3 марта 2021 года в Йошкар-Оле прошла Межрегиональная научно-практическая конференция Вторые Хафизитдиновские чтения «Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы», организатором которой стало Региональное духовное управление мусульман Республики Марий Эл в составе Центрального духовного управления мусульман России. Мероприятие прошло в Общественно-политическом центре Республики Марий Эл. В работе конференции участвовало около ста человек из числа государственных служащих, мусульманского духовенства, ученых, экспертов, татарской интеллигенции, студентов местных вузов, представителей национальных диаспор и общественности Марий Эл, Татарстана, Самарской и Астраханской областей.
Сама конференция была посвящена памяти выдающегося богослова и просветителя Хафизитдина ибн Насретдина аль-Бэрэнгэви (1827-1917), который родился, вырос и более полувека служил имамом в Параньге. Это уже второе по счету мероприятие по этой теме: Первые Хафизитдиновские чтения прошли 27 февраля 2020 года, был издан сборник материалов прошлогодней конференции. Модератором Первых и Вторых Хафизитдиновских чтений выступал председатель РДУМ РМЭ, муфтий Фанус хазрат Салимгареев.
Конференция, ставшая знаковым событием для научной и религиозной жизни мусульман Республики Марий Эл, по традиции началась с чтения сур Корана, исполненных заместителем муфтия Адхамом хазратом Мисиралиевым.
С приветственным словом к участникам конференции обратился по видео-связи Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман России, шейх-уль-ислам Талгат хазрат Таджутдин. Духовный лидер российских мусульман отметил важность проведения Хафизитдиновских чтений, поскольку ознакомление с жизнью, просветительской деятельностью и наследием Хафизитдина ибн Насретдина аль-Бэрэнгэви сегодня является данью уважения к этой выдающейся исторической фигуре. Помимо этого Талгат хазрат в своей речи коснулся и актуальных проблем, которые стоят перед мусульманской уммой не только Марий Эл, но и всей страны: вызовы глобализма, необходимость сохранения традиционных ценностей, противодействие попыткам организационного разобщения мусульман на общефедеральном и региональном уровнях, распространения нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений ислама радикального толка, пришедших в страну из зарубежных стран, сохранение богатого опыта межнационального и межконфессионального согласия на основе взаимоуважения и добрососедства, - всё это сейчас стоит на повестке дня перед мусульманами.
Заместитель председателя Государственного собрания Республики Марий Эл, директор Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева Евгений Кузьмин зачитал приветствие от имени председателя регионального парламента Анатолия Смирнова к участникам Вторых Хафизитдиновских чтений, в котором была выражена уверенность в важности ознакомления с богословским наследием мусульман Марий Эл широкой аудитории, а также подчеркнул, что «и впредь духовные и моральные ценности традиционного ислама, наряду с созидательными идеями православия и других традиционных конфессий, будут направлены на укрепление нравственных устоев нашего общества, единство многонациональной России». От себя как ученого Евгений Кузьмин отметил, что МарНИИЯЛИ им. В.М. Васильева занимается изучением традиций и социологией мусульманского населения Марий Эл.
Заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Галина Ширяева обратилась с приветствием к участникам конференции от имени министра культуры, печати и по делам национальностей РМЭ Константина Иванова, в котором было отмечено, что «уважаемые имамы нашей республики могут дать достойный и убедительный ответ на эти вызовы, показывая пример сотрудничества по утверждению традиционных духовно-нравственных ценностей, основанных на милосердии и взаимопомощи». Сама Галина Степановна добавила, что на сегодняшний день в Марий Эл проживают представители 93 национальностей, в регионе зарегистрированы 165 религиозных организаций, из которых 113 – православных, 21 – мусульманские и 13 – традиционной марийской религии.
