Утром 30 октября 2020 года, когда Православная Церковь празднует день прмч. Андрея Критского и иконы Божией Матери «Избавительница», отошёл ко Господу Хранитель Печского престола митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович). Вот и ещё один истинный пастырь Христов ушёл от нас в Царствие Небесное. Какая череда истинных Божиих служителей уходят от нас один за другим!
- духовник Свято-Данилова монастыря архимандрит Даниил (Воронин)
- игумен Герман (Чесноков)
- протоиерей Всеволод Чаплин
- протоиерей Александр Шумский
- протоиерей Димитрий Смирнов
- архидиакон Илиодор (Гариянц)
- митрополит Амфилохий (Радович)
Последнего я знал очень близко. Он даже был мне дальним родственником. Во всяком случае сам он звал меня «Леонид» или «наш СимОнович». Сколько удивительных бесед провели мы с ним, сколько знаний о Сербии и Черногории передал он мне. И воистину он был мне и пастырем, и духовным отцом, и просто отцом, и даже, как это ни странно звучит, – другом. Причём не в том личном значении этого слова, а в том значении, в каком он был другом всем Сербам, Черногорцам и Русским. Удивительной была его простота. Человек, учившийся в 7 университетах, свободно говоривший на 5 языках, прекрасно знавший древнегреческий, церковно-славянский и латынь, замечательно писавший и говоривший, в обычном общении был на удивление прост, открыт и доходчив.
Интересно, что в голове у него всегда неотступно стояли те или иные возможности перевода слов с одного языка на другой. Как-то в храме, проходя мимо меня, он вдруг как бы сам с собой произнёс:
- Стягоносцы!...
- Да, так можно перевести! - догадался я, что речь идёт о русском слове «Хоругвеносцы».
- Можно! – живо и как-то обрадованно подхватил он.
То есть он постоянно искал древние эквиваленты славянских слов. Ибо в современном сербском языке «Хоругвеносцы» будут звучат как «Барjяктаре» или «Репидоносацы». Но общий древний для всех славян корень «стяг» тут, конечно, более торжественен и сакрален, и более отвечает смыслу древнерусского слова «хоругвь».
Кроме этого, помимо древних смыслов владыка заправски играл на сербском народном инструменте гусли, и пел под их захватывающий звук современный эпос, который ничуть не изменился за последние 500 лет.
Народ, Сербы и Черногорцы, всей душой его любил за это удивительное сочетание сильной и непоколебимой веры в Бога, огромную любовь к Родине, мужественный твёрдый характер и… за эту его, всем открытую родную простоту, за которой чувствовалось любящее, отеческое сердце.
В последние годы владыка Амфилохий одержал мощнейшую духовно-политическую победу, когда правительство Миле Джукановича хотело передать всё имущество Свято-Саввской Сербской Церкви искусственно созданной Национальной Церкви Черногории. Но народ во главе с Владыкой поднялся за свои великие святыни, за Цетинский монастырь, за Острог, за Горнюю и Дольнюю Морачу, за всю свою сербско-черногорскую историю, за Лазаря князя, за Милоша Обилича, за Негоша, за… Господа Бога нашего Иисуса Христа. На улицы вышли сотни тысяч человек. И победили. Джуканович проиграл выборы. И всем этим, не побоюсь этого слова, «народно-православным устанком (восстанием)» руководил религиозный вождь народа митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий…
Владыка, дорогой, помолись у Престола Господа за нас грешных. За Черногорию, Сербию и Россию. За Черногорцев, Сербов и Русских.
А мы, Хоругвеносцы, и дальше будем исполнять завет данного тобою нам гордого имени «Стягоносцы»…
Леонид Донатович СимОнович-Никшич, глава Союза Православных Хоругвеносцев, предводитель Сербско-Черногорского Савеза Православних Барjяктара, представитель древнего Ордена Побеждённого дракона Св.Георгия Победоносца