Хочу выразить благодарность лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому, который на днях призвал власти закрыть храмы на время «пандемии», так как в них, по его мнению, не соблюдаются ни социальная дистанция, ни необходимые меры безопасности. Об этом 17 ноября сообщило РИА Новости. Нет, я не шучу и благодарю Владимира Вольфовича потому, что не будь повода, не последовало бы и ответной реакции со стороны церковных властей. А реакция, на самом деле, долгожданная, выстраданная верной паствой и обнадёживающая.
По поводу «второй волны», мер Русской Православной Церкви и Жириновского первым в своём Telegram-канале написал Заместитель управляющего делами Московской патриархии, епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Владыка парировал.
«Во-первых, Владимир Вольфович не вполне в курсе предпринимаемых в храмах санитарных мер, - написал он. - Во-вторых, Владимир Вольфович, не вполне в курсе, что в храмах отнюдь не "в основном пожилые"... В-третьих, Владимир Вольфович не вполне понимает, что для верующего человека храмовая молитва - это отнюдь не второстепенная опция, которой можно временно пренебречь (как можно временно пренебречь походом в театр, например). Весеннего эпизода, случившегося на фоне общей паники, вполне хватило. В-четвёртых, Владимир Вольфович, длительно присутствуя в Законодательном собрании, мог бы вспомнить и о правах верующих, предусмотренных Конституцией и законами».
В завершение своего, по нынешним временам, смелого опуса архиерей совершенно справедливо и вполне в святоотеческом духе заключил: «Да, болезнь есть. Да, умирает больше священников, чем обычно. Увы. Но паникёрство - большая беда, чем болезнь. И подчинять всю жизнь коронавирусу тоже не следует».
К мнению владыки Саввы присоединился и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.
Никто не может запретить верующим собираться на общую молитву в храмах в условиях, когда опасность заражения коронавирусом можно свести к минимуму. Такое мнение высказал Владимир Легойда в своем канале в Telegram.
«Русская Православная Церковь пошла на беспрецедентные меры безопасности, которые строго регламентированы оперативно разработанными правилами. Однако никто не может запретить соборной молитвы, особенно в условиях, когда угрозу заражения можно минимизировать», - написал он.
«Увы, звучат громкие голоса, "что еще можно было бы закрыть". <...> Открытые храмы почему-то вызывают у некоторых какое-то особенное раздражение. И это при том, что правовых оснований для такого закрытия не существует, поскольку режим чрезвычайного положения никем не вводился», - добавил он.
Победитель шоу «Голос» иеромонах Фотий также призвал не малодушествовать в сложившейся ситуации, но вверять Богу попечение о себе.
«Надо понимать и то, что бережёного Бог бережет, но и то, что у Бога сочтены все волосы на нашей голове, только от Него зависит и жизнь, и смерть. Если Господь захочет послать нам испытание или даже забрать к Себе, это может быть всё что угодно - не только COVID-19. Нам всем нужно усиленно молиться и просить избавления от этой эпидемии. В этом полагаться ни на кого другого не стоит», - заключил иеромонах. Полный текст интервью доступен по ссылке.
Мнения отнюдь не проходных людей, но известных, как официальный голос РПЦ, венчает сам владыка Иларион (Алфеев).
Ранее председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата, митрополит Волоколамский Иларион заявил в эфире телеканала «Россия-24», что общественные богослужения будут продолжаться и храмы не придётся закрывать из-за роста числа заболеваний коронавирусной инфекцией. Вот такая приятная неожиданность!
Что сказать, - с первой волной наши иерархи явно не справились. Это именно тот случай, когда мирская логика пересилила духовное рассуждение, и на наших глазах Церковь превратилась в организацию чисто светского порядка, в «учреждение». Закономерно последовавшая и стремительно нараставшая напряженность между священноначалием и паствой усугубила существующие внутрицерковные проблемы. Понятно, что патриархия не хотела «ругаться» с властями и предпочла уступить, проявила смирение… А в итоге, что вышло, то вышло. И как же было больно нам, верующим, когда мы поняли, что беззащитны. Когда на Пасху многие оказались за железными заборами церквей… Нет, Христос и тогда был посреди нас, и ликовала душа, но неизбежно думалось о судах Господних и о том, как, должно быть, многое спросится с тех, кому дана власть над народом Божиим.
Ну что же, с первой волной наши иерархи не справились… Со второй, верим - справятся.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
5.
4. Ответ на 1, Дмитрий:
3. Ответ на 1, Дмитрий:
2. Ответ на 1, Дмитрий:
1. Мария,
не открытые храмы почему-то вызывают у некоторых какое-то особенное раздражение.
, а то что зачастую люди, в них находящиеся, демонстративно попирают предписания священноначалия и градоначалия, отказываясь от ношения масок.Пока пастыри не начнут перед каждым богослужением "не благословлять" нахождение в храме без масок, ничего не изменится.