Два – три года назад издательство «Молодая гвардия» опубликовало небезталанную книгу Александра Анатольевича Васькина «Советская богема. От Лили Брик до Галины Брежневой».
В море информации, в книге объемом более тридцати печатных листов, представлена жизнь и творчество поэтов, писателей, художников, скульпторов и прочих «мастеров» культуры, реализовавших себя (или не реализовавших) в период от начала двадцатого века и, почти-что, до наших времен.
Определение «богема» трактуется в этой книге, как общность (сейчас мы называем эту общность – «тусовкой») человеков, обитающих и «концентрирующихся» в «данный момент и в данном месте» - ну, например, в столице нашей Родины, Москве – вокруг творческой личности (или личностей) определенного направления в искусстве – художественном творчестве, поэзии, прозе и т.д.
Далеко ходить не будем – четвертая часть книги посвящена «шведской» семье Бриков – он, она и В.В.Маяковский.
Сообразно веяниям и чаяниям «свободы» от вся и всего, от «моральных и нравственных оков» кровавого царизма, в стремлении ко всему новому, оригинальному, «эпатирующему публику» и т.д., богема считала себя выше всяких социальных – в том числе и трагических – процессов, происходящих в России и стоивших жизни миллионам ее граждан, хотя бы в период 1917 – 1922 гг.: «Мы политикой не интересуемся».
Тем не менее, персоналии, участвующие в мировом спектакле, разыгранном после февраля 1917 года, проучаствовали в этой «политике» по полной программе, м.б.? даже больше, чем тов. Стаханов в угольном забое – передовик шахтерского труда.
Иные, оговоримся, прилетали «на огонек» и улетали, не без основания, опасаясь потерять в этой тусовке не только свою жизнь, но и свою душу.
На вопрос: «Ваше кредо?» - большинство персоналий богемы (революционеров от художественной сферы) считало, что, чтобы «состояться», надо (на современном языке) «валить за бугор». Многие там и «состоялись».
Богемная женщина Лиля – в 1978 году (на 85 году своего земного пути) заканчивает жизнь самоубийством. Обычная судьба революционера – правда, революционера от «художественного направления».
Автор книги, написав 554 (пятьсот пятьдесят четвертую) страницу, долго думал, «каким же будет девиз или слоган, которым можно было бы обозначить главный принцип повседневной жизни московской да и всей советской богемы»; девиз, завершающий эту книгу.
И тут ему на глаза попалась строка из песни «Малая земля» (Музыка: А.Пахмутова, слова: Н.Добронравов):
Малая земля. Кровавая заря…
Яростный десант. Сердец литая твердь.
Малая земля — геройская земля,
Братство презиравших смерть.
Удивительное дело, строка (выделенная) должна была бы обозначить воодушевление и состояние бойцов десанта, рвущихся в бой (с германским агрессором) за «Малую землю» - не будем говорить об определенной конъюнктурности стихов (не знаю, как музыка), посвященных Леониду Ильичу (Брежневу) – за свою Малую Родину …и, поэтому, …как ?
Причем здесь богема (советская богема)?
Очень даже причем!
«Салоны» культурной российской интеллигенции, берущие свое начало в конце девятнадцатого века и удобрившие почву (Блок, Хлебников, Бальмонт, Андреев, Горький и т.д. и т.п.) для своих преемников, блестяще сыграли свою роль в первой пятилетке советской власти и далее, вплоть до августа 1991 года.
Любознательный читатель сам может ознакомиться с ярким опусом тов. Васькина, заслуживающего всяческой похвалы за свой честный труд; но автор данной статьи претендует на то, чтобы несколько расширить заключительный «девиз» автора книги применительно не только к богеме в искусстве, но и к богеме – (в культурной?) политике.
Повторим: «Сердец литая твердь».
К какой части населения России, пережившей невзгоды и потрясения двадцатого века, можно «примерить» такой «девиз» или слоган?
Как известно, (см. книгу автора «Красные, белые и… русские») после февраля 1917 года белую гвардию возглавили, в основном, те, кто желал превратить Россию в парламентскую республику - может быть, но это вряд ли – с теневым монархом (как в Великобритании).
Красную гвардию возглавили инородцы во главе с В.И.Лениным и Л.Д.Троцким, придав России роль интернационального двигателя мировой революции.
И наконец, русские, т.е. основное православное население России, включающее в себя также народности, окаймляющие «метрополию».
Кому из этих слоев более подходит такой «девиз» или слоган: «Сердец литая твердь»?
Правильно – красным!
А теперь прикинем, кому понадобилось возвращать памятник тов. Феликсу, записному русофобу (читайте биографию Феликса), принадлежащему к политической категории тех, у которых, поистине, «Сердец литая твердь».
Выпишем цитату из приглянувшейся (вышеохарактеризованной) нам книги: «О, работы у ЧК в те годы было много. Лишь по приблизительным оценкам, если верить въедливому англичанину (не в пример иным отечественным так называемым историкам спецслужб) Роберту Конквесту, в общей сложности по приговорам революционных трибуналов и внесудебных заседаний чекисты в 1917 – 1922 годах расстреляли более 140 тысяч человек, то есть за пять лет существования ЧК без малого по 30 тысяч в год» (стр. 358). (О миллионах погибших и сгинувших в гражданской войне мы здесь говорить не будем).
Мимоходом заметим, что даже в июле 1918 года (эсеровский мятеж) Феликс пока еще не определился, с кем он будет строить «светлое будущее всего человечества» (да, да, именно всего) с эсерами – троцкистами или с большевиками? В начале 1980-х гг. соответствующие силовые структуры России хотели – в своих рядах - высветить этот момент, поскольку были приоткрыты кое-какие государственные архивы, но затем сочли это излишним – было не до этого - на фоне чехарды генсеков КПСС, меняющихся в это время с калейдоскопической быстротой.
Л.Д.Троцкий и то определился (или замаскировался, что определился) с большевиками, думая потом переквалифицировать их (большевиков) - если дадут - в троцкистов. Но, не дали.
И вот, теперь, левая коалиция деятелей культуры снова толкает паровоз влево – к троцкизму. Но для полноты счастья ей не хватает памятника Феликсу. Да и В.И.Ленину в мавзолее будет не так скучно. А уж КПРФ-то как обрадуется!
Белой гвардии, которая вымирает за границей, этот памятник не нужен. Российскому населению – тоже.
Значит, нужен тем, кому более приличествует именно такой слоган: «Сердец литая твердь»?
Тогда, может быть, уже хватит?
И пора, может быть, определиться, и призадуматься, и промолвить: - «Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей…»
И, заодно, перекреститься - в сторону памятника русскому священнику на Лубянской площади?
Или - обозначить величественный (бонапартистский) поклон в сторону памятника Феликсу?
Свят, свят, свят, еси Боже, Богородицею помилуй нас…
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист
72. Ответ на 73, Константин В.:
71. Туляк
70. Ответ на 72, р.Б. Алексий:
69. Ответ на 68, Константин В.:
68. О Дзержинском
У любого сотрудника спецслужб висит в кабинете портрет Феликса Эдмундовича. Для них Дзержинский - не русофоб и каратель, а защитник национальных интересов страны, сгоревший на работе. И вряд ли они запросто примут агитацию, даже в православной упаковке, что им надо изменить свой образ железного Феликса.
Между прочим, именно чекисты и главный чекист - Владимир Владимирович Путин - сохранили Россию от распада на рубеже тысячелетий.
А потому протест против памятника Дзержинскому - это косвенно борьба против Путина. Странно, что кто-то этого может не понимать.
67. Ответ на 65, Андрей Козлов:
66. Ответ на 66, Русский Иван:
65. Ответ на 67, р.Б.Алексий:
64. Туляк
63. Ответ на 60, Туляк: