В домике творчества писателя
17 сентября исполняется пять лет со дня кончины Александра Григорьевича Ракова - бессменного редактора известной газеты «Православный Санкт-Петербург», отметившей в апреле этого года, уже без него, свое тридцатилетие.
Ко дню памяти републикуем заметки корреспондента РНЛ о путешествии в домик творчества писателя и редактора - в его последнее любимое детище. Этот рассказ был написан и опубликован к 70-летнему юбилею Александра Ракова. Меньше, чем через год его не стало...
Упокой, Господи, приснопоминаемого раба Своего Александра и прости ему прегрешения вольные и невольные... Вечная память!
Маршрут нашего виртуального путешествия, дорогой читатель, лежит к живописной деревеньке Коккорево на берегу Ладожского озера. А наша цель - уютный домик творчества, как называет его хозяин, но не будет ошибкой сказать о своеобразном музее. Уникальность его состоит в том, что создавался он не профессиональными музейными работниками, а самим героем и посвящен жизни и творчеству главного редактора всероссийской газеты «Православный Санкт-Петербург» Александра Григорьевича Ракова, табличка на входе так и гласит: «Домик творчества Александра Ракова».
***
Очевидно, что на примере деятельности Александра Григорьевича, которую иллюстрируют предметы экспозиции, мы знакомимся с работой советского и российского журналиста, писателя с 1980-х годов до нашего времени. Для кого-то это уже давно канувшая в лету история, для других - воспоминания о собственной жизни. В любом случае ценность и важность данной экспозиции трудно переоценить.
Открывается этот домашний музей предметами, связанными с началом трудовой деятельности Александра Ракова в качестве корреспондента многотиражных газет. Тут и галерея корреспондентских удостоверений, и собрание различных модификаций диктофонов, фотоаппаратов, телефонов, конечно, коллекция ручек (как ни вспомнить классическое «с «лейкой» и блокнотом...»), всего не перечислить.
Но охват экспозиции, составленной Александром Григорьевичем, шире. Она рассказывает об истории нашей страны и об истории его семьи, а также иллюстрирует события, участником которых он был или те, что освящал в своих репортажах.
Характерно, что на стенах этого домашнего музея соседствуют грамоты с профилем Ильича и иконописные лики святых. Как в нашей жизни... Но со смирением принимать разные страницы истории Отечества нам еще учиться и учиться...
Можем мы увидеть здесь витрину, демонстрирующую эволюцию денежных купюр, продовольственные талоны, лотерейные билеты, коллекции монет, значков, - различные, в том числе и бытовые вехи нашей истории.
Немало материалов экспозиции посвящено истории Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда. Это и понятно, ведь родители Александра - писатель, офицер-фронтовик Григорий Иванович Раков и блокадница Вера Григорьевна Сироткина. Трогательна история их встречи и любви. Они познакомились совсем юными в Хибинах. Листая книгу Г.Ракова «Хибинские клады», читаем дарственную надпись: «Самый дорогой для меня хибинский клад - ты, моя любимая страница жизни. Хибины соединили нас на всю жизнь... Дарю тебе, Вера, эту книгу, которая воскресит в нашей памяти дни нашей юности. 15. 01. 77. Г.Р.»
Увидим мы и письма с фронта. «Дорогой и любимой девочке, моей жене Верочке на память от Гриши. Верочка, получил твое сердитое письмо. Наверное, и теперь сердишься. Маленькая, я умру без тебя, даже не сомневайся. Береги сынулю. Не волнуйся, если не будет писем. Пока все благополучно. Не вспоминай плохим твоего мужа. Он всегда любил тебя. Крепко, крепко, тысячу раз целую тебя. Твой Гриша. Береги себя и сынка моего».
...Нечастый для нашего времени пример, когда институт семьи нередко называют устаревшим, а многолетние супружеские союзы встречаются реже и реже. Понятно, что путь был непрост и хватало скорбей, но Раковы прожили всю жизнь, воспитав двух сыновей, писателя и ученого.
«Если бы время повернулось вспять, сейчас я не отходил бы от отца, впитывая каждую его мысль...», - делится Александр Григорьевич. Убедиться в том, что это был прекрасно образованный человек выдающегося ума, глубокий знаток слова и писательского труда, можем и мы, знакомясь с цитатами Г.И.Ракова.
«И тебе я говорю: если хочешь результата, упорно и неустанно работай. Я всегда повторяю правильный афоризм: гений - это работоспособность. Чем лучше творение, тем больше в него вложено труда даже у одаренных людей. И еще один закон у всех творцов: чем старше и искуснее они становятся, тем строже подходят к опубликованию (Чехов, Пушкин, сокративший несколько глав написанных «Евгения Онегина», Гоголь и многие другие».
«На всю жизнь возьми себе на вооружение девиз Чехова: «Работать нужно для вечности». Никогда не нужно терять перспектив и ни на минуту не останавливать движение вперед: остановка на подъеме означает сползание вниз...»
А вот письмо мамы сыну: «Саша, тебе было дано все, ты был счастливым ребенком, и от большого счастья ты все время усложнял себе жизнь. Теперь ты взрослый мужчина, знаток и ценитель литературы. С малых лет ты рос среди книг. Несомненно, любовь к книгам привил тебе отец... Да, Саша, всегда так получается, когда мне особенно трудно, тебя нет около меня. Но я не сержусь, только бы у тебя все было в порядке, только бы ты не потерял Леру! Ой, как трудно одному! Приятно сознавать, что ты кому-то нужен. Ну, сын, где наша не пропадала! Целую, твоя мама».
