Новый комфортабельный зал Духовно-просветительского центра Александро-Невской лавры был полон, насколько позволяли нынешние короновирусные условия. Маски на лицах свидетельствовали, в каком «дивном новом мире» мы внезапно очутились. И сразу вспомнились многочисленные вечера памяти нашего досточтимого владыки Иоанна в прежнем Святодуховском корпусе Лавры, когда от переполненности зала «яблоку некуда было упасть».
Организаторами и ведущими вечера, как и ранее, стали главный редактор интернет-портала «Русская народная линия» Анатолий Степанов и директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов. В начале и конце вечера были прочитаны молитвы. Уже традиционно прозвучало очень теплое приветствие от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, которое зачитал председатель Отдела по взаимоотношениям с общественностью Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин… В начале вечера были показаны фрагменты документального фильма о Владыке самарского режиссера Алексея Солоницына, в котором ушедший два года назад из жизни очень известный писатель, член нашего совета «Собора православной интеллигенции» Николай Коняев произносил своё слово о митрополите Иоанне у его могилки на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, где ныне упокоен и сам писатель.
Выступавших было порядка десяти человек (представителей Церкви и православной общественности, почти всем из них посчастливилось общаться с Владыкой), а ещё прозвучало столько же музыкально-артистических номеров. Первым выступил протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, которого митрополит Иоанн рукополагал в диаконы и пресвитеры. В конце своей речи о. Вадим призвал аудиторию читать труды Владыки, молиться о нем и приходить молиться на его могилке в Лавре…
Ещё одной характерной особенностью этого года было то, что наш вечер, длившийся три с половиной часа без перерыва, фактически разделился на две части: «оф-лайн» (традиционно реальную, с непосредственным общением) и он-лайн» (виртуальную, с выступлениями с экрана). Безусловно во всех выступлениях содержались искренняя симпатия, восхищение и высочайшая оценка трудов владыки Иоанна, особенно его всего лишь пятилетней (1990-1995 гг.) деятельности в качестве митрополита Санкт-Петербургского (в начале Ленинградского, до переименования города в 1991 г.) и Ладожского. Остановлюсь только на тех высказываниях выступавших, которые меня так или иначе удивили, вызвали понимание и солидарность либо скорее озадачили, а также на положениях собственного выступления…
В своей речи православный публицист Николай Симаков совершенно справедливо поставил задачу создания полного жизнеописания земного пути Владыки, ведь «он современный Апостол». Протоиерей Алексий Успенский сравнил значимость деятельности и личности митрополита Иоанна со значимостью патриарха Гермогена и патриарха Тихона, ведь ему пришлось противостоять врагам православия и России в подобное же смутное и роковое время. Известный православный публицист и ныне военный обозреватель интернет-канала «День» Константин Душенов высказал мысль о том, что Владыка прежде всего был любим народом, потому что он сам безмерно любил русский народ и будучи истинно народным крестьянским сыном, давал простым людям смысл их жизни. Однако, нельзя не заметить, что, трактуя слова Апостола Павла, выступающий неадекватно истолковал их, ибо они относились не к земной жизни, а к жизни небесной, где человеческая сущность будет духовной, а не телесной. Московский историк и журналист Леонид Болотин очень уместно вспомнил о важности трудов митрополита Иоанна (Снычёва), посвященных истории Русской Православной Церкви. О своей любви к Владыке очень ярко говорил широко известный певец и бард Геннадий Пономарёв (часто поющий в дуэте со своей женой Жанной Бичевской). Вместе с тем, меня смутило его заявление о песне, которую он посвящает великому святому (?!) русскому императору Павлу Петровичу Первому. У нас всё чаще самостийно та или иная группа людей провозглашает кого-то, обычно монарха, святым. Это явный произвол, причем весьма безосновательный. Тот же Павел I разве не проявил ересь, став великим магистром католического Мальтийского ордена, и была ли его личная жизнь достаточно безгрешной? Вместе с тем, прискорбно, что он стал жертвой злодейского убийства, опять же по причине злосчастного Мальтийского ордена. Этот орден до сих пор соблазняет неустойчивых российских политиков и общественных деятелей своим членством и наградными крестами, о чём неоднократно сообщали наши СМИ.
Почти все выступавшие говорили об их чувстве святости Владыки Иоанна, об исходящей от него благодати, о его праведной аскетической жизни, о подвижничестве, несомненной, присущей ему харизме. Но в тоже время все понимали, что для канонизации даже такой выдающейся и соответствующей, на наш взгляд, всем требованиям, личности, необходима специальная особая процедура, существующая в Русской Православной Церкви. А я сразу вспомнил о судьбе ещё одного нашего достойного кандидата - юного воина Евгения Родионова. Тем не менее, православная общественность должна не самостийствовать, а проявлять общественную волю в своих требованиях, добиваясь правды-истины и справедливости.
