Предлагаем вниманию читателей размышления главы Медиагруппы «Патриот» Николая Столярчука о взаимоотношениях Лондона и Анкары по открытию «кипрского Монако». Подробности в материале ФАН.
В октябре 2020 года произошло очень интересное событие, которое заметили лишь некоторые блогеры и журналисты. Однако это событие стало очень важным в плане европейской и мировой политики. Вдвойне интересно, что произошло оно во время нагорнокарабахского конфликта и усиления позиций Турции на мировой арене.
Турция во время пандемии вдруг решила открыть для посещения и проживания закрытый ООН район Фамагуста на Кипре, а именно Вароши — курортную зону этого города, которая до своей оккупации и закрытия являлась «кипрским Монако» и одним из самых дорогих и престижных курортных центров средиземноморья.
Мало кто знает, что на Кипре, достаточно небольшом острове, вы можете попасть сразу в три государства. Первое государство — Республика Кипр, член ООН и ЕС. Второе — Турецкая Республика Северного Кипра, непризнанное государство, занимающее почти половину территории Кипра, оккупированной турецкой армией еще в 1974 году, тогда же был оккупирован и Вароши. Между Кипром и оккупированным Северным Кипром существует еще буферная зона, которая охраняется и патрулируется ООН. Эта зона проходит также через Никосию, столицу Республики Кипр.
Теперь поговорим о самом главном и незаметном — британских владениях с военными базами Акротири и Декелия, которые занимают почти три процента территории острова. Кроме больших участков территории, британцы также контролируют наивысшую точку Кипра — гору Олимп и восточную часть мыса Греко. Таким образом, британские территории на Кипре состоят из четырех частей. На маленьких частях расположены самые важные и стратегические объекты — радиолокационные станции, которые контролируют и слушают весь Ближний Восток.
Каким образом эти базы остались на Кипре после получения им независимости? В 1955 году на острове, тогда еще британской колонии, начала действовать Национальная организация кипрских бойцов — ЭОКА, которая боролась за независимость острова и присоединение его к Греции. Такой жестокой войны греки не видели давно. Кроме убийств и изнасилований, британцы применяли отлучение от церкви и другие «бонусы», разработанные еще во время колониальной политики империи. В январе 2019 года британское правительство согласилось выплатить компенсации киприотам, которые пали жертвами пыток и убийств той войны, но так и не признало свою вину в данных преступлениях.
Британцы не смогли победить ЭОКА. 16 августа 1960 года была провозглашена независимость Кипра. Независимость не была полной, так как Акротири и Декелия остались британскими территориями с размещенными на них военными базами. Британия обязалась каждый год помогать Кипру финансами за размещение военных баз, но через несколько лет использовала турецкий фактор и перестала перечислять средства, так они «несправедливо распределялись между греческим и турецким» населением острова.
С момента обретения независимости греческое большинство Кипра при поддержке Греции имело претензии не только к равноправию с турецким меньшинством, но и к военным базам британцев, которые и в наше время находятся на греческой части острова. Проблему наличия баз британцам надо было решить один раз и на долгий срок, и этому решению помогла оккупация Турцией Северного Кипра в 1974 году.
15 июля 1974 г. был свергнут президент республики, архиепископ Макариос III, что положило начало высадке турецкой армии на Кипр, «Операции Атилла» и оккупации Северного Кипра. В 1983 году оккупированная турками территория провозгласила себя Турецкой Республикой Северного Кипра, однако это государство признала только Турция. Согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над всей территорией, входившей в ее состав до 1974 года.
Достаточно неумелое наступление турецкой армии, в ходе которого турецкие ВВС бомбили собственные корабли, шло при помощи американских военно-морских группировок во главе с авианосцами «Америка», «Индепенденс» и «Форрестол», которые блокировали переброску на Кипр греческих войск. Не стоит забывать, что война и весь бардак на Кипре, этнические конфликты на протяжении многих лет происходили прямо под носом у отборных войск «Ее Величества королевы Великобритании». Почему же британские военные так спокойно наблюдали за тем, как турки оккупируют Кипр? Быть может, им это было выгодно, потому что греко-турецкий конфликт позволил грекам на десятилетия забыть о британских базах на их земле. Кроме того, в настоящей ситуации эти базы становятся гарантом от «злобных турецких захватчиков».
Важность и актуальность своих баз на Кипре Англия доказала, когда начала всемирную кампанию против размещения на Кипре российских военных в 2015 году. Тогда Англия и Турция вышли единым фронтом против присутствия России на Кипре, что говорит о тесном сотрудничестве данных государств.
После турецкой оккупации разграничительная линия прошла по всему острову — со стороны Морфу через кварталы Никосии к городу Фамагуста на востоке. Фамагуста была жестоко захвачена, жителям дали часы на то, чтобы покинуть город. Раньше в нем проживало около 26 тыс. представителей греческой общины, преимущественно в квартале Вароша. Позже Варошу обнесли стеной и превратили в закрытую зону, которую по факту контролируют турецкие войска на протяжении 46 лет.
Так «кипрский Монако», в котором отдыхали и имели апартаменты голливудские актеры и европейская элита, стал городом-призраком, которым туркам запретили пользоваться. Согласно резолюциям ООН от 1984 и 1992 годов, здесь могут селиться только коренные жители города, изгнанные из своих домов. Видимо, такая ситуация не дает покоя турецкому правительству, возможно, и британской элите, которая хотела бы восстановить город и зарабатывать на нем миллиарды евро в год.
Большие деньги и власть творят чудеса даже над резолюциями ООН. 6 октября премьер-министр Северного Кипра, глава Партии национального единства Эрсин Татар заявил о решении открыть Варошу. Заявил он об этом в турецкой столице во время его совместной пресс-конференции с президентом Эрдоганом.
Не стоит забывать, что Турция — единственная страна, которая признает независимость ТРСК, а премьер-министр Татар считается наиболее лояльным Анкаре кандидатом. Даже сейчас в мировом и российском сегменте Интернета идет масштабная кампания по развитию туризма и привлечению инвестиций в Северный Кипр. Доверчивым российским гражданам турецкие дельцы забывают сказать, что их документы на собственность не признаются ни в одной стране мира, кроме Турции. Всегда есть люди, которые в силу хитрости или, наоборот, глупости, будут «тащить бабло из мутного пруда».
Многие СМИ пишут, что этот шаг может быть попыткой Турции повлиять на предстоящие выборы, однако данная цель кажется мелковатой перед финансовыми возможностями открытия Вароши, доходы от которой перекроют доходы всего Северного Кипра.
Сам Эрдоган заявил, что пляжи Вароши пора открыть для народа, забывая о компенсациях изгнанным собственникам и решениях ООН. Этим он порадовал многочисленных блогеров, которые ринулись фотографировать руины города и радоваться возможному восстановлению, не вдаваясь в подробности международного права.
Как ни странно, но действующий президент Северного Кипра Мустафа Акынджи не разделяет позицию Эрдогана. Он назвал ситуацию вокруг допуска туристов и журналистов ошибкой, «которая поставит турок-киприотов в затруднительное положение на международной арене».
Встает вопрос, Эрдоган по своей инициативе хочет кинуть европейских собственников отелей и домов или он получил на это британское одобрение? В Интернете много пишут о том, что турецкие представители ведут переговоры с собственниками имущества в Вароше и пытаются за три копейки выкупить его, так как от него мало что осталось.
Не стоит забывать, что помимо отелей и гостиниц, в Фамагусте был один из ключевых портов Средиземного моря, который сейчас находится под санкциями и принимает грузы от таких стран, как Грузия, которые действуют на свой страх и риск.
Все эти события происходят во время назначения главой британской внешней разведки МИ-6 бывшего посла в Турции Ричарда Мура. Лондону очень нужна дружба с Анкарой и новые финансовые потоки в преддверие выхода страны из состава Евросоюза. Англичане всегда умели зарабатывать по всему миру, не гнушаясь никакими способами для получения прибыли. Достаточно вспомнить опиумные войны с Китаем. По всей видимости, брексит для Англии означает не только выход из Евросоюза, но и возможность кинуть своих европейских партнеров и собственников недвижимости в Вароше. Неудивительно, что Англия не встала на защиту Армении в нагорнокарабахском конфликте. Ради Вароши англичане легко сдали Ереван своим турецким партнерам, в чем теперь пытаются обвинить Россию, которая провела переговоры, ввела миротворцев и установила стабильность в регионе.