Александр Григорьевич делится сокровенным: «Я очень виноват перед родителями, принес им много горя. Очень переживаю об этом и посильно молясь, стараюсь облегчить их загробную участь. Батюшка Иоанн Миронов говорит, что это понемногу удается».
В этом домике творчества множество ценных автографов: митрополита Иоанна (Снычева), Льва Ошанина, дружившего с Григорием Раковым с молодости, Глеба Горбовского, Станислава Куняева, Юрия Бондарева, Владимира Крупина...
Конечно, в доме писателя все связано с литературой. Кроме библиотеки, здесь расположены бюсты, портреты писателей, классиков и современников. Фотографии, запечатлевшие встречи прозаиков и поэтов, общение хозяина дома с литераторами.
Подходим к уголку, посвященному митрополиту Иоанну (Снычеву), вклад которого в становление газеты «Православный Санкт-Петербург», главного детища хозяина, трудно переоценить. Александр Григорьевич вспоминает: «Теперь я понимаю, что владыка Иоанн увидел во мне человека, пусть еще малоцерковного, не разбирающегося толком в Православии, но того, кто сумеет преодолеть все препоны, обойдет преграды и добьётся издания в Петербурге православной газеты. Владыка отправил меня в первый раз в Иерусалим в 1995 году. Это было величайшее событие для меня. Пережил там столько чудес, никогда в жизни ничего подобного не испытывал. Что-то в душе произошло, усилилась и укрепилась вера.
Я звонил ему по любым вопросам, спрашивал всякую ерунду, пытался брать нелепые интервью, но он был настолько жалостливым что ли... Помню, однажды записывал с ним беседу, а сам и с диктофоном-то не умел тогда толком обращаться. Закончили разговор, смотрю, а ничего и не записалось! И владыка второй раз все терпеливо для меня повторил...»
Обязательно привлечет внимание гостей большой портрет доброго пастыря, батюшки Иоанна Миронова напротив входа на второй этаж домика. «С батюшкой мы познакомились в 1997 году, - рассказывает Александр Григорьевич. Я уже слышал о нем, и однажды мы поехали в Екатерининский храм в Мурино, где он тогда служил, поговорили, я исповедовался, о.Иоанн благословил меня писать книги. Он жил неподалеку от редакции, когда она располагалась на Выборгском шоссе, я пригласил его заходить. Батюшка пришел, и так потихоньку сложились наши отношения. Не знаю, почему он меня выбрал. Благодарю Бога за такого духовника, молитвенника и старца...»
Тут же неподалеку невозможно не увидеть прекрасный портрет солнечно улыбающейся красавицы Валерии Михайловны, супруги хозяина.
«Я был трижды женат, а в 1983 году Господь послал мне Валерию, - говорит Александр Григорьевич. То, что она от Бога, я знаю точно. В свое время просто спасла меня от гибели. А сколько пережила со мной... Она ничего от меня не требует, дает возможность заниматься любимым делом, заботится обо мне».
***
Отвечая на вопрос о том, как возникла идея создания этой своеобразной экспозиции и объясняя концепцию своего домашнего музея, хозяин домика говорит: «Пойми, я всю жизнь занимаюсь этим делом - наглядной агитацией, составлением просветительских материалов. Это моя работа и я владею этими навыками. Подавать материал хронологически, скрупулезно, упорядоченно - это скучно. Мною выделяются яркие моменты, через которые проявляется личность. Чтобы человек, знакомясь с выставкой домика, понимал: и я смогу преодолеть препятствия, достичь своей мечты».
«Как книга пишется - глава за главой, так и в домике тема за темой формируется», - поясняет Александр Григорьевич.
Большое внимание уделяет автор экспозиции оформлению, сопутствующим предметам, стараясь размещать экспонаты оригинальным образом, ища нестандартные подходы к расположению материалов.
Все в этом светлом деревянном доме благоустроено и продумано гостеприимными, хлебосольными хозяевами до мелочей. Во всем чувствуется заботливое внимание к гостям. Какими усилиями и трудами далось это благолепие, можно только догадываться. Зная о больной руке Александра Григорьевича, с которой каждый забиваемый гвоздь становится проблемой, понимаешь, что в этих уютных стенах совершался ежечасно маленький подвиг.
На прощание Александр Григорьевич делится наболевшим: «Само по себе существование независимой православной газеты - это чудо из чудес. Тем более во главе с человеком без специального богословского образования, с непростой биографией...
В этом году вынужден был закрыть дочерние издания, люди плакали. Но поделать ничего невозможно, мы еле-еле набираем деньги сотрудникам на зарплату. Поэтому каждая газета выходит как последняя». Этому дару созидать и жить в полную мощь хочется учиться у Александра Григорьевича.
...Мне пребывание в этом домике творчества принесло свою особую радость, поскольку воскресило в памяти годы работы корреспондентом газеты «Православный Санкт-Петербург» - самое счастливое время в творческой биографии, а сама встреча с Александром Раковым явилась одной из главных в моей жизни. Низкий поклон за все. Ваши уроки всегда со мной, дорогой редактор!
Фото автора
2. А. Д. Степанову
Сильный человек -великодушен и благодарен. Слабый -мелочен и мстит.
Отсюда - награда...
1.
Собирался, слишком долго...
У меня есть несколько книг с авторским посвящением.
Светлый был человек, Александр Григорьевич. Честный. совестливый. Мой друг.