В редакцию «Русской народной линии» поступило Послание митрополита Петрозаводского и Карельского Константина пастырям, диаконам, монашествующим и всей Богоспасаемой пастве по случаю первого празднования Собора новомучеников и исповедников земли Карельской.
«По нашему ходатайству в нынешнем 2020 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл установил отдельный день празднования Собора новомучеников и исповедников Карельских. Отныне этот праздник будет отмечаться в первое воскресенье ноября. Мы будем литургически чтить память только тех одиннадцати святых, имена, даты и подвиг которых засвидетельствованы сохранившимися доступными документами», - говорится в Послании Владыки.
Это:
священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (+ 1937);
священномученик протоиерей Сергий Увицкий (+1932);
священномученик протоиерей Николай Богословский (+1937);
священномученик иерей Василий Надеждин (+ 1930);
священномученик иерей Димитрий Благовещенский (+ 1932);
священномученик иерей Сергий Воскресенский (+1933);
священномученик иерей Михаил Зеленцовский (+ 1937);
священномученик иерей Михаил Никологорский (+ 1938);
мученик Петр Троицкий (+1938);
мученик Иоанн Чернов (+1939);
мученица Вера Самсонова (+1940).
«Специально к сегодняшнему празднику написана нашими иконописцами икона Собора новомучеников и исповедников земли Карельской. Однако, на самом деле карельских новомучеников и исповедников гораздо больше, - отметил Архипастырь. - Полностью история их подвига пока что известна только Самому Господу Богу. Гонения на Русскую Православную Церковь начались сразу же после октябрьской революции. Преследования верующих были целенаправленными, продолжительными и по своей массовости превзошли все предыдущие гонения за всю двухтысячелетнюю историю христианства».
«Богоборческий режим, который захватил власть в октябре 1917 года, делал всё для того, чтобы уничтожить Церковь и носителей благодатного Христова духа, которым на протяжении тысячи лет не только жила и духовно питалась наша Родина, но и выросла от размеров небольшого княжества до одной шестой части суши Земного шара. Репрессии в отношении верующих были жестокими и кровопролитными, потому что власти сделали ставку на полное уничтожение и истребление Церкви. Запредельными по своей бессмысленной жестокости были убийства инокинь и монахов, вся собственность которых состояла из личной одежды. Из адовых бездн исходило такое зло, что пропитанные им гонители буквально сатанели в своей ненависти», - говорится далее в Послании.
Митрополит отметил, что исполнились слова Христовы: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11:24-26).
«Расстрелы ни в чем неповинных монахов начались в начале ноября 1918 года в Александро-Свирском и Яшезерском монастырях Олонецкой епархии. Храмы закрывались под разными предлогами и без предлогов, духовенство ссылали в концлагеря или убивали. В Карелии большинство храмов было разрушено, а в 1936 году взорван кафедральный собор Святого Духа, - напомнил Архипастырь. - Карелия стала настоящим полигоном советской карательной политики, окутанным сетью тюрем и лагерей: Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Сегежский и Кемский лагеря, Медвежья Гора стала центром Белбалтгала и соответственно – ГУЛага, где в тяжком труде и неволе томились многие и многие невинно осужденные люди. Принимая страдания за Христа, новомученики, по слову апостола Павла, горячо верили Богу, ибо: "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: "за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание"" (Рим. 8: 35-36), и теперь они предстоят Престолу Божию и молятся о нас».
«Репрессии против православных священников, монахов и верующих продолжались вплоть до Великой Отечественной войны, к началу которой в Карелии были закрыты и разграблены все шестьсот церквей и все монастыри. До 1918 года в Олонецкой губернии служило 1370 священников. Характеризуя религиозную ситуацию предвоенного периода, нарком внутренних дел Карельской АССР Матузенко в своем докладе на XIV областной партконференции говорил: "Сегодня на территории Карелии остался один поп, да и тот только потому, что болен подагрой и не может ходить. Со всеми остальными попами дело покончено. (Смех в зале)". Смеялись не долго…», - с горечью отметил Владыка.
«Однако, - продолжил Архипастырь, - несмотря на проведение антицерковной государственной политики, власти вынуждены были констатировать, что население Карелии, в основной массе, оставалось религиозным. При подготовке, так называемой, Сталинской Конституции в 1937 году проводилась перепись населения. Больше половины советских людей не побоялись в то страшное время ответить, что верят в Бога. А сколько ещё побоялись и не решились рисковать своим положением и жизнью? Стало понятно, что массовый атеизм в СССР не состоялся, а скорее, стал вынужденной ширмой и в 1942 году власти разрешили праздновать Пасху».
«Победа нашего народа в Великой Отечественной войне против многомиллионных объединенных нацизмом и фашизмом сил Европы доказала, что тысячелетнее русское Православие обладает жизнестойкостью и духовной силой. Когда, казалось, что у нашей Родины, измученной тремя недавними революциями, обескровленной Гражданской войной, голодом, большевистским террором и репрессиями, не было шансов победить, Православная Церковь духовно укрепляла народ в борьбе с дьявольским нашествием оккультного Третьего рейха. Новомученики земли нашея, эти мужественные воины Христовы, пребывающие в любви Божией, стали той духовной стеной, о которую разбились волны человеконенавистнической идеологии нацизма», - говорится в Послании митрополита Константина.
«В сегодняшний день мы, вспоминая трагические события XX века, обращаемся к предстательству прославленных в лике святых новомучеников и исповедников земли Карельской, а также молимся обо всех, кто за правду и веру в тяжелые годы гонений пострадал даже до смерти. Возведение храма "Всех Святых в земле Карельской просиявших" стало бы не только проявлением исторической справедливости, но и реальным выражением нашей веры, надежды и любви, - убеждён Владыка. - Библия обращается к нашей совести: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" (Иаков 2:19,20)».
«Мы верим, что Господь Бог молитвами святых, принявших мучения и гонения за веру Христову, ещё хранит нас, испытует нашу веру и через достойное преодоление трудностей наставляет всех нас, Святую Церковь и Отечество наше на путь духовного возрождения и спасения. Святые новомученики и исповедники земли Карельской, молите Бога о нас!» - заключил митрополит Петрозаводский и Карельский Константин.