На прошлой неделе телеканал «Россия» показал новый исторический телесериал «Грозный». В течение четырёх дней мы увидели восемь серий эпического полотна, посвященного самому, пожалуй, загадочному русскому Государю.
На «Русской народной линии» Галина Чудинова со свойственной ей старообрядческой непримиримостью подвергла сериал суровой критике, назвав его поделкой, не соответствующей историческим реалиям, и т.д. и т.п.
Действительно, некоторые исторические персонажи и события режиссёр фильма Алексей Адрианов трактует достаточно своеобразно. Но в целом фильм всё-таки заслуживает, на мой взгляд, добрых слов.
Поначалу мне показалось, что авторы фильма стали заложниками концепции Н.М. Карамзина «о двух Иванах», согласно которой первый русский Царь Иван Васильевич начал своё царствование с выдающихся побед и реформ, а закончил страшными, безумными, бессмысленными репрессиями. А всё потому, что молодой Царь поначалу слушал мудрых советников в лице Избранной рады, а потом из-за присущей ему подозрительности он дал волю «злому демону», жившему в нём. Эта простенькая концепция «двух Иванов» со времен Карамзина так и кочует по историографии и художественной литературе.
Правда, и само царствование Ивана Васильевича очень сложно для понимания. И не только для художников, но не даётся оно и многим профессиональным историкам.
Однако это впечатление о карамзинозависимости оказалось ошибочным. Вдруг протопоп Сильвестр предстаёт в фильме гордецом, который пытался управлять государством посредством Царя, пытался навязать решения, которые ему казались более важными для государства. А Помазанник Божий вроде как игрушка в его руках. А князь Курбский показан предателем, который сдал литовцам схемы военных укреплений на северо-востоке Руси. Лишь Алексей Адашев представлен положительно, как талантливый управленец и верный слуга Царёв, оклеветанный боярами и осуждённый на смерть. Словом, Избранная рада вовсе не выглядела идеальным инструментом государственного управления.
В фильме показаны реальные заговоры и интриги, которые плели вокруг царского трона бояре. И за это нужно поблагодарить авторов фильма. Фильм даёт представление, в какой тяжёлой атмосфере пришлось управлять страной Ивану Васильевичу, особенно когда была отравлена его супруга Анастасия, одна из немногих, кому он мог доверять.
Алексей Адрианов ушёл от двух очень сложных тем царствования Ивана Грозного, которые обычно используют в публицистике для обличения первого русского Царя и которые не имеют под собой твёрдого документального подтверждения. Речь идёт о якобы убийстве Царем своего старшего сына Ивана и об убийстве якобы по приказу Ивана Васильевича священномученика митрополита Филиппа. В фильме нет этих сюжетов. Авторы дипломатично их обошли, за что также заслуживают похвалы и одобрения. Уж очень много в этих сюжетах домыслов и догадок.
Симптоматично, что фильм завершается битвой при Молодях. Как правило, это величайшее сражение русской истории обходится молчанием, только недавно битва при Молодях стала памятной государственной датой. А еще в советское время о ней и не вспоминали. По понятной причине, ведь тогда пришлось бы сказать добрые слова в адрес Царя Ивана Грозного в последний период его царствования, когда он только и знал, что злодействовал. А ещё важнее пришлось бы сказать доброе слово об опричниках, которые, оказывается, не только жестоко измену искореняли, но и жизнь за Отечество отдавали. Авторы фильма преодолели этот стереотип.
Мы видим, как на самом опасном участке фронта храбро сражается Малюта Скуратов (традиционное воплощение злодея в русской истории). На самом деле в этой страшной сече, когда русские войска разгромили значительно (называют разные цифры - в два-три, а то и пять-шесть раз) превосходившие силы крымских татар, полегли многие опричники, что явилось, по мнению некоторых исследователей, истинной причиной отмены Царём опричнины.
Авторы очень умело и тонко показали, как во время битвы при Молодях, когда русские воины сражались на поле брани с крымчаками, Царь Иван усердно молится Богу. Духовно сражается. Уже за один этот сюжет фильм заслуживает добрых слов его авторам. Находкой авторов является и сцена, когда меж тел павших и рядом со сражающимися русскими воинами ходит монах с кадилом и как бы отпевает павших. Причём этот монах похож очертаниями на Царя Ивана.
В фильме очень тонко показана фигура Малюты Скуратова, роль которого прекрасно сыграл наш известный актёр Виктор Сухоруков. Кстати, практически все исполнители главных ролей выглядели вполне органичными и убедительными, особенно Сергей Маковецкий в роли старого Царя. Малюта показан без лести преданным слугой Царю, который не ищет своего, не ищет корысти, а видит своё предназначение именно в служении Государю. Он готов совершить любые действия, если от него их потребует Царь. Но он при этом слуга Царёв, а не интриган, стремящийся к собственной корысти. И в этом Скуратов противопоставляется первым вождям опричнины – князю Вяземскому и Басманову.
На мой взгляд, на сегодняшний момент невозможно лучше снять фильм об этой очень сложной эпохе и о такой сложной личности, как Иван Васильевич Грозный. Да, фильм получился эклектичным. С одной стороны, всё-таки присутствует давление наследия концепции Н.М. Карамзина о «злом демоне, сидевшем в Иване Грозном», но, с другой, мы видим попытку понять фигуру первого русского Царя, понять историческую эпоху, в которую он правил. Такая ситуация заведомо обрекала авторов на эклектичность.
Впрочем, и современное общество имеет эклектическое представление о Царе Иване Грозном. С одной стороны, отдаётся должное расширению им пределов государства, его преобразованиям и реформам, а порой и искоренению им боярского сепаратизма, выведению боярской измены. А с другой стороны, постоянно осуждается его жестокость, а имя опричников Царя Ивана стало нарицательным для обозначения безжалостных и безпринципных карателей.
Эклектично не только общественное мнение об Иване Грозном, но и историческая наука. Закономерно таким получился и телесериал «Грозный». Но я бы поставил фильм Алексея Андрианова выше фильма «Царь» Павла Лунгина. Может быть, где-то рядом с классическим фильмом Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»...
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
4. Ответ на 2, Георгий Н.:
3. Сериал --творческий, не без художественного просмотрового захвата.
2. О Маковецком
1. Всё познаётся в сравнении