В редакцию «Русской народной линии» поступило обращение Церковного Совета Абхазской Православной Церкви (АПЦ) «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь». Документ, также опубликованный на официальном сайте АПЦ, вызван публичным спором между председателем Совета т.н. «Священной митрополии Абхазии» архимандритом Дорофеем (Дбаром) и первым заместителем