О телесериале Алексея Андрианова «Грозный»

Эклектичность фильма отражает эклектичность наших представлений о первом русском Царе

Иван Грозный 
0
2533
Время на чтение 4 минуты

На прошлой неделе телеканал «Россия» показал новый исторический телесериал «Грозный». В течение четырёх дней мы увидели восемь серий эпического полотна, посвященного самому, пожалуй, загадочному русскому Государю.

На «Русской народной линии» Галина Чудинова со свойственной ей старообрядческой непримиримостью подвергла сериал суровой критике, назвав его поделкой, не соответствующей историческим реалиям, и т.д. и т.п.

Действительно, некоторые исторические персонажи и события режиссёр фильма Алексей Адрианов трактует достаточно своеобразно. Но в целом фильм всё-таки заслуживает, на мой взгляд, добрых слов.

Поначалу мне показалось, что авторы фильма стали заложниками концепции Н.М. Карамзина «о двух Иванах», согласно которой первый русский Царь Иван Васильевич начал своё царствование с выдающихся побед и реформ, а закончил страшными, безумными, бессмысленными репрессиями. А всё потому, что молодой Царь поначалу слушал мудрых советников в лице Избранной рады, а потом из-за присущей ему подозрительности он дал волю «злому демону», жившему в нём. Эта простенькая концепция «двух Иванов» со времен Карамзина так и кочует по историографии и художественной литературе.

Правда, и само царствование Ивана Васильевича очень сложно для понимания. И не только для художников, но не даётся оно и многим профессиональным историкам.

Однако это впечатление о карамзинозависимости оказалось ошибочным. Вдруг протопоп Сильвестр предстаёт в фильме гордецом, который пытался управлять государством посредством Царя, пытался навязать решения, которые ему казались более важными для государства. А Помазанник Божий вроде как игрушка в его руках. А князь Курбский показан предателем, который сдал литовцам схемы военных укреплений на северо-востоке Руси. Лишь Алексей Адашев представлен положительно, как талантливый управленец и верный слуга Царёв, оклеветанный боярами и осуждённый на смерть. Словом, Избранная рада вовсе не выглядела идеальным инструментом государственного управления.

В фильме показаны реальные заговоры и интриги, которые плели вокруг царского трона бояре. И за это нужно поблагодарить авторов фильма. Фильм даёт представление, в какой тяжёлой атмосфере пришлось управлять страной Ивану Васильевичу, особенно когда была отравлена его супруга Анастасия, одна из немногих, кому он мог доверять.

Алексей Адрианов ушёл от двух очень сложных тем царствования Ивана Грозного, которые обычно используют в публицистике для обличения первого русского Царя и которые не имеют под собой твёрдого документального подтверждения. Речь идёт о якобы убийстве Царем своего старшего сына Ивана и об убийстве якобы по приказу Ивана Васильевича священномученика митрополита Филиппа. В фильме нет этих сюжетов. Авторы дипломатично их обошли, за что также заслуживают похвалы и одобрения. Уж очень много в этих сюжетах домыслов и догадок.

Симптоматично, что фильм завершается битвой при Молодях. Как правило, это величайшее сражение русской истории обходится молчанием, только недавно битва при Молодях стала памятной государственной датой. А еще в советское время о ней и не вспоминали. По понятной причине, ведь тогда пришлось бы сказать добрые слова в адрес Царя Ивана Грозного в последний период его царствования, когда он только и знал, что злодействовал. А ещё важнее пришлось бы сказать доброе слово об опричниках, которые, оказывается, не только жестоко измену искореняли, но и жизнь за Отечество отдавали. Авторы фильма преодолели этот стереотип.

Мы видим, как на самом опасном участке фронта храбро сражается Малюта Скуратов (традиционное воплощение злодея в русской истории). На самом деле в этой страшной сече, когда русские войска разгромили значительно (называют разные цифры - в два-три, а то и пять-шесть раз) превосходившие силы крымских татар, полегли многие опричники, что явилось, по мнению некоторых исследователей, истинной причиной отмены Царём опричнины.

Авторы очень умело и тонко показали, как во время битвы при Молодях, когда русские воины сражались на поле брани с крымчаками, Царь Иван усердно молится Богу. Духовно сражается. Уже за один этот сюжет фильм заслуживает добрых слов его авторам. Находкой авторов является и сцена, когда меж тел павших и рядом со сражающимися русскими воинами ходит монах с кадилом и как бы отпевает павших. Причём этот монах похож очертаниями на Царя Ивана.

В фильме очень тонко показана фигура Малюты Скуратова, роль которого прекрасно сыграл наш известный актёр Виктор Сухоруков. Кстати, практически все исполнители главных ролей выглядели вполне органичными и убедительными, особенно Сергей Маковецкий в роли старого Царя. Малюта показан без лести преданным слугой Царю, который не ищет своего, не ищет корысти, а видит своё предназначение именно в служении Государю. Он готов совершить любые действия, если от него их потребует Царь. Но он при этом слуга Царёв, а не интриган, стремящийся к собственной корысти. И в этом Скуратов противопоставляется первым вождям опричнины – князю Вяземскому и Басманову.

На мой взгляд, на сегодняшний момент невозможно лучше снять фильм об этой очень сложной эпохе и о такой сложной личности, как Иван Васильевич Грозный. Да, фильм получился эклектичным. С одной стороны, всё-таки присутствует давление наследия концепции Н.М. Карамзина о «злом демоне, сидевшем в Иване Грозном», но, с другой, мы видим попытку понять фигуру первого русского Царя, понять историческую эпоху, в которую он правил. Такая ситуация заведомо обрекала авторов на эклектичность.

Впрочем, и современное общество имеет эклектическое представление о Царе Иване Грозном. С одной стороны, отдаётся должное расширению им пределов государства, его преобразованиям и реформам, а порой и искоренению им боярского сепаратизма, выведению боярской измены. А с другой стороны, постоянно осуждается его жестокость, а имя опричников Царя Ивана стало нарицательным для обозначения безжалостных и безпринципных карателей.

Эклектично не только общественное мнение об Иване Грозном, но и историческая наука. Закономерно таким получился и телесериал «Грозный». Но я бы поставил фильм Алексея Андрианова выше фильма «Царь» Павла Лунгина. Может быть, где-то рядом с классическим фильмом Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»...

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 2, Георгий Н.:

Гетеросексуальная ориентация не является гарантией или верным признаком актерского таланта. Маковецкий к вам лично приставал? Да, личная жизнь многих людей искусства не соответствует вашим представлениям о норме. Но, на то она и личная жизнь. Содомия - грех. Но разве не грех открыто обсуждать этот грех?
Глеб / 02.12.2020, 09:10

3. Сериал --творческий, не без художественного просмотрового захвата.

Это одна такая из художественных версий истории того времени. Брались во внимание и карамзиновская история, и соловьевская, и другие источники, и даже из... интернета. В сериале показны реально крайние жестокости ивановского времени. Самое главное подтверждена почти абсолютная немирность в правящих кругах между собой. Почти позорная, или даже без почти. Бояре, знать, приближенцы к царю --интригуют, интригуют, пакостят друг без конца и краю, убивают и травят друг друга как бешеных собак в ущерб безопасности Руси и самой государственной власти ! О каком братолюбии может там идти речь ?! Да ни о каком ! О каком государстве Москве-Третьем Риме (?) может идти речь в то время, когда кровь, труппы, расчлененки русичей руками самих же русичсей проходят как бы "смыслом государственной и общественной" жизни Руси того времени ?! Вы скажете -- а что хорошего разве не было в тот период ?! Было, как же не было. Но, к несчастью, русские люди того времени так и не поняли Божью истину --Не в силе Бог, а в правде ! И до сих пор эта Истина не понята и не принята русским и российским православными народами.

2. О Маковецком

Недавно узнал от людей, работавших с ним на одной киноплощадке, что он практическ открытый гомосек, а его назначают, как будто злонамеренно, на роли то священника, то Царя. То, как он себя ведёт на киноплощадке, нормальным поведением назвать нельзя. Может пристать к любому мужику с грязной просьбой. Что-то неладно в нашем Датском королевстве! Что творится с культурой театральной, объяснить невозможно, такое ощущение, что в современных фильмах заложена мина замедленного действия... А мы по незнанию ищем тонкую игру и тонкие смыслы... Как говорится, благими намерениями дорожка не туда ведёт.
Георгий Н. / 01.12.2020, 20:16

1. Всё познаётся в сравнении

Я этот сериал не смотрел, но думаю, что снять сериал про Ивана Грозного хуже, чем снял Эшпай, просто невозможно.

Что касается карамзинской концепции "двух Иванов", то она оказалась настолько живучей и популярной, что её пытались использовать и в отношении другого исторического деятеля, который лучше других смог понять Первого Русского Царя, а именно- в отношении Сталина. Так, например, хрущёвец Микоян писал, что до 1934 года Сталин был очень хорошим, много полезного совершил, а после 1934 года вдруг стал тираном и до конца жизни уже ничего полезного и хорошего не сделал, только тиранствовал и кровопивствовал.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
С чем Россия обращается к Азии?
Беседа редакции журнала «Берег России» с известными русскими мыслителями, учеными, церковными и общественными деятелями
04.05.2024
С чем Россия идёт на Восток?
Опрос журнала «Берег России»
01.05.2024
Об Иване Ильине sine ira et studio
Был ли известный русский философ фашистом и антисоветчиком?
26.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Иван Грозный
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Знак далёкого детства…
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 08:52
Разгром Запада
Новый комментарий от Победа45
03.05.2024 08:02
«Полюса русской идеи в конце концов сближаются»
Новый комментарий от Autor
02.05.2024 20:25
«Новое соглашение людей с Богом»
Новый комментарий от Алекс
02.05.2024 15:30
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Евгений Шнуровский
02.05.2024 13:48
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:35
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20