«В чём мы, священники родной епархии, провинились, что Вы нам поставили в управление епархии не архиерея и даже не…». Это выдержка из письма, написанного якобы Патриарху Кириллу священнослужителями Екатеринодарской епархии – жалоба. Далее следует череда оскорблений в адрес вновь назначенного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Павла и обвинение в том, что он поднял объём сбора денежных средств с приходов и многое другое, о чём не хочется здесь писать. Данное письмо «гуляет» во всемирной паутине, попало оно и ко мне. Возможно, это провокация – письмо анонимное. Оно общедоступно, поэтому я решил сказать своё мнение о нём. Традиционные комментарии к нему из разряда «масла в огонь» – тоже анонимные. Но, что самое интересное, – народ не интересуется подлинностью документа и скорее торопится отправить его дальше – дескать, смотрите какие попы, деньги не поделят!
Анонимное послание пропитано духом мамоны, я не буду утверждать – обоснованно завысил владыка объём пожертвований с приходов или нет, я не аудитор, и не моё дело совать нос в церковные дела,меня тревожит другое. Я хочу сказать не только о священнослужителях, а вообще о духовном состоянии современного общества. Деньги стали нашим богом, мы без них никуда, и я не буду перечислять всё, что сегодня зависит от них, а зависит буквально всё. Пандемия в 2020 году многих повергла в финансовые убытки – это пробный тест, готовы ли мы отказаться от материальных благ и следовать за Богом, проверка нас, верующих в Иисуса Христа. Как нам известно из откровения Иоанна Богослова, в будущем мы станем перед выбором, и не дай нам Бог смалодушничать, отдать предпочтение материальным благам, в нашем случае деньгам. Напрашивается вопрос, так кто же написал вышеупомянутое послание (если это не фейк, направленный на подрыв авторитета РПЦ), служители Бога или мамоны?
Изучив информацию официальную и не только, касающуюся митрополита, я пришёл к выводу, что необходимо самому задать вопросы владыке, и стал искать с ним встречи. Я отправил в епархию список вопросов, на которые мне хотелось бы услышать ответы из уст самого митрополита. Честно говоря, я не надеялся, что мне удастся задать хотя бы один вопрос. И вот я получил такую возможность – меня пригласили на пресс-конференцию с митрополитом Павлом, за что я ему премного благодарен.
Организация мероприятия была на высоком уровне, приглашённые полностью заполнили большой зал инновационного центра «Аквариум». Владыка рассказал о своём интересном жизненном пути, далее перешли к ответам на вопросы, задаваемые прессой. Светские СМИ интересовались: почему, как и зачем он оставил пост митрополита Минского и Заславского? Они озвучили версию из интернета о том, что бывший экзарх всея Белоруссии Павел, якобы поздравив А.Г. Лукашенко с победой на выборах, затем отозвал своё поздравление из-за того, что власти жестоко обращались с митингующими гражданами Белоруссии, и это повлияло на его уход с должности. Митрополит развенчал этот миф и заверил, что не отзывал поздравления президента Белоруссии с победой на выборах. Последовало продолжение вопроса: «Осудил ли митрополит жестокое обращение силовиков по отношению к участникам несогласованной акции, организованной штабом Навального в Краснодаре?» Наверняка, его ответ многих журналистов разочаровал, митрополит ответил: «А там не было жестокости со стороны власти». Вопрос был исчерпан, и все остались довольны!
Почему Православную Церковь пытаются втянуть в политические интриги? Представители РПЦ должны молиться о вразумлении заблудших, о крепости власти, о спасении России, о благосостоянии народа, но не осуждать никого – судить будет Бог. А вот если заглянуть в историю, то Церковь не осуждала, а даже призывала пресекать всякие противозаконные действия. «Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви к ближнему; он не хотел наказывать даже и преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножились и строгие меры правосудия необходимые» (граф Михаил Владимирович Толстой. Рассказы из истории Русской Церкви. 1-я книжка).
