Российское медиапространство – радио, ТВ, интернет – сейчас заполнено репортажами о ходе выборов в Соединенных Штатах Америки, на фоне которых все остальные события жития нашего кажутся «белым шумом», т.е. событиями, не имеющими такой уж большой значимости.
Вспоминается шекспировское: «Что вам Гекуба и что вы - Гекубе».
И, все-таки… США — это «такая страна, которая обладает ядерным оружием». Понятно, что такая мысль подсознательно присутствует в каждом из нас, простых гражданах Российской Федерации, как «компонента» инстинкта самосохранения.
По внешним признакам кандидат от республиканцев выглядит более жизнерадостным и более «живым», чем «мертвым»; чего не скажешь о его конкуренте от демократической партии. Но по здравом размышлении приходишь к выводу, что не стоит таких «публицистических страстей» эта президентская гонка, поскольку в нюансах ее и разновекторных личных пристрастиях ее интересантов – разобраться не представляется возможным.
Но… «В мiре ничего случайного не бывает!»
Это, во-первых!
Во-вторых, что касается наличия у «сверхдержавы» США ядерного оружия: «Нет такого зла, которое, будучи попущено Богом, не обернулось бы благом». Это высказывание, в той или иной форме присутствующее в нашем экзистенциальном пространстве и высказанное в то или иное время многими духовидными старцами и православными подвижниками благочестия, часто недооценивается и замалчивается средствами массовой информации. И поэтому, подсознательно, народ как бы «обезоруживается», не чувствует Божественной Защиты, в то время, как высказанные эти два постулата – два утверждения Божественного Догмата – являются несомненным орудием Защиты Божественного Промысла.
Если бы «зло», производимое бесами и демонами Невидимого мира, не имело границ, то одного «движения когтя» начальника этих темных сил хватило бы на то, чтобы «уничтожить все человечество», как утверждают святые подвижники.
Но, в нашем мiре присутствует только то зло, которое попускается Господом нашим, Богом Всевышним, безграничное влияние Которого распространяется не только на всю вселенную или, в частности, на человеческие цивилизации, но и на каждого человека – в отдельности.
В свое время автор этих строк искал на эту тему какие-то аналогии, и наиболее приемлемой – хотя, конечно-же, и примитивной - явилась следующая.
«Наши жизни и судьбы - "разноцветные проволочки"» (из книги автора «Власть, проси мудрости у Бога…»). «В середине двадцатого века в Москве да и в других городах России среди «линейных» работников, обслуживающих телефонные линии и станции, существовала такая профессия, как «симметрировщик». При протяжке по городу, под землей толстых многоканальных телефонных кабелей в свинцовой оболочке, такой работник с помощниками и с аппаратурой влезал в телефонный колодец, внутри которого торчали два обрезанных конца телефонного кабеля; которые нужно было соединить и из которых торчали «букеты» медных проволочек в разноцветных бумажных оплетках.
Эти проволочки перед спайкой следовало обычной скруткой соединить между собой, но так, чтобы электрическая емкость между любой скруткой и свинцовой оболочкой составляла среднюю минимальную постоянную величину - минимальную, дающую наилучшие результаты для прохождения телефонных сообщений без искажений по этому кабелю. Ясно, что проволочку с маленькой емкостью симметрировщику приходилось соединять с проволочкой с большой емкостью, проволочку с большой емкостью - с проволочкой с маленькой емкостью, ну а проволочку чуть меньше средней емкости – с проволочкой чуть больше средней и т.д. Следует здесь же заметить - это существенно для нашей аналогии - что проволочки, будучи соединенными (скрученными), также в емкостном плане влияют друг на друга.
Поток человеческой истории можно представить такими вот «разноцветными проволочками» – нашими судьбами, событиями, которые каждые мгновения нашей жизни соединяет Великий Творец - Вседержитель, Всесовершеннейший Автор человеческой истории – с другими судьбами, другими жизнями наших близких и не близких людей – человеков, «составляющих» Ветхого Адама, стремящегося стать Новым Адамом.
Миллионы и миллионы наших жизней, судеб, событий - «разноцветных проволочек» - составляющих семьи, общины, поселки, города и государства; подчиняясь законам «линейного» времени, заданных Творцом, сосуществуют, соприкасаются, сталкиваются, расходятся, одним словом взаимодействуют между собой, часто не замечая, что не хаотичное «броуновское движение» определяет траектории этого движения, а Чья-то Воля, являющаяся Источником жизни, любви и доверия к человеку; или поощряющая и одобряющая вехи его жизненного пути, или попускающая и не препятствующая проявлению в нем недоброй воли, самомнения и гордости.
Отсюда понятно, что «драйверами» («двигателями») человеческой истории являются: «действия и акты генерации» добра человеком, существующим по благодати Божией, «определенными» действиями человека по Божьей Воле, «действия и акты генерации» зла по попущению Божьему – и все это «суммируется» («оптимизируется») к «ныне существующему моменту» с «максимизацией» добра и блага и – «минимизацией» зла.
И все это совершается «в рамках» сохранения за человеком - свободы воли.
Мы не можем знать Промысла Божьего – это не в наших слабых силах. Но мы знаем, что для Сил Небесных именно свободная человеческая воля является неотъемлемой и основополагающей средой, в которой Пресвятая Троица Нераздельная творит человеческую историю. От человека требуется лишь рассмотреть и увидеть неслучайность нашего «случайного» мира; событий, происходящих с нами, заботу Творца о своих чадах, Его любовь и внимание, без которых мы сразу же и прекратили бы свое существование.
Святоотеческие писания, имеющие своей целью передать нам накопленный духовный опыт наших святых отцов, предостеречь от опрометчивых и недостойных поступков, от неправильного образа жизни, позволяют нам составить определенное представление о «механизме» проявления Божьей Воли (да простит мне, Господь такое сравнение), не умаляющей в Своих действиях кажущейся «случайности» окружающего нас мира.
В одном из святоотеческих источников рассказывается о двух благочестивых братьях – священниках, один из которых в письме к брату выражал свои опасения по поводу неготовности к своей - ежели случится – безвременной кончине. Более умудренный и духовно более провидящий брат так утешал и успокаивал вопрошающего: «Брат, живи спокойно; Господь никогда не прерывает земного пути христианина, доколе не усовершит душу его…».
Житейское море со своими волнами добра и зла обтачивает душу подвижника до состояния высокого духовного совершенства, воздействуя на него и благодатными течениями, и ветрами, и злыми штормовыми искушениями. Человеку лишь надо, подобно подсолнуху (иллиотропион), поворачивающемуся всегда к солнцу, даже если оно зашло за тучи, следовать Божьей Воле.
Поскольку Он — Источник этих благодатных ветров и течений. И Он же попускает злые штормовые искушения…
Бог ведет нас, и хороших и плохих, к Светлому Пути Вечной Жизни. Только одни идут с Ним, другие Ему противятся…
Да, конечно, нам, современникам начала XXI века, невозможно даже и близко стать около таких подвижников благочестия, какие были в православной России, ну, например, XIII-XIX столетия. Кстати, их число всегда составляло очень ничтожный процент от всего населения. Но, их молитвами, правилами общежития, чудесами предвидения и многочисленными исцелениями стояла Русь Святая».
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью…
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист