Недавно секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов) попытался оправдать участие иерарха Русской Православной Церкви епископа Богородского Амвросия (Мунтяну), викария Патриаршего экзарха Западной Европы, в экуменической молитве и подписание им откровенно масонской декларации.
Напомним, 20 октября в римской базилике Ara Coeli папа Римский Франциск «вознёс молитву о мире» вместе с патриархом Константинопольским Варфоломеем и с представителями православных и протестантских церквей. 34-я межрелигиозная встреча была организована Общиной Святого Эгидия на тему «Никто не спасается в одиночку. Мир и братство».
В экуменической молитве принял участие епископ Амвросий (Мунтяну). Владыка также подписал совместное воззвание о мире на земле, которое «выполнено в духе последней папской энциклики "Fratellitutti", с её социальной, ультрапацифистской и "денуклеарной" риторикой».
Это вызвало недоумение и даже возмущение у православной общественности.
Уязвлённый критикой архиерей ответил на своей странице в Фейсбуке следующим образом: «Что бы ни говорили фундаменталисты, призыв Господа нашего молиться и делать все возможное, чтобы помочь страданиям, остается одним из главных приоритетов».
Теперь в защиту епископа Амвросия выступил иеромонах Стефан (Игумнов).
Видеозапись, сделанная по благословению председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона, размещена в сети Интернет под высокопарным заголовком «Заставят ли Русскую Церковь замолчать под видом борьбы с "экуменизмом"?», который, по всей видимости, призван показать неосновательность обвинений в филокатолицизме в адрес епископа Амвросия.
Иеромонах Стефан (Игумнов) пытается убедить слушателей, что епископ Амвросий не совершил канонического преступления, поскольку запрещённой канонами совместной молитвой с еретиками следует считать только литургические действия.
«Как нам понять, было ли молитвенное действие, или нет? Есть вполне четкий критерий: для клириков, священников и епископов может считаться нарушением соответствующих канонов, если было совершено литургическое действие с инославными. Мы знаем, как совершаются литургические действия – чтобы их совершить, клирик, священник или епископ облачается в священные одежды, входит в алтарь и совершает литургию или другую службу. Если совершается нечто подобное в сослужении с инославными, значит это предмет разбирательства», - лукаво утверждает церковный чиновник.
При этом он подчеркнул, что на мероприятии в Риме совместно была совершена «не какая-то уставная католическая молитва», а «некое совмещение выступлений, молитвенных возгласов, каких-то прошений», но «наш архиерей не выступал, ничего не говорил <...> за всю церемонию епископ Амвросий не проронил ни слова». И это «молчание епископа Амвросия» выдаётся даже за какой-то подвиг.
Столь же неубедительно представитель ОВЦС пытается оправдать подписание епископом Амвросием совместной декларации, в которой, кстати, чёрным по белому написано - «мы помолились и решили». Иеромонах Стефан нашёл, как ему кажется, убийственный аргумент, мол, «какое-то новое слово в богословии, что молиться можно через подписание документа».
И совсем жалкими выглядят оправдания отца Стефана насчёт совместной молитвы епископа Русской Православной Церкви с Константинопольским патриархом Варфоломеем. Мол, решением Священного Синода РПЦ от 14 сентября 2018 года было запрещено поминовение патриарха Варфоломея, сослужение с иерархами Константинопольского патриархата и участие «во всех епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинополя». А в Риме, мол, председательствовал не патриарх Варфоломей и даже не папа Франциск, поэтому убегать делегации РПЦ не было необходимости.
Ну и в заключение сотрудник ОВЦС произнёс известную мантру, что Русская Православная Церковь должна участвовать в таких мероприятиях, поскольку это, мол, «площадка, на которой мы можем что-то сказать и нас услышат». Это при том, что ранее он с гордостью говорил, что епископ Амвросий не проронил ни слова.
Подробный разбор аргументов иеромонаха Стефана (Игумнова) уже сделал священник Георгий Максимов. Их нет необходимости повторять.
Православный телеграмм-канал «Лабарум. Сим победиши» посвятил выступлению сотрудника ОВЦС подробный комментарий, в котором справедливо отмечается запоздалость ответа ОВЦС: «Спустя полтора месяца ОВЦС выпустил ответ на эту критику… в пространном видео сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан утверждает, что молитва – это не молитва, что «не сказавший ни слова» епископ Амвросий "был голосом РПЦ", что подписание совместно с Папой абстрактных деклараций приносит огромную пользу человечеству, что совместная молитва с П. Варфоломеем никак не противоречит принятому Синодом РПЦ решению о разрыве молитвенного общения с ним же…».
Действительно, противоречивость, натянутость и даже нелепость аргументов иеромонаха Стефана (Игумнова) просто видна невооружённым глазом.
Автор комментария пытается увидеть какую-то целесообразность в действиях ОВЦС, мол, наши церковные дипломаты таким путём «разрушают планы Фанара монополизировать православно-католический диалог». ОВЦС надеется дипломатической работой с Ватиканом «создать альтернативу фанариотам», «сорвать их игру, создавая свою формулу православно-католического диалога».
Однако, даже если допустить наличие такого хитрого плана, приходится констатировать, что ведётся эта работа крайне неудачно, в этом диалоге РПЦ находится в заведомо неравном положении. Неужели нельзя «отказаться от соблазнительной практики совместных молитв? Неужели мы настолько бесправны, что проблемы, возникающие в нашей собственной Церкви из-за подобных канонических преступлений, не могут быть основанием для корректировки формата межконфессионального общения?» - справедливо вопрошает обозреватель телеграмм-канала.
И это уже не говоря о том, что нашему странному «диалогу с Ватиканом» приносится в жертву курс на сближение с консерваторами в других Православных Поместных Церквях, которые только и могут быть нашими надёжными союзниками в борьбе за чистоту Православия. И получается, что ради сомнительной дипломатической интриги ОВЦС мы теряем своих настоящих союзников и друзей. Не говоря уже о том соблазне для верующих, которые порождают акции сотрудников ОВЦС, о дискредитации священноначалия в глазах верующих.
И в самом деле, вопросов много, и беспомощная речь иеромонаха Стефана (Игумнова) в защиту епископа Богородского Амвросия (Мунтяну) не даёт на них ни одного вразумительного ответа. Попытка оправдать впавшего в блуд экуменизма архиерея не только запоздала, но и неубедительна. Поскольку трудно отрицать очевидное. Трудно переть против рожна.
Редакция Русской народной линии
1.