В статьях, публикуемых на РНЛ, разбираются нужные, интересные вопросы. Часто хочется откликнуться, развить тему. Прочёл статью Олега Савкина «Есть ли различие между троцкизмом и ленинизмом». Такой вопрос не может не навести на размышления. Однако при прочтении самого названия статьи мне сразу вспомнился один известный анекдот из серии анекдотов про Вовочку. Конечно, не хотелось бы здесь видеть в этом никакой пошлости, только предупреждение в виде «особой перчинки». Вы знаете, что у Вовочки из анекдотов есть фамилия? Вот этот анекдот. Вовочка тянет руку, хочет о чём-то спросить учительницу. Та позволяет ему встать и задать свой вопрос.
– Марья Ивановна! Вот Карл Маркс создал своё учение, его назвали марксизм, Владимир Ильич Ленин создал своё учение, его назвали ленинизм. А если я создам своё учение, как его назовут?
– Садись, Онанин.
Поэтому и скажу, что считаю любое собственное учение, уводящее человека от главного делания жизни – борьбы против собственной самости за чистоту своей души, за её спасение, весьма походит на учение Вовочки из вышеупомянутого анекдота.
Разве нам не известно, что «Камень, отвергнутый строителями, становится главою угла»? (Мф. 21: 42.). И этот краеугольный камень есть Христос. Так зачем нужны какие-то личные теории? А далее следует признать, что любое учение, направленное на разрушение существующего порядка по сути своей является дьяволизмом. Ибо с религиозной точки зрения, дьявол – первоисточник разрушения миропорядка. И неважно, каким способом он разрушается; неважно, какая из Заповедей Божьих нарушается, главное – направление действий на разрушение.
Но не даёт покоя людям слава Герострата, прославившегося тем, что сжёг храм Артемиды в своём городе для того, чтобы имя его помнили потомки. Вот и имя солдата наполеоновской армии, Николя Шовена осталось в истории. Термин шовинизм вошёл во многие языки. Но при этом само слово шовинизм нам ни о чём не говорит. Это слово засоряет язык и не даёт нам возможности сделать различие между явным злом, нацизмом и лекарством для больного общества, национализмом. Вместо слова шовинизм куда лучше было бы применить слово нацизм, но нет, мы вспоминаем Шовена. Разумеется, не все «измы» ещё появились на свет. И многие пытаются оставить в истории свой «изм».
Однако не всё так просто в истории. Не может для нас быть в действиях людей только чёрное или только белое. Мы уже проходили в недавнем советском прошлом, когда учение В.И. Ленина нам представляли, как «истину в последней инстанции», да и саму личность его – как идеал. Но пришло время, когда те же люди стали говорить о нём обратное. Следует сказать, что действия каждого политика необходимо разбирать в рамках его конкретной исторической эпохи. Выше эпохи – Бог, выше эпохи Сын Божий, Иисус Христос, Которому следовало придти в этот мир, пострадать за грехи человечества и воскреснуть. Он есть краеугольный камень истории, миропорядка, всей жизни человечества.
Что же касается политических деятелей, их оценивает время. К тому же, как это время показывает, каждой эпохе соответствуют свои взгляды. Для оценки действий политиков надо постараться подняться над эпохой и иметь мировоззрение, стремящееся к Истине. Что принёс В.И. Ленин своими действиями? Только ли это разрушение? Разрушение нёс не он один. Разрушена страна была до него, в том числе его земляком Керенским. Основная причина падения России – упадок веры. Всё остальное – следствие этой первопричины. И, если у прочих разрушителей не было явно выраженных планов дальнейших действий, то теория Ленина на некоторое время заняла место государствообразующей идеологии. Конечно, стройной теорией ленинизм называть не следует. Тут и троцкизм с идеей импорта революции и НЭП по велению времени, дабы «хоть что-то сохранить в экономике». Но так или иначе, Ленин – создатель нового государства СССР. И это был лучший вариант развития для тогдашней России. После разрушений февраля 1917, нужен был период созидания. Пусть он был корявым, но он был необходим.
А что далее? Кто ведёт Россию по истории? Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев и т.д.? Нет. Не зря же было явление Державной иконы Божьей Матери! Как бы ни металась Русь-матушка, Русь-метушка, Пресвятая Богородица помогала русским людям выбрать лучший путь из тех, что заслужили они по грехам своим. После смерти В.И. Ленина кто был лучшей кандидатурой земного правителя из реальных оставшихся: Троцкий или Сталин? Такого вопроса сейчас никто не поднимает, а это странно. Сталин прекрасно знал, что такое русский дух и имел его в себе. Он спас страну от дальнейшего революционного разрушения, начал проводить политику национального примирения. Непременно найдутся многие, кто скажет, что Сталин – личность не только жёсткая, но порой и деспотичная. Кому-то он явно не нравится. Но скажите, а кто из правителей других стран той эпохи был лучше? Муссолини, Антонеску, а то, может быть и Гитлер? В решающую эпоху требуются решительные, жёсткие характеры лидеров. Эпоха закаляет характер.
Конечно, бунтарский революционный дух, обусловленный прежде всего неверием, оставался, не мог не выплеснуться в виде временного правителя, ненавистника православия Хрущёва, поставившего мир на грань физического уничтожения.
Но его мечте показать последнего попа по телевизору, не суждено было сбыться. Я хорошо знаю один обратный пример. Когда я бываю на своей малой родине, в городе Богородске Нижегородской области, на самом видном месте встречает меня фотография «дедушки Дёмина», Павла Михайловича Дёмина, известного, как Герой Социалистического труда, председатель колхоза «Искра». Хозяйство это и поныне является передовым. И то, что наш дедушка Дёмин был священником, не предавал веру, об этом в районе не забыли. Приезжал и Хрущёв к нему на встречу, поучиться уму-разуму, узнал, что причиной успешного руководства хозяйством является отнюдь не слепое подчинение диктату партии, а разум да опыт. Русский православный дух посрамлён быть не может. Что же касается революционного разрушительного духа, он с Россией никогда не сроднится.
Впрочем, вот уже скоро исполнится тридцать лет, как не стало Советского Союза. Почему? Первая и основная причина фактической смерти государства явилась смерть духовная. Отход от Бога может привести только к гибели.
Главный вопрос для нас сейчас – куда идти дальше. Будем изобретать новые «измы», выискивать «европейские ценности», или припадём к собственным истокам?
Владимир Николаевич Соколов, поэт, член Союза писателей России, Вятка
4. Открытие.
3. Ответ на 1, Игорь Бондарев:
2. Владимир Соколов
1. В Творении мира все просто.