В этот день, 2-го ноября 2020 года, я испытывал какое-то особое волнение. Сидя в зале, нацарапал нечто вроде тезисов, но волнение не оставляло меня. И это, несмотря на более, чем пятидесятилетний опыт лекций в различных университетах страны, выступлений и докладов на различных научных конференциях, в том числе за рубежом. Но дело в том, что и для меня митрополит Иоанн был очень значимой личностью. В начале 1990-х я был членом епархиальной Комиссии по восстановлению прав РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ под руководством Владыки и епископа Симона и имел возможность увидеть, как он общается с людьми. Именно тогда я с сотрудниками провел первое в истории Епархии и города настоящее социологическое исследование религиозности петербуржцев (было опрошено 1100 человек от 18 лет). И в этом была непосредственная заслуга митрополита, выделившего средства на исследование. После него епархия, к сожалению, никогда не интересовалась подобными исследованиями. Нельзя не вспомнить и о активном участии Владыки в основании Петровской академии наук и искусств. И после этого клеветники что-то каркали про невежественность и неграмотность митрополита Иоанна.
В своем выступлении я говорил о том, что возрождение Православия в России началось в 1988 г., в дни празднования 1000-летия Православия на Руси. Мне думается, я не случайно оказался тогда в Киеве. А потом опросы сотрудников НИИ комплексных социальных исследований, которыми я руководил, показали стремительный рост религиозности в Петербурге. Если в 1992 г. верующих в городе было 28%, то в последний год жизни митрополита Иоанна (1995 г.) в Санкт-Петербурге верующих было 61%, причем православными себя считали 57,5% населения (таков удивительный результат его деятельности в городе - «окне в Европу», который никогда не отличался особой православностью). После смерти Владыки число православных в городе стало снижаться. Несмотря на всю нищету и криминальность начала 1990-х годов, многие из нас надеялись на мощное возрождение Православия в России, а значит, и на позитивное преображение страны. Владыка вдохновлял нас. Возникали общественные православные организации, в которые прежде всего входила интеллигенция и студенческая молодежь. Русской Православной Церкви возвращали, принадлежащие ей до революции, храмовые здания и помещения. Расширялась учебная подготовка священства. Но одновременно в город зачастили различные зарубежные протестантские и сектантские посланцы и проповедники, выступавшие даже на стадионах. И здесь Владыка Иоанн сыграл свою позитивную патриотическую роль. Да, это он во весь голос заговорил о русском народе и его судьбе, о православности как важнейшем качестве русского человека.
Но после смерти народного митрополита, после ухода подобных ему православных подвижников старцев Иоанна (Крестьянкина) и Николая Гурьянова, народ наш как бы осиротел и всё более стал подпадать под разлагающее влияние культа мамоны и рекламной манипуляции общества потребления, которое упорно строилось либералами-западниками во власти и бизнесменами-олигархами. Даже в церковных кругах произошел крен в сторону стяжательства, поэтому икону нестяжателя преподобного Нила Сорского в церковных лавках невозможно найти…
Однако, как мудрый духовный пастырь, митрополит Иоанн видел и недостатки русских людей, особенно он отметил порок, названный им «бесом разъединения», который обязательно необходимо преодолеть, иначе ничего в России хорошего создать не удастся. Об этом в частности вспоминает главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Печерский (Берег России. 2018. №2, стр. 25). И действительно до сих пор не утихают конфликты между «белыми» и «красными», «почвенниками» и «западниками». Даже, казалось бы, вполне совместимые общественные движения, организации патриотичных православных русских людей начинают раскалываться из-за борьбы за лидерство, гордыни, элементарной зависти и соответствующего интриганства. В общем, если мы не научимся соблюдать известную христианскую заповедь «возлюби ближнего, как самого себя», не обратимся к исполнению этических правил взаимоуважения и признания собственного достоинства и достоинства и талантов своих друзей и коллег, мы будем жить враждующими кланами, а страна не освободится от зарубежной зависимости. Призываю русских людей возлюбить друг друга. А академик Петровской академии наук и искусств Никита Поздняков обращает наше внимание на то, что у нас ещё есть православные подвижники, например, до самого последнего времени с нами был отец Дмитрий Смирнов, с нами остаются митрополит Вениамин (Пушкарь) и митрополит Тихон (Шевкунов), знает он и о других… Всё это так, дорогие братья и сестры, но в зале не видно молодых лиц…
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга»
Фото Николая Астафьева
Анатолий Степанов и Сергей Астахов
Протоиерей Александр Пелин
Протоиерей Вадим Буренин
Детский хор
Аудитория
Борис Дверницкий