Муфтий Самарской области Талип хазрат Яруллин в своем выступлении рассказал, что сегодня в Региональное духовное управление мусульман Самарской области входит 93 мусульманские общины, функционирует татарская школа «Якташлар», где учат татарский язык. В Самарской области мирно проживают представители разных мусульманских народов, которые вносят свой вклад в укрепление исламской уммы региона. Несмотря на такие позитивные явления, Талип хазрат отметил, что ему тоже приходиться сталкиваться с проблемой вовлечения неокрепшей молодежи в разного рода группы, где появляется псевдолидер, который начинает пропагандировать свою версию исламу, далекую от традиционной для региона. Самарский муфтий поддержал проведение Хафизитдиновских чтений в Марий Эл, отметив, что «если человек не знает своей истории, то у него нет будущего».
Муфтий Астраханской области Рауф Джантасов в своем ярком приветственном слове рассказал, что в его регионе проживает 140 национальностей, а в РДУМ Астраханской области входит 76 мусульманских общин. Говоря о важности религии в жизни людей, он привел следующую притчу: «Если хочешь удовольствия на один день, то вкусно поешь: ты будешь сытым, тебе будет хорошо, но на следующий день все это уже улетучится. Если хочешь удовольствия на неделю, то отправляйся в путешествие: однако уже через неделю ты будешь тосковать по дому, и удовольствие от новых впечатлений в путешествии пропадет. Если хочешь удовольствия на месяц, то женись, и медовый месяц будет твоим удовольствием, но через месяц наступает обыденная повседневная жизнь, полная хлопот и житейских забот. А вот если ты хочешь удовольствия на всю жизнь, то приведи в порядок свою религию, и ты получишь сладость молитвы, и сила, которая дает тебе вера, укрепят твое счастье до конца жизни. Привести в порядок свою религию – это привести в порядок отношения между человеком и Всевышним, отношения с самим собой и отношения со всеми людьми, которые окружают верующего человека». Сказано это было очень воодушевленно, и даже светская часть аудитории положительно отметила его запоминающееся выступление, которое было больше похоже на проповедь и насихат (наставление).
Затем модератором было зачитано приветствие от имени депутата Государственной Думы РФ Сергея Казанкова, в котором тот выразил признательность руководству РДУМ РМЭ за многолетнюю работу по просвещению мусульман региона и пожелал успехов участникам конференции.
С основным докладом на тему «Хафизитдин ибн Насретдин аль Бэрэнгэви (1827 – 1917) – выдающийся татарский богослов и его вклад в историю ислама в Марийском крае» выступил муфтий Республики Марий Эл Фанус хазрат Салимгареев. Он выразил признание методисту Республиканского центра татарской культуры Рамаю Юлдашеву, который в свое время предложил проводить Хафизитдиновские чтения в память о Хафизитдине ибн Насретдине аль-Бэрэнгэви. Муфтий Марий Эл подробно остановился на биографии, этапах жизненного пути богослова, который родился, вырос и 52 года (в 1865-1917 гг.) прослужил имамом в Параньге. В течение 20 лет Хафизитдин учился в медресе Бухары, Самарканда, Худжанда, Коканда, Кашгара и Хотана. Получил иджазу от суфийского шейха Шаха Яхьи из Бухары, вступив в Накшбандийский тарикат, сам стал ишаном. За свою долгую жизнь Хафизитдин написал 29 книг по разным отраслям знаний: его перу принадлежат книги по богословию, фикху, логике, мусульманскому праву, хадисоведению, арабской грамматике, правилам совершения хаджа, суфизму, а также по экономике, математике, астрономии, геодезии, географии и даже по медицине. Писал он книги на арабском и персидском языках, которыми свободно владел. Т.е. Хафизитдин был разносторонней личностью, разбирающийся в разных отраслях знаний. И такой широкий кругозор свидетельствует о качестве полученного им образования, личной одаренности и способностях этого талантливого человека к овладению разными науками. В 1871 году Хафизитдин отправился в хадж, и паломничество продолжалось в течение двух лет. «Его духовное служение в Параньге оставит глубокий след в истории татар Марийского края. Будучи человеком очень образованным, он считал, что учиться надо всю жизнь и учить подрастающее поколение. Благодаря его стараниям, у него будет одна из крупных домашних библиотек в Поволжье (известно, что он не жалел денег на их приобретение), продолжил заниматься переписыванием книг, охотно делился книгами из своей библиотеки со всеми желающими. В возглавляемой им мечети было медресе, и он вел в нем преподавательскую работу. Т.е. перед нами яркий пример просветителя: он пишет книги, служит имамом, выступая с проповедями перед прихожанами, обучает их детей в медресе. Добавим тот факт, что и своих детей он приобщил к духовному служению и передал им талант ученого», - отметил Фанус хазрат. В конце выступления муфтий Марий Эл рассказал об инициативе увековечить память о Хафизитдине ибн Насретдине аль-Бэрэнгэви, назвав в его честь новую мечеть, которую есть намерение построить в Йошкар-Оле, назвать одну из улиц в Параньге его именем, облагородить его сохранившуюся могилу и начать переводить и издавать книги самого Хафизитдина и о нем.
