной и, вместе с тем, весьма отвлечённой от реальности. Обращаясь к Путину, министр сказал: «Под Вашим руководством мы продолжаем работу, которую напротяжении четырёх столетий делали миллионы российских и советских людей – укрепление несущего каркаса России. Если представить нашу страну как дом, то Арктика – это купол над домом, а Дальний Восток– несущая стена, стена, вкоторую извне упирается тысяча пагод».
Вряд ли миллионы русских людей, созидавших Россию у Тихого океана, утвердивших здесь русскую культуру и русскую цивилизацию, могли предположить, что когда-то их подвиг будет назван «укреплением несущего каркаса России».
Не вдаваясь в подробности доклада, можно сказать, что, в центре внимания – экономика и количественные показатели, выражающие состояние экономики. Эти показатели никак не могут раскрыть состояние народа, живущего в России и на ее Дальнем Востоке. Министр говорит об уровне жизни, но уж сколько написано книг и статей, где показано, что уровень жизни не позволяет нам судить о качестве этой самой жизни. Количественные показатели уровня жизни могут быть очень высокими, но при этом качественные – будут стремиться к нулю. Человек может быть очень богатым, иметь высокий уровень доходов, хорошее здоровье, возможность посещать театры и кино, но при этом тот же человек может жить в духовной грязи, он может воровать, может блудить, может убивать… И его уровень жизни будет оцениваться как запредельно высокий. Но качество этой жизни… Качество отвратительное, дрянное, поганое, очень плохое.
Также и с обществом. Какое общество, с каким качеством жизни мы хотим видеть в России и на её Дальнем Востоке? Каких людей, с какими ценностями, идеями, с какими духовными устремления и интересами, с каким качеством образования? Об этом тридцать лет молчат создатели стратегий развития России и ее стратегических территорий. Почти тридцать лет одно и то же: «развитие экономики», «повышение эффективности», «создание комфортных условий»… А каковы результаты? Результаты отрицательные. Лучшие люди уезжают, уходят и увозят, уносят более высокие смыслы, интересы, ценности. А те, кто остаются часто деградируют в духовном, культурном, образовательном и профессиональном отношении. Обратитесь хотя бы к приморской журналистике, посмотрите на её качество…
Министр Дальнего Востока и Арктики в своём докладе президенту договорился до того, что назвал Дальний Восток «витриной»: «У Дальнего Востока есть ещё одна важная для будущего России роль: если всоветское время это была в первую очередь граница, то сегодня для наших азиатских соседей Дальний Восток – это витрина достижений и способностей России».
Если Дальний Восток «витрина», то тогда Россия – не «дом», а магазин, гипермаркет, а Арктика – не «купол», а склад или кладовая. Неплохо было бы министру определиться с понятиями и сравнениями.
Коммерческое мышление явно преобладает сегодня в нашей политической элите. Правда, даже с коммерческой точки зрения, сегодняшние предложения по «развитию Дальнего Востока» видятся довольно примитивными. Взять, да и сдать государственные объекты, государственную землю и собственность в концессию.
«Для увеличения собственных доходов Дальнего Востока необходимо обеспечить рост и диверсификацию экономики. Мы видим возможность в три-пять раз ускорить темпы создания инфраструктуры – как промышленной, так и социальной – за счёт внебюджетных инвестиций по механизму дальневосточной концессии. Создаём для этого инвестиционный акселератор. Цель – привлечь в него за ближайшие три года проекты объёмом 500 миллиардов рублей, что будет означать настоящий инфраструктурный прорыв», – произнес министр Чикунов в докладе президенту Путину за пять дней до того, как повторит ту же мысль на правительственном совещании Мишустин.
Правительственные рассуждения о сдаче в концессию объектов на Дальнем Востоке и в Арктике идут на фоне публикаций с явным сепаратистским душком, которые всё чаще появляются на провластных каналах. Публикации посвящены созданию на Дальнем Востоке нового макрорегиона под названием «Тихоокеанская Россия».
С названием «Тихоокеанская Россия» похоже конкурирует менее масштабное название, уже используемое в отношении части дальневосточных территорий. Звучит оно так: «Туманган». В соответствии с корейским именем реки, по которой проходит граница России с КНР и КНДР.
Реализуемый при участии нашего Правительства мировой проект «Расширенная Туманганская инициатива» уже включает в себя упоминание о новом международном регионе под названием «Туманган». Значительная часть территории этого «нового региона», пока еще не обозначенного на карте, но уже смело упоминаемого в документах ООНовского проекта «Расширенная Туманганская инициатива», – земли Хасанского, Надеждинского и Уссурийского районов Приморского края России. Вместе с китайскими и северокорейскими землями близ устья реки Туманная, российская территория уже, оказывается, составляет «новый регион» «Туманган»! Напомним, что проект «Туманган» лоббировался в 1990-х годах министром иностранных дел Козыревым. Тогда проект, как угрожающий территориальной целостности России, был жёстко заблокирован нашими пограничниками при участии региональной власти Приморья. Министр Козырев, как известно, бежал в США.
Сегодня уже нет тех пограничников, и народ наш уже не тот. О состоянии народа мы можем судить по тому, как легко выводят людей на протесты за каких-то сомнительных и незначительных фигур, наподобие Навального или Фургала, но при этом по поводу таких серьезнейших процессов, как тихая передача Дальнего Востока «в концессию» и легализованные попытки создания здесь какой-то «Тихоокеанской республики», народ вообще молчит.
Мы не призываем к митингам и протестам. Мы призываем трезво взглянуть на происходящее. Мы призываем к молитве. К молитве, которая сможет объединить всех нас. К молитве за нашу Русскую землю, за прочность ее рубежей, за единство России, русского народа и русской земли.
Помолимся, братья и сестры! Помолимся Святой Троице! Нет надежды на князей и на сынов человеческих. Мы не испытываем большой надежды на то, что кто-то из «умных и ответственных людей» после прочтения этой статьи сможет повлиять на важнейшие государственные решения, которые принимает сегодня наше правительство. Мы верим в Бога, в Троицу Единосущную. На Бога мы надеемся и на Бога уповаем. А Господь поругаем не бывает. Не для того Он дал русскому народу чудесные земли от Урала до Тихого океана, чтобы сегодня их передавали в пользование иностранным концессионерам. Помолимся и покаемся в эти покаянные Великопостные дни. Помолимся. Да воскреснет Русь! И расточатся врази ея!
Романов Игорь Анатольевич, директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук