Народный пастырь Иоанн (Снычёв) и «бес разъединения»

Размышления на вечере памяти Владыки

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн 
0
1498
Время на чтение 9 минут

Новый комфортабельный зал Духовно-просветительского центра Александро-Невской лавры был полон, насколько позволяли нынешние короновирусные условия. Маски на лицах свидетельствовали, в каком «дивном новом мире» мы внезапно очутились. И сразу вспомнились многочисленные вечера памяти нашего досточтимого владыки Иоанна в прежнем Святодуховском корпусе Лавры, когда от переполненности зала «яблоку некуда было упасть».

Организаторами и ведущими вечера, как и ранее, стали главный редактор интернет-портала «Русская народная линия» Анатолий Степанов и директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов. В начале и конце вечера были прочитаны молитвы. Уже традиционно прозвучало очень теплое приветствие от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, которое зачитал председатель Отдела по взаимоотношениям с общественностью Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин… В начале вечера были показаны фрагменты документального фильма о Владыке самарского режиссера Алексея Солоницына, в котором ушедший два года назад из жизни очень известный писатель, член нашего совета «Собора православной интеллигенции» Николай Коняев произносил своё слово о митрополите Иоанне у его могилки на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, где ныне упокоен и сам писатель.

Выступавших было порядка десяти человек (представителей Церкви и православной общественности, почти всем из них посчастливилось общаться с Владыкой), а ещё прозвучало столько же музыкально-артистических номеров. Первым выступил протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, которого митрополит Иоанн рукополагал в диаконы и пресвитеры. В конце своей речи о. Вадим призвал аудиторию читать труды Владыки, молиться о нем и приходить молиться на его могилке в Лавре

Ещё одной характерной особенностью этого года было то, что наш вечер, длившийся три с половиной часа без перерыва, фактически разделился на две части: «оф-лайн» (традиционно реальную, с непосредственным общением) и он-лайн» (виртуальную, с выступлениями с экрана). Безусловно во всех выступлениях содержались искренняя симпатия, восхищение и высочайшая оценка трудов владыки Иоанна, особенно его всего лишь пятилетней (1990-1995 гг.) деятельности в качестве митрополита Санкт-Петербургского (в начале Ленинградского, до переименования города в 1991 г.) и Ладожского. Остановлюсь только на тех высказываниях выступавших, которые меня так или иначе удивили, вызвали понимание и солидарность либо скорее озадачили, а также на положениях собственного выступления…

В своей речи православный публицист Николай Симаков совершенно справедливо поставил задачу создания полного жизнеописания земного пути Владыки, ведь «он современный Апостол». Протоиерей Алексий Успенский сравнил значимость деятельности и личности митрополита Иоанна со значимостью патриарха Гермогена и патриарха Тихона, ведь ему пришлось противостоять врагам православия и России в подобное же смутное и роковое время. Известный православный публицист и ныне военный обозреватель интернет-канала «День» Константин Душенов высказал мысль о том, что Владыка прежде всего был любим народом, потому что он сам безмерно любил русский народ и будучи истинно народным крестьянским сыном, давал простым людям смысл их жизни. Однако, нельзя не заметить, что, трактуя слова Апостола Павла, выступающий неадекватно истолковал их, ибо они относились не к земной жизни, а к жизни небесной, где человеческая сущность будет духовной, а не телесной. Московский историк и журналист Леонид Болотин очень уместно вспомнил о важности трудов митрополита Иоанна (Снычёва), посвященных истории Русской Православной Церкви. О своей любви к Владыке очень ярко говорил широко известный певец и бард Геннадий Пономарёв (часто поющий в дуэте со своей женой Жанной Бичевской). Вместе с тем, меня смутило его заявление о песне, которую он посвящает великому святому (?!) русскому императору Павлу Петровичу Первому. У нас всё чаще самостийно та или иная группа людей провозглашает кого-то, обычно монарха, святым. Это явный произвол, причем весьма безосновательный. Тот же Павел I разве не проявил ересь, став великим магистром католического Мальтийского ордена, и была ли его личная жизнь достаточно безгрешной? Вместе с тем, прискорбно, что он стал жертвой злодейского убийства, опять же по причине злосчастного Мальтийского ордена. Этот орден до сих пор соблазняет неустойчивых российских политиков и общественных деятелей своим членством и наградными крестами, о чём неоднократно сообщали наши СМИ.

Почти все выступавшие говорили об их чувстве святости Владыки Иоанна, об исходящей от него благодати, о его праведной аскетической жизни, о подвижничестве, несомненной, присущей ему харизме. Но в тоже время все понимали, что для канонизации даже такой выдающейся и соответствующей, на наш взгляд, всем требованиям, личности, необходима специальная особая процедура, существующая в Русской Православной Церкви. А я сразу вспомнил о судьбе ещё одного нашего достойного кандидата - юного воина Евгения Родионова. Тем не менее, православная общественность должна не самостийствовать, а проявлять общественную волю в своих требованиях, добиваясь правды-истины и справедливости.

В этот день, 2-го ноября 2020 года, я испытывал какое-то особое волнение. Сидя в зале, нацарапал нечто вроде тезисов, но волнение не оставляло меня. И это, несмотря на более, чем пятидесятилетний опыт лекций в различных университетах страны, выступлений и докладов на различных научных конференциях, в том числе за рубежом. Но дело в том, что и для меня митрополит Иоанн был очень значимой личностью. В начале 1990-х я был членом епархиальной Комиссии по восстановлению прав РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ под руководством Владыки и епископа Симона и имел возможность увидеть, как он общается с людьми. Именно тогда я с сотрудниками провел первое в истории Епархии и города настоящее социологическое исследование религиозности петербуржцев (было опрошено 1100 человек от 18 лет). И в этом была непосредственная заслуга митрополита, выделившего средства на исследование. После него епархия, к сожалению, никогда не интересовалась подобными исследованиями. Нельзя не вспомнить и о активном участии Владыки в основании Петровской академии наук и искусств. И после этого клеветники что-то каркали про невежественность и неграмотность митрополита Иоанна.

В своем выступлении я говорил о том, что возрождение Православия в России началось в 1988 г., в дни празднования 1000-летия Православия на Руси. Мне думается, я не случайно оказался тогда в Киеве. А потом опросы сотрудников НИИ комплексных социальных исследований, которыми я руководил, показали стремительный рост религиозности в Петербурге. Если в 1992 г. верующих в городе было 28%, то в последний год жизни митрополита Иоанна (1995 г.) в Санкт-Петербурге верующих было 61%, причем православными себя считали 57,5% населения (таков удивительный результат его деятельности в городе - «окне в Европу», который никогда не отличался особой православностью). После смерти Владыки число православных в городе стало снижаться. Несмотря на всю нищету и криминальность начала 1990-х годов, многие из нас надеялись на мощное возрождение Православия в России, а значит, и на позитивное преображение страны. Владыка вдохновлял нас. Возникали общественные православные организации, в которые прежде всего входила интеллигенция и студенческая молодежь. Русской Православной Церкви возвращали, принадлежащие ей до революции, храмовые здания и помещения. Расширялась учебная подготовка священства. Но одновременно в город зачастили различные зарубежные протестантские и сектантские посланцы и проповедники, выступавшие даже на стадионах. И здесь Владыка Иоанн сыграл свою позитивную патриотическую роль. Да, это он во весь голос заговорил о русском народе и его судьбе, о православности как важнейшем качестве русского человека.

Но после смерти народного митрополита, после ухода подобных ему православных подвижников старцев Иоанна (Крестьянкина) и Николая Гурьянова, народ наш как бы осиротел и всё более стал подпадать под разлагающее влияние культа мамоны и рекламной манипуляции общества потребления, которое упорно строилось либералами-западниками во власти и бизнесменами-олигархами. Даже в церковных кругах произошел крен в сторону стяжательства, поэтому икону нестяжателя преподобного Нила Сорского в церковных лавках невозможно найти

Однако, как мудрый духовный пастырь, митрополит Иоанн видел и недостатки русских людей, особенно он отметил порок, названный им «бесом разъединения», который обязательно необходимо преодолеть, иначе ничего в России хорошего создать не удастся. Об этом в частности вспоминает главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Печерский (Берег России. 2018. №2, стр. 25). И действительно до сих пор не утихают конфликты между «белыми» и «красными», «почвенниками» и «западниками». Даже, казалось бы, вполне совместимые общественные движения, организации патриотичных православных русских людей начинают раскалываться из-за борьбы за лидерство, гордыни, элементарной зависти и соответствующего интриганства. В общем, если мы не научимся соблюдать известную христианскую заповедь «возлюби ближнего, как самого себя», не обратимся к исполнению этических правил взаимоуважения и признания собственного достоинства и достоинства и талантов своих друзей и коллег, мы будем жить враждующими кланами, а страна не освободится от зарубежной зависимости. Призываю русских людей возлюбить друг друга. А академик Петровской академии наук и искусств Никита Поздняков обращает наше внимание на то, что у нас ещё есть православные подвижники, например, до самого последнего времени с нами был отец Дмитрий Смирнов, с нами остаются митрополит Вениамин (Пушкарь) и митрополит Тихон (Шевкунов), знает он и о других… Всё это так, дорогие братья и сестры, но в зале не видно молодых лиц…

Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга»

Фото Николая Астафьева

 

Анатолий Степанов и Сергей Астахов

Протоиерей Александр Пелин

Протоиерей Вадим Буренин

Детский хор

Аудитория

Борис Дверницкий

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Евгеньевич Семенов
Культурный фронт России: духовно-нравственная мобилизация
Об угнетении русской культуры в российских СМИ
17.09.2024
«Один из самых лучших лидеров во всех странах мира»
Социологический комментарий к завершившимся выборам Президента России
22.03.2024
Война, Ленинград и цена Победы
Посвящается моему отцу
23.01.2024
Рост спроса на психологов – это SOS наших душ!
О причинах психологического бума
23.11.2023
Все статьи Валентин Евгеньевич Семенов
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
«Владыка стал для нас духовным мобилизующим центром»
Сегодня нам не хватает такого духовного лидера, как митрополит Иоанн (Снычёв)
02.11.2024
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и путешественника Н.М.Пржевальского
02.11.2024
Верую: воскреснет и Русь!
Пасхальное послание 1993 года
11.05.2024
«Основы российской государственности»: что это?
Тревожные размышления о перспективах воспитательного курса в вузах
07.05.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Дракон глобализма смертельно ранен, но всё ещё жив»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
12.12.2024 20:29
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.12.2024 19:39
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.12.2024 19:33
Сирия: уроки падения государственности
Новый комментарий от ipopov
12.12.2024 19:29
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.12.2024 19:22
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
12.12.2024 19:07
На Дону казаки присмотрят за цыганами
Новый комментарий от Русский Иван
12.12.2024 19:00