13 ноября «Немецкая волна» опубликовала статью «Как спасти экономику Беларуси? В Европе обсуждают план действий». Автор статьи честно признаёт, что «несмотря на пандемию коронавируса и акции протеста, за первые девять месяцев 2020 года экономика Беларуси сократилась на 1,3%. По сравнению с экономическими потерями других стран во время пандемии, это хороший показатель, отмечают эксперты. Но если смотреть в будущее, то экономисты не ожидают существенного роста экономики Белоруссии без проведения реформ.
Всё знающий интернет сообщил о том, что «Коронавирус отбросил экономику Европы на 10–20 лет назад. ВВП Евросоюза во втором квартале 2020 года показал рекордное падение — 14,4% в годовом выражении. Размер немецкой экономики вернулся на уровень 2011 года, испанской — 2002-го, а экономика Италии отброшена в начало 1990-х».
В ЕС катастрофическое падение экономических показателей, а её представителей волнует судьба устойчивой экономики Белоруссии. Может, потому, что она устойчива, или есть другая причина?
Причина есть, и она озвучена в тексте. Алесь Алехнович указывает на то, что в последующие годы Беларуси придется ежегодно тратить до 4 млрд долларов на обслуживание своего госдолга. И он, и Аслунд убеждены в том, что если политическая ситуация в стране не изменится, то Минск не сможет занять деньги ни на международных финансовых рынках, ни у МВФ, ни у Китая. В таких условиях единственным вариантом заимствований остается Россия, считают экономисты.
Аслунд видит риск того, что в обмен на погашение долга или на новые кредиты Россия будет пытаться получить контроль над белорусскими предприятиями, например, «Беларуськалием» или двумя нефтеперерабатывающими заводами, Мозырским НПЗ и «Нафтан». «Запад должен занять жесткую позицию, чтобы этого не произошло, и ввести санкции против любой российской компании или бизнесмена, кто возьмет под контроль эти предприятия, потому что они уйдут за бесценок», - говорит Аслунд.
Словоблудие о свободном волеизъявлении белорусского народа ни что иное как нечестная конкурентная борьба за белорусские предприятия, построенные ещё в советские времена.
Статья явно антироссийская, но она позволяет найти путь выхода из многолетнего разбирательства с акционерами ЮКОСа. Продажа предприятий за бесценок не соответствует европейским ценностям, и это означает, что залоговые аукционы должны быть признаны преступными. Формальное признание преступности залоговых аукционов не произведёт должного эффекта на западных конкурентов. Нужен суд над преступниками, инициировавших залоговые аукционы, включая акционеров ЮКОСа, фактически не оплативших акций ЮКОСА.
Идея залоговых аукционов была поддержана тогдашним первым вице-премьером правительства Анатолием Чубайсом. Сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что один из видов приватизации — залоговые аукционы были проведены, в том числе с целью не допустить прихода коммунистов к власти. Чубайс признал продажу госпредприятий за бесценок ради удержания власти.
Между боязнью прихода к власти коммунистов и умышленным развалом российской экономики, на первый взгляд, нет никакой связи, если не считать того, что у западных кураторов был страх поднятия России с колен, ещё в 90-х.
Александр Николаевич Уфаев, инженер-геодезист, публицист