В нашем случае со сторонниками Навального – также злодейства умножились. В пёструю радугу цветных революций примешался ещё один цвет, цвет коричневой чумы – фашизма. Именно фашисты во время Второй мировой войны применили тактику прикрываться детьми, стариками и женщинами. В последней акции лжепатриотов тоже была использована фашистская практика, на амбразуру бросили несмышлёных в политике детей, которых через социальную сеть TikTok опытные психологи с запада вовлекают в подобные мероприятия. Если мы сегодня не защитим молодое поколение, мы его потеряем навсегда вместе с Россией…
Подошла моя очередь, мне дали микрофон: «Владыка, какова ваша позиция по поводу диалога между католиками и православными, есть ли какие-то точки соприкосновения у наших Церквей? И где, по-вашему, та черта, через которую не стоит переступать?». Всем представителям СМИ можно было задать только один вопрос, и я его озвучил. Я не случайно заговорил о католиках, мне довелось уже столкнуться в одной епархии на видеоконференции с явным предпочтением западной католической культуры по отношению к нашей православной, также священнослужитель критиковал жития святых РПЦ.
Я получил исчерпывающий ответ на свой вопрос, владыка аккуратно «по полочкам разложил» все возможные варианты взаимоотношений между нашими Церквами. Он рассказал – когда они, будучи учащимися Московской духовной академии, задали вопрос ныне покойному заслуженному профессору Алексею Ивановичу Георгиевскому: «Профессор, вы являетесь участником православно-католического диалога, будет ли когда-то достигнуто единство между католиками и православными?» На что преподаватель ответил: «Да, конечно, братья, будет, – ответил и добавил: – После второго пришествия Иисуса Христа!» Именно это я и хотел услышать.
Свои вопросы в епархию я отправил в первой половине января, один из них касался воскресных школ – почему школы образовательные и школы искусств работают в обычном режиме, а воскресные в лучшем случае дистанционно, а большинство вообще закрыты? Этот вопрос отпал сам собою – с 3 февраля сего года владыка благословил возобновить работу школ на приходах. Я думаю, и остальные кубанские епархии последуют его примеру.
Духовное воспитание молодого поколения сегодня актуально, как никогда. На конференции из уст владыки неоднократно прозвучала фраза из известного в советское время стихотворения Владимира Маяковского: «Что такое хорошо, а что такое плохо». Что такое хорошо, а что такое плохо? – Очень сложная задача, которую приходится решать молодому поколению, и мы видим на примере акций Навального, что наше воспитание патриотизма в детях проигрывает на фоне влияния западных СМИ на юный ещё несформировавшийся политически разум. И вот здесь как никогда важно оперативное вмешательство Церкви, и воскресные школы – это лишь малая толика в воспитании нынешнего поколения, давайте хотя бы их активнее использовать во Славу Божию. И помогут нам в этом Патриарх, митрополиты, епископы, архиепископы и весь причт церковный, а мы будем молиться о них.
Конечно, у меня осталась ещё парочка вопросов, которые дополнили бы духовный портрет владыки, и я надеюсь, что в дальнейшем у меня получится услышать на них ответ. В ходе конференции митрополит поделился своими планами на будущее, рассказал о создании новой программы «В смысле» и многое другое.
Пресс-конференция закончилась, и нас ждали угощения: кофе, чай и широкий выбор кондитерских изделий. Постных, так как этот день недели был среда, но уверяю вас – по своим вкусовым качествам они превзошли скоромную пищу. Дай Бог здоровья кулинарам и официантам.
И в завершение статьи я хочу пожелать духовного и физического здоровья митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Павлу. Спаси его, Господи!
Владимир Анатольевич Малёванный, продюсер, режиссер, писатель, Краснодарский край
2. Ответ на 1:После Второго пришествия Иисуса Христа мы точно с католиками будем не вместе, так говорят Святые отцы. Наверное, Георгиевский что-то другое сказал.
1. Ответ на 1, NNNN: