В 90-е годы в Церкви многие важные общественные дела проводились впервые после долгого перерыва. Все это запомнилось всем, и старшим, и молодым. Так было по всей России, и в Ижевске тоже.
В праздник Крещения Господня 1994 года в Невском соборе впервые освящали воду. Благодетели изготовили из нержавейки две больших емкости, вмещавшие около тонны каждая. Но, когда начали заливать в них воду, из кранов потекла ржавчина. Попробовали сливать её через пожарный шланг, но весь день вытекала только грязь. (Потом мы узнали, что одновременно такое же произошло и в Свято-Троицком соборе). Положение к концу дня стало аховым: машины, чтобы навозить воды, в соборе нет, людей тоже нет. Батюшка был на грани отчаяния! Побежали в соседнюю пожарную часть, а там руководитель противопожарной службы Удмуртии полковник Михаил Камалетдинов проводил совещание. Обо мне доложили, и вот, отодвинув все свои дела, они произвели мозговой штурм на тему как можно решить такую проблему собора. Казавшееся нам таким простым и легким решение – залить воду из емкостей пожарных машин – не подходило: емкости моют специальным шампунем, который опасен для здоровья. Один из командиров предложил привезти чистую родниковую воду в специальной цистерне для кваса. Только в ней не работает насос и воду придется из неё перетаскивать ведрами. Это в тех условиях стало выходом из положения. До часу ночи группа прихожан и строителей наполняла две наших цистерны водой. Потом пошли умываться, а из всех кранов течет чистая вода. Искушение… А, быть может, для такого первого за шесть десятилетий праздника святой князь Александр Невский послал людям чистейшей ключевой воды. На первом в новой истории собора водосвятии толпа так напирала, что даже здоровенные мужики не могли утихомирить народ, толпа даже слегка помяла одну из цистерн. В последующие годы все происходило уже спокойно.
Крестный ход на Иордань (из дневника). 19. 01. 1995 г.
Сегодня в Ижевске произошло великое событие: первый после прекращения гонений Крестный ход на Иордань. Дореволюционной иордани для крещений и купаний уже и след простыл, она осталась только на фотографиях. Однако новый Крестный ход из собора Александра Невского по набережной к Полковничьему ключу, а обратно – по Широкому переулку и улице Горького, - оказался не менее многолюдным, чем в Царские времена. К окончанию поздней литургии, после которой должно было начаться действо, собор оказался переполненным настолько, что к телефону в канцелярию мы, певчие, бегали через улицу. Владыка хорошо обо всем договорился с городским начальством и службами. Милиция и казаки обеспечивали порядок, городские службы расчистили маршрут, обрезали ветви, чтобы можно было свободно нести хоругви, а художники из группы Александра Соломенникова сделали на берегу три красивых ледяных креста. Один из них, разрушенный хулиганами, они восстановили с утра, начав работать еще в темноте. Командир полка военных строителей Анатолий Николаевич Полинкин прислал музвзвод для несения хоругвей (потом в Москве нам сказали, что такое нарушение запрета произошло впервые в России). В момент начала действа случилось искушение: у Владыки Николая вдруг прямо на амвоне началось сильное кровотечение из носа, которое не могли остановить почти полтора часа. Все это время тысячи людей терпеливо ждали на двадцатиградусном морозе. Бабушки очень жалели солдат, нанесли им шерстяных варежек (ничего другого они не взяли). В конце концов батюшки каким-то немыслимым образом буквально затолкали солдатиков в храм, где в толпе они быстро согрелись. Наконец, кровь у Владыки удалось остановить, и могучее шествие двинулось к набережной пруда. День был рабочий, но люди останавливались, крестились, транспорт пропускал крестоходцев, батюшки кропили всё и вся вокруг к великой радости жителей. А кому не досталось святого кропления, Бог посылал с Неба медленно и безмолвно падающие снежинки. В момент, когда Владыка, бережно поддерживаемый с двух сторон иподиаконами, читал на роднике Евангелие, в чистом январском небе все увидели правильный Крест, образованный инверсией двух пролетавших самолетов. А в вечернем телерепортаже мы увидели распустившуюся у родника вербу. Тогда это казалось удивительным, а теперь мы видим такое ежегодно: на праздник Крещения распускаются вербы у храма святителя Николая, построенного на месте убиения директора Завода пластмасс Николая Вострикова. Есть и другие подобные сообщения.
Этот первый могучий Крестный ход как бы снял какие-то невидимые чары с народа: собор Александра Невского окончательно превратился в любимый объект горожан и начальства, они перестали стесняться приходить в него, а некоторые - даже молиться. После такого же мощного молитвенного шествия 9 мая на Михайловскую горку созрело решение начать работы по церковному строительству и там. Даже установили об этом памятные Кресты и закладные камни на месте Свято-Михайловского собора и будущей Казанской церкви. Главным мотором в этом деле стала Ольга Федоровна Зорина, много сделавшая и для других храмов и монастырей.
К слову. В эти годы мы ходили организованно в прорубь к моржам; в секции «Заря» мы с Игорем Селивановым занимались около десяти сезонов, пока я не переехал на другой конец города. В первый раз, когда мы с о. Виктором С. пришли в крещенский день для погружения, моржи, сразу разглядевшие батюшку, спросили: «Регулярно, батюшка, купаетесь?» Он ответил: «Да, регулярно, каждый год». Действительно, при загруженном рабочем дне занятие в секции моржей – это слишком большая роскошь. Часа 2 уходит на дорогу, 1 час на расчистку проруби, не менее 1 часа на согревающие упражнения до и после купания. Начало занятия в 18 часов, это значит, что весь вечер украден у семьи. Проще в субботу – занятие с 13 часов. Бросать насовсем не хочется – в секции много интересных людей. Среди них тренер с дипломом Инфиса им. Лесгафта Надежда Дудина, регулярно бегающая 100-километровые марафоны и переплывшая зимой с командой Берингов пролив! В первый же сезон под руководством тренера-общественника Николая Сергеевича Кольцова я дважды за одно погружение (!) полностью излечивал радикулит, полученный от непомерного усердия на футбольном поле, играя с молодыми из футбольной школы, забыл, что мне уже не семнадцать лет. Поначалу, после перемены места жительства, мы ездили в секцию с дочкой, учившейся в «нулевом» классе, большая часть времени в дороге уходила на занятия арифметикой, русским языком, окружающим миром и другими нужными предметами. Они с подружкой в секции стали всеобщими любимицами, не боялись холода, занимались с нами в спортзале и на снегу. И были готовы к проруби, но нас сдерживало данное маме обещание проводить все формы закаливания, кроме погружения.
Крещенские погружения – это совсем другое дело.
Очень красиво описал Крестный ход на Крещение Господне поэт Анатолий Гребнев: «Какие звёзды над селеньем, какой высокий небосвод.// Сияние во всей Вселенной: идёт Крещенский Крестный ход!// Толпой искрящейся проходим, свеча у каждого в руке.// Как Млечный путь поток народа стекает медленно к реке».
Былой опыт помогал и в церковные праздники. Однажды мы оказались на съемках для альбома «Да исправится молитва моя. Паломничество по родной земле» в Мало-Дивеевском Серафимовском монастыре села Норья. Стояли настоящие крещенские морозы – 35 градусов! Вечером, после службы и водосвятия молодой, склонный к «гидропатии» о. Сергий пригласил всех в прорубь: «Вода-то уже святая!» Женщины из его «группы поддержки» охотно и радостно согласились. Батюшка настойчиво приглашал и меня: «Идем, идем, прорубь мы подготовили по всем правилам, вспомни, что ты «морж». Но после прошлогоднего стихийного погружения в Малой Пурге, когда я самонадеянно в такой же мороз, безо всякой подготовки окунулся и едва не простудил легкие, я решил повременить до утра.
Ярким и студеным крещенским утром мы пошли расчищать прорубь ото льда, намерзшего за ночь. Открылась картина, похожая на поле битвы: тут и там вокруг проруби валялись носки, перчатки, тапочек, какой-то платок, что-то еще. И все это венчали чьи-то колготки, застывшие на перекладине для одежды, подобно какой-то птице. Видно было, что купальщицы покидали место своего подвига с крайней поспешностью, на морозе стало не до мелочей. Памятуя о моей прошлогодней импровизации, я очень сочувствовал теткам. Хотя, и смешно, конечно, тоже. Прорубь действительно была устроена со знанием дела: деревянные перила, чтобы не морозить руки, металлическая лестница, чтобы не скользить, вешалки для одежды и лавки для переодевания. Разбили и убрали порядочной уже толщины лед, сбегали домой, сделали поклоны до пота, переоделись в спортивные костюмы, на ногах валенки, на руках рукавицы для выхода из проруби – полная боевая готовность. Нечего и говорить, что все это сопровождалось молитвой и пением любимого нами тропаря Крещению Господню. А прорубь уже затянуло тоненьким слоем льда. Убрали, сколько увидели, но при погружении все же получили множество мелких порезов. Быстро вернувшись в келью, сделали без счета, до усталости, поклоны, согрелись. Теперь можно было идти в трапезную, греться горячими щами и чаем. Отец Сергий повеселился над их ночным погружением вместе с нами. Говорит, что никто не простудился.
Крещение на Галилейском озере (из дневника 2004 года).
18 января. Сочельник. Воскресенье.
В 02 ч. - В 5-30 - правило, источник и поездка с архимандритом Тимофеем в арабскую деревню Turan на службу. У них свой порядок. Служба уже идет, а пришли еще только трое певчих. Затем подтягиваются семьями, и набирается полный храм прихожан. Господь сподобил Причастия! В конце службы сделал стихийные фотографии. Жаль, что не групповые, а как получилось. Очень замерзли ноги в храме, несмотря на шерстяные носки. А на улице при этом ясно и тепло, +200. На обратном пути в Тиверии закупили с матушками рыбы для гостей из Горнего, взяли Александра и Василия и поехали в Капернаум – там служба освящения воды и крестный ход.
Служба была очень многолюдной, с толчеей, но все обошлось, монах Иринарх (Миткас) все хорошо подготовил. Уже устали, когда пошли Крестным ходом по специально подготовленному маршруту на Галилейское озеро – «Крестный ход на иордань». Только здесь +250!
К этому дню здесь все специально готовятся. Впереди – митрополит Назаретский и всея Галилеи Кириак. В строю идут бойскауты, грохочут барабаны, поют трубы – праздник! Весьма продолжительное шествие завершилось водосвятным молебном, который служится на стоящем у причала кораблике. А затем – кульминация: владыка бросает в воду украшенный цветами деревянный крест и добровольцы бросаются за ним в воду (считается, что вода холодная, и искупаться в ней - это поступок для местных жителей). Победитель, вернувший крест владыке, получает премию – 500 шекелей. Это примерно недельный заработок строительного рабочего. Конечно, из года в год в этом конкурсе участвуют наиболее крепкие и подготовленные местные парни, это было видно, когда все претенденты выстроились на краю пирса. Но среди них, совершенно неожиданно для нас, оказались две девушки в монашеских подрясниках, только босиком. Когда крест, брошенный рукой владыки Кириака, упал на воду, парни в два гребка оказались вокруг него и стали бить по воде руками, мешая друг другу его взять. И крест затонул, пропал из виду. Пока они продолжали растерянно баламутить воду, к ним подплыла монахиня, крест всплыл прямо к ней в руки, и она под грохот всеобщего ликования спокойно подплыла на спинке к владыке. Молитва и смирение победили силу и ловкость! Долго еще не утихал шум, прежде чем Крестный ход двинулся в обратный путь. Как потом выяснилось, победила послушница иерусалимского монастыря св. равноапостольной Марии Магдалины Русской православной церкви Заграницей. Звать ее Нина, родом она из Швеции и говорит с симпатичным прибалтийским акцентом. В первый момент она и сама еще не поверила в то, что произошло…
Вернувшись к себе, мы решили погружаться в источник св. Марии Магдалины в полночь по нашей российской традиции. Так благословил Игумен Гурий. Сегодня ночью, наверное, и наши, кто в проруби на Юровском мысу, кто у источников, будут устраивать «иордань».
Завтра утром будет служба – из Горнего приехали игумен Феофан и игуменья Георгия. Очень устали за день, в сочельник ничего не вкушали. Вечером после разговенья удалось немного отдохнуть.
На всенощной пели вчетвером с матушками, в том числе пела игуменья Георгия.
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елисеевою,// Вознесшуся Илии, разделяхуся воды сюду и сюду// И бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистину Крещения,// Имже мы текущего жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.
С ней легко – за плечами огромный опыт, в том числе Пюхтицкого монастыря. Прочитали на службе все, что положено, вдвоем с Александром.
Господи, помоги, чтобы все мы поднялись ночью на «иордань»!
Крещенские погружения с Крестным ходом – это совсем другое дело!
Владимир Вениаминович Шкляев, историк, член Союза писателей России, Ижевск