Руководитель секретариата Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Эдуард Чемышев представил обстоятельный доклад о государственно-конфессиональных отношениях в сфере ислама в Марий Эл. Он рассказал о деятельности Совета при Главе Республики Марий Эл по взаимодействию с религиозными объединениями, о том, какое место занимает РДУМ РМЭ в системе государственно-конфессиональных отношений в регионе, и дал высокую оценку практике заключения соглашений о сотрудничестве между Марийским муфтиятом и государственными ведомствами в республике.
Имам-мухтасиб Моркинского района Республики Марий Эл Гарифзян хазрат Мавлетдинов поделился своим личным опытом того, как он стал активно верующим мусульманином. Интерес к исламу у хазрата появился еще в период его службы в рядах Советской Армии, где он хранил у себя изданный в дореволюционный период сборник молитв, который ему дала мама. Постепенно он стал углубляться в исламское вероучение, и уже в постсоветский период стал соблюдать все религиозные предписания, а потом сам стал имамом в поселке Морки, был назначен мухтасибом, пользуясь доверием и уважением среди жителей района и муфтия.
Старший научный сотрудник МарНИИЯЛИ им. В.М. Васильева Гульнара Зеленеева в своем выступлении рассказала о религиозной самоидентификации татар Марий Эл на основе социологических исследований. По ее данным, большинство татар, живущих в Марий Эл, идентифицируют себя как мусульман, старается соблюдать религиозные обряды жизненного цикла (имянаречение ребенка, никах, похороны, меджлисы на дому). При этом степень активной религиозности среди татар Марий Эл составляет до 20% из числа опрошенных, что весьма велико по сравнению с данными соцопросов других регионов Поволжья. Правда, социолог отметила, что каждый из опрошенных активную религиозность понимает по-разному: кто-то держит пост (Уразу), но при этом не соблюдает ежедневный пятикратный намаз, и считает это проявлением активной религиозности, а кто-то только читает пятничный намаз в мечети, но при этом не молится ежедневно 5 раз в день. Поэтому уточнение того, что считать активной религиозностью, можно получить не в результате массовых социологических опросов, а в ходе глубинных интервью с респондентами.
Имам-мухтасиб Мари-Турекского района Республики Марий Эл Даниял хазрат Файзрахманов, выступая на татарском языке, рассказал участникам конференции, что он понимает под понятием «счастье». По его мнению, счастье для человека – это не личное материальное обогащение, а духовная гармония с Богом, соблюдение религиозных традиций, воспитание подрастающего поколения, взаимоуважение в семье и добрые отношения с соседями, независимо от их национальности и вероисповедания.
Руководитель Казанского (Приволжского) филиала Межрегиональной общественной организации социально-гуманитарных научных исследований «Историческое сознание», эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов выступил с докладом «Исламская умма в Республике Марий Эл в постсоветский период: достижения, проблемы, поиск путей преодоления». Он подробно поведал об истории религиозного возрождения у мусульман Марий Эл с конца 1980-х годов, остановился на создании Регионального духовного управления мусульман Республики Марий Эл в составе ЦДУМ, рассказал о проблеме проникновения в регион нетрадиционных для татар течений ислама зарубежного происхождения, которые он рассматривает в качестве «мягкой силы» иностранных государств. Религиовед в ходе выступления презентовал книгу «Зарубежное влияние на мусульман Республики Марий Эл в постсоветский период: исламские течения и группы» (Йошкар-Ола, 2021) - это первое исследование на эту малоизученную тему. В ней он раскрыл разные формы влияния на мусульман региона из стран Арабского Востока, Пакистана и Турции. Не обошел он вниманием и проблему переманивания со стороны ДУМ РФ общин в разных регионах, канонически и традиционно входящих в юрисдикцию ЦДУМ. К сожалению, такая ситуация имеет место быть и в Марий Эл, что означает, что ДУМ РФ подобно мародерам осуществляет организационный раскол в единую мусульманскую умму одного из самых спокойных регионов Приволжского федерального округа. По мнению религиоведа, это может привести к внутрирелигиозным конфликтам, а также в случае появления альтернативного духовного управления мусульман в Марий Эл к ситуации легализации ваххабитских и иных зарубежных течений в новой централизованной религиозной организации. Сулейманов надеется, что общественность и органы власти не допустят организационного раскола в Марийской Республике: опыт других регионов, где существует по несколько духовных управлений мусульман, как раз является яркой иллюстрацией негативного сценария развития исламской уммы.
Заместитель директора Республиканского центра татарской культуры Равия Мусина поделилась своими мыслями о роли национальной культуры и духовных традиций в воспитании молодежи. Она призвала мусульманское духовенство активно участвовать в национальной жизни Марий Эл, считая, что религия обогащает национальную культуру татар. К сожалению, имеются факты, когда ряд религиозных деятелей (речь явно шла о салафитах) начинают критично высказываться о национальных татарских праздниках. Например, со стороны салафитов звучат заявления, что Сабантуй – это «шайтанский праздник» и даже начинают агитировать остальных мусульман не принимать в нем участие. Такое отношение приводит к размыванию этнорелигиозной идентичности татар Марий Эл и может привести к утере национальных традиций.
Аспирант Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Василий Иванов рассказал о критике ваххабизма в трудах татарского богослова Валиуллы Якупова (1963-2012). В своих книгах Якупов разоблачал многие постулаты ваххабизма, показывал его конфликтогенную сущность и демонстрировал копирование зарубежной формы ислама из Саудовской Аравии, распространяемой ваххабитами среди татар.
По итогам конференции, ее участники единогласно приняли резолюцию, в которой обозначили пагубность организационного раскола мусульманской уммы, отметили важность сохранения и преумножения славного опыта мирного сосуществования мусульман с представителями других традиционных религий на основе межконфессионального согласия, а также выступили с необходимостью ежегодно проводить Хафизитдиновские чтения в Йошкар-Оле. Более того, в резолюции была отмечена необходимость увековечивания памяти о выдающемся татарском богослове Хафизитдине ибн Насретдине аль-Бэрэнгэви путем наименования одной из улиц в родном для него поселке Параньга, облагородить его могилу там путем создания мемориала, начать поиск и последующее издание его трудов, издать книги по истории ислама в Марий Эл, а также инициировать строительство второй мечети в Йошкар-Оле и назвать ее в честь Хафизитдина ибн Насретдина аль-Бэрэнгэви. Это будет не только данью уважения к его заслугам в деле просвещения татар Марийского края, но и символизировать сильную историческую память, гражданскую зрелость, патриотизм мусульман Марий Эл и их вклад в общенациональное единство страны и региона.
Раис Равкатович Сулейманов, исламовед, эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир»