10 декабря, в день, когда на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга родственники, друзья и коллеги-историки прощались с профессором Игорем Яковлевичем Фрояновым, ушёл из жизни другой замечательный русский человек – Михаил Арсеньевич Кустов, которому было всего 59 лет.
Судьба подарила мне радость едва ли не еженедельного общения с Михаилом Арсеньевичем с конца 2009 года, когда я стал руководителем Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований.
Дело в том, что помещения питерского РИСИ находились в здании, которым владела группа компаний «Телрос», специализирующаяся в области информационной безопасности. Я работал в кабинете 130, а рядом, в 129 кабинете, трудился Михаил Арсеньевич Кустов, с которым мы познакомились задолго до создания Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований.
Михаил Арсеньевич всегда мне казался человеком достаточно молодым, так как родился он в феврале 1961 года. За год до начала горбачёвской «перестройки», то есть в 1984 году, он завершил учёбу на радиотехническом факультете ЛЭТИ имени Ульянова-Ленина. Казалось бы, в человеке с таким базовым образованием сложно было заподозрить гуманитария высочайшего класса. Однако Михаил Арсеньевич, как это ни парадоксально, на мой взгляд, был одним из самых глубоких религиоведов Санкт-Петербурга. Осмеливаюсь утверждать это как человек, проработавший 16 лет (с 1999 по 2015 гг. профессором Санкт-Петербургской православной духовной Академии).
При этом Михаил Арсеньевич был искушён в религиозных вопросах не только в теоретическом, но и в практическом отношении. Ведь несколько лет он служил псаломщиком в храме прп.Серафима Саровского в поселке Песочный.
Ещё удивительнее, что М.А. Кустов являл дарование незаурядного политического аналитика. Это первыми оценили его бывшие однокурсники – Александр Анатольевич Гусаров и Сергей Антонович Таразевич, возглавлявшие группу компаний «Телрос».
Сергей Антонович Таразевич с 2010 года начал убеждать директора РИСИ – генерал-лейтенанта СВР Леонида Петровича Решетникова, что Михаил Арсеньевич Кустов мог бы принести Российскому институту стратегических исследований огромную пользу.
Для меня же, как руководителя Санкт-Петербургского регионального центра, иметь такого сотрудника, как М.А. Кустов, было просто редкостным счастьем.
С 2011 года Михаил Арсеньевич активно включился в исследование проблем государственно-церковного партнёрства в современной России. При этом он опять же проявлял себя не только как теоретик, но и как практик.
В 2012 году в День народного единства, то есть в праздник Казанской иконы Божией Матери, прошёл удивительный для Санкт-Петербурга Крестный ход – от Казанского к Исаакиевскому собору. И мало кто из жителей города на Неве и даже участников самого Крестного хода знали, какую выдающуюся роль в его организации сыграл Михаил Арсеньевич.
Вновь и вновь вспоминаю великолепный доклад, который на площадке Санкт-Петербургского регионального информационного центра ТАСС на бис по моей просьбе прочитал Михаил Арсеньевич. В докладе сопоставлялись Манхэттенский и Гарвардский проекты. При этом докладчик справедливо обращал внимание на то, что неизмеримо менее затратный Гарвардский проект в отличие от чрезвычайно дорогостоящего Манхэттенского проекта причинил Советскому Союзу такой ущерб, который будет невосполним даже в ближайшие десятилетия.
Михаилу Арсеньевичу Кустову было свойственно эстетическое восприятие окружающей нас действительности – это закономерно, так как он ещё был и музыкально одарённым человеком. Свойственная современному миру дисгармония и антиэстетизм вызывали у него внутреннее отторжение.
Если же говорить о тех нормах поведения, которым следовал Михаил Арсеньевич, будет правильнее всего назвать его Божиим человеком. Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Андрей Леонидович Вассоевич, председатель «Петербургского исторического клуба» телерадиокомпании «Петербург», доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор