«Я узнал вкус спермы, когда мне было семь лет», – вы шокированы? Я не меньше вас был ошарашенный после того, как услышал это из динамиков своего iPhone. Этими словами начинается фильм «Голгофа». «Голгофа» – ирландско-британская чёрная трагикомедия (комедия-драма) 2014 года кинорежиссёра и сценариста Джона Майкла Макдонаха»… (Так написано в Википедии).
Теперь расскажу всё по порядку: мне скинули ссылку на этот фильм и попросили принять участие в видеоконференции, где будут рассматривать его идейную сторону. Группа, в которую меня пригласили, создана миссионерским отделом одной епархии из Краснодарского края. Я не буду называть имён организаторов и участников конференции, если кому-то захочется принять участие в дискуссии я дам контакты. Кинокартину нужно было посмотреть до вечера и в 18-30 поделиться своими впечатлениями. Скажу честно – мой дневной график загружен до предела, и просмотр «Голгофы» мною не был запланирован, поэтому я решил ознакомиться с трейлером попутно, одновременно занимаясь своими делами.
Я кликнул на ссылку, присланную мне в WhatsApp, и шел к своему рабочему месту через комнату, в которой находилось трое моих сотрудников. «Я узнал вкус спермы, когда мне было семь лет», – прозвучало из моего телефона. Все присутствующие посмотрели в мою сторону: «Владимир Анатольевич, это у вас?» – спросил меня молодой человек. Это было настолько для меня неожиданно, что я не смог дать вразумительного ответа. Я ещё не знал, что это начался фильм, я думал, что пока дойду к своему рабочему месту, закончится реклама. Но оказалось, что в такие шедевры рекламу не вставляют… А почему???
У рабочего компьютера, за рулём автомобиля в течение дня урывками я смотрел «Голгофу», в конце дня у меня всё же появилась возможность досмотреть финальную сцену, сидя на диване. Тяжёлый осадок остался на душе… Я не понял, что это – простое отображение западной действительности или очередной сорняк в наш духовный огород? Посмотрев эту грязь, мне почему-то вспомнился фильм «Ла-ла Лэнд» – абсолютная противоположность – лёгкий, позитивный, хотя главные герои и не остались вместе. И вот на церемонии присуждения «Оскара» объявляют победителя – фильм «Ла-ла Лэнд», но тут на сцену выходит человек с другим конвертом и объявляет: «Произошла ошибочка, лучший фильм – «Лунный свет». Позже я где-то прочёл – у Голливуда свои условия к обладателям «Оскара» – среди персонажей картины обязательно должны присутствовать чернокожий и гей. Этим «Ла-ла Лэнд» и проиграл «Лунному свету».
Что касается фильма «Голгофа» – здесь эти условия выполнены многократно. По ходу фильма создаётся впечатление, будто переспать мужчине с мужчиной так же естественно, как яичница на завтрак. Женщины до безобразия неприличны в своём поведении, и в довершение ко всему наркотики и алкоголь в избытке. Но это ещё не всё: была история, по-моему, из уст доктора, который рассказал, как по ошибке анестезиолога маленький мальчик лишился зрения, слуха и остался парализованным. Садистское смакование истории довело меня чуть ли не до слёз, я не смог смотреть и перемотал эту сцену. В завершении «красочная» концовка – священнику вышибают мозги из крупнокалиберного револьвера и настолько реалистично…
Вечером я такой весь усталый после трудового дня, загруженный негативом, ещё не успевший осмыслить полностью просмотренный фильм, вливаюсь в видеоконференцию. С монитора моего гаджета служитель Православной Церкви рассказывает о жертвенности священника, о его восхождении на голгофу и трагическом финале. Я полностью согласен с его трактовкой, но я не согласен с наглядным примером. «Вынос праведника из Содома» – моя альтернатива названию трагикомедии, уж слишком насыщен фильм греховными сценами, которые буквально впиваются в сознание зрителя, отвлекая от основной задумки режиссёра. Бог чрез ангелов сказал Лоту с его семейством: «Беги и не оглядывайся», а нам предоставлено смотреть на то, от чего Господь оберегал праведника.
Конечно, и вопросы на конференции звучали самые непредсказуемые: «Отец N, а что вы думаете по поводу вот этого любовного треугольника в фильме: почему муж знал о любовных связях супруги и не подавал вида?» Естественно, тему спустили на тормозах. В ходе беседы отец N дал оценку нашему кинематографу – мол, любительское, не профессиональное. Больше всего мне не понравилось услышанное из его уст, когда он сказал, что у православных жития святых причёсаны и приукрашены, например: «В младенчестве святой не вкушал материнской груди по средам и пятницам»…
Мне сразу вспомнилась паломническая поездка в Курск, нам показали место, где с высоты колокольни упал семилетний отрок Прохор – будущий Серафим Саровский – он остался жив, и невредим. Мы молились на этом месте, благодарили Господа за его милость к нашему святому, и ни у кого из присутствующих не возникло ни капли сомнения, что это так и было. Блаженны те, кто не видя, уверуют…
Православное искусство оценивается по другому критерию, оно духовное – фильм «Остров», например, а их кино по западным меркам качественное. Также картины западных мастеров о Библейских сюжетах и наши иконы – небо и земля, у них акцент на реализм, всё приближено к фотографии, а на иконах одежда на задворках, упор делается на духовность. Они изображают фигуру Девы Марии с анатомической точностью, на иконах этого нет. Моё мнение – не стоит внедрять западное искусство в православную среду.
Владимир Анатольевич Малёванный, продюсер, режиссер, писатель, Краснодарский край
2. Ответ на 2, Андрей Х.:
1. Недоумение