Новогрудская епархия Белорусского Экзархата опубликовала беседу с наместником Жировичского монастыря архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием. Разговор шёл о том, как Церковь должна оценивать происходящие события в Белоруссии, а самое главное - какую занимать позицию.
Собеседник владыки протоиерей Вадим Кузьмич отметил, что даже некоторые священнослужители активно занялись политикой. «Не может ли это привести к церковной конфронтации?» - вопрошает пастырь.
«Конечно же, такой политический активизм в Церкви — явление весьма опасное, - считает архиепископ Гурий. - Жажда всех поделить на друзей и врагов, искать виновных где угодно, но только не вину в себе, к сожалению, овладела многими. Церковь имеет право оценивать все события, происходящие в стране, с позиций духовности и нравственности. Но, имея вечное бытие, стремиться она может только к вечному, истинному. У нас нет "программы" действий, лозунгов "борьбы". Есть Евангелие, глубина, и жизненность традиции Православия».
«Сегодня находятся те, кто пытается привнести политику в Церковь, - с сожалением отметил архипастырь. - Но если отдельные священнослужители выступают на разного рода митингах и собраниях, в средствах массовой информации, ходят по улицам с флагами, то это всегда их собственное мнение, а никак не Церкви: они не имеют никакого права говорить от её лица. В присяге перед рукоположением священник дает клятву: ни в каких политических партиях, движениях и акциях участия не принимать. И если свои обещания Богу он нарушает, значит, не на тот путь встал, забыл, видимо, что отвечать придется перед Самим Господом по всей строгости».
«Священнослужитель не может принадлежать к той или иной партии, так как в этом случае будет необъективен по отношению к своей пастве, - пояснил он. - Ведь пастырь должен в равной степени быть внимателен к людям любых политических убеждений, и сердце его должно быть открыто каждому прихожанину. Евангелие — самая простая и самая главная Книга человечества, в ней суть, основа наших суждений и действий, и ею все люди должны руководствоваться. Для каждого человека, для каждой нации, для каждого времени — Един Бог, едина вера, един закон».
Отец Вадим Кузьмич в беседе с владыкой Гурием посетовал, что «сегодня в храмах на Богослужениях значительно уменьшилось количество прихожан. В чем, на Ваш взгляд, Владыка, причина? Падает доверие людей к религии, сказалась неспокойная обстановка в стране или виной тому очередная волна коронавируса?»
«Мне думается, - ответил архипастырь, - что меры, предпринимаемые нашей Церковью по борьбе с коронавирусом, все же повлияли на количество в ней прихожан. Люди стали привыкать к жизни без Богослужений, без храма, а молиться под интернет-трансляции. И это печальный факт. Конечно, живя в реальном мире и зная о неблагоприятной эпидемиологической ситуации, всем нам необходима санитарная защита, но верующие люди всегда должны быть готовыми к исполнению Евангелия: "Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней" (Мф. 24:6—8)».
«Накопленные обществом социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. Но если Церковь станет реагировать на все социальные проблемы, то в скором времени люди во всем мире могут лишиться Литургии под любыми предлогами: пандемия, опасность ядерной войны, изменение климата, экологические проблемы и так далее», - опасается владыка.
«Общество и условия жизни людей в наше время сильно изменились, что сказывается и на устроении семейной жизни, - подчеркнул архиепископ Гурий. - Дети уже не получают с малого возраста ростки христианской веры и опыта жизни во Христе, как это было в семьях предыдущих поколений. Вот Господь по любви Своей к человеку и попускает нам разные испытания вроде того же коронавируса именно для того, чтобы дать нам возможность найти источники "воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14)».
Архипастырь напомнил, что «святые отцы заповедовали нам жить каждый день как последний, как будто завтрашний не наступит. При таком бережном отношении к каждому часу, каждому слову возникает обостренное восприятие действительности. Тогда прежде, чем совершить что-то плохое, недостойное, греховное, человек хорошенько подумает. "Ах, если бы ты знал, возлюбленный, какая радость, какая сладость ожидает праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением, — говорил преподобный Серафим Саровский своему верному послушнику Мантурову. — Если бы сама эта келия была полна червей и они бы всю нашу жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо бы терпеть со всяким благодарением, чтобы только не лишиться той Небесной радости..."».
«А поэтому каждому из нас нужна серьезная работа над собой, такая вот "перестройка души" на евангельский лад, - убеждён он. - Мы крещены во имя Христово и должны исполнить в своей жизни замысел Божий о каждом из нас. Видя страдания и гибель множества людей в разных частях мира, хаос и междоусобицы, разрушающие мирную жизнь, мы можем оценить то, что имеем, но можем потерять, если не сделаем надлежащих выводов».
Протоирей Вадим Кузьмич отметил, что «немногие задумываются над этим, Владыка. Даже того, кто едва успел покинуть этот мир, начинают тут же осуждать, обсуждать его частную жизнь на всех телеканалах. Откуда такой всеобщий цинизм?»
«Объяснить это можно всё более усугубляющимся кризисом духовных, да и этических ценностей, - считает архипастырь. - Только прельщенные ложью мира сего и умерщвленные суетой души остаются бесчувственными к таинству смерти. Древнеримское выражение "Не злословь об умерших" стало крылатым. Душа только что почившего человека болеет, она еще не смирилась с новым своим положением и, как сирота, оплакивает потерю тела. Сквернословие в её адрес причиняет душе дополнительные страдания».
«Священное Писание напоминает нам, что нормы поведения и морали устанавливает не кто иной, как Бог, хотя Он и позволяет людям решать, следовать этим нормам или нет. Но за всякого рода кощунственные действия и слова обязательно следует наказание, - предупредил владыка. - Осуждение, по словам преподобного Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия. По сути дела, осуждение — демоническое состояние. Первый, кто впал в этот грех, был сам диавол, который осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей».
Архиепископ Гурий привёл слова преподобного Паисия Афонского о грехе: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: “Насчет цветов — не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно”. И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала.
А если спросить пчелу: “Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?”, то она ответит: “Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!” И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов — садовых и полевых.
Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие — на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем.
Человек поврежденный и мыслит поврежденно, ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, — что бы ни увидел, что бы ему ни сказали, — включает в работу добрый помысл».
«Каждого человека нужно видеть лучшим себя, тогда и осуждать других перестанем. Помните слова псалмопевца Давида "грех мой всегда предо мною" (Пс. 50:5)? Для него они были не просто словами. Да, он не одевал нагих, не был аскетом или чудотворцем, все его силы ушли на внутреннюю борьбу со своим неразумным сердцем, которое всю жизнь порывалось украсть у Бога царское достоинство, чтобы развешивать на людей свои ярлыки. Этого Давид сердцу не позволил. Насколько тяжело ему далось это внутреннее делание, нам, любителям осуждения, сказать трудно. Если мы берем на себя грех судить других, то должны ожидать, что и мы будем тем же судом судимы. И не только человеческим, но Божиим. Зато Бог простит тех, кто прощает, не будет судить тех, кто не судит, а возьмет в Свое благодатное Царство Небесное», - сказал владыка.
«Таким образом, - полагает отец Вадим, - Ваше Высокопреосвященство, можно сказать, что духовное состояние человека можно определить по его помыслам?»
«Нет человека, который бы никогда не имел никаких помыслов, но отличаются они своим качеством, - пояснил архипастырь. - Греху предшествует мысль, а постоянному греховному поведению — создание внутри человека целой мысленной сложно разветвленной системы греха. Как пишет святитель Григорий Нисский, все страсти произрастают от худого делания ума и помраченного разума. И если человек не стремится к жизни духовной, не бывает в Церкви, не исповедуется и не причащается, трудно ему с помыслами злыми бороться, он становится легкой их добычей. А в реальной жизни — жертвой недобросовестных политиков и коммерсантов, ведущих через средства массовой информации войну за умы и сердца человеческие».
«Изменяя свои мышление и речь, мы меняем свою жизнь, делая ее светлой или мрачной. Не позволяйте негативу взять верх над вами. Поэтому особенно важно бывать на воскресном Богослужении. Воскресное Богослужение — это камертон, по которому должна настраиваться наша душа — для всех мыслей, чувств, поступков. Им освящается вся предстоящая неделя», - напомнил владыка.
«Мир постоянно балансирует над пропастью, что порождает все новые страхи и приливы агрессии. Но Церковь никогда не будет побеждена, не искоренится, не уступит никаким искушениям, пока не настанет конец мира, ибо Христос — ее основание и непоколебимая опора. "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11:28, 29), — зовет Господь. Откликнуться или нет на Его призыв — каждый решает сам. Ведь нам дана свободная воля», - заключил архиепископ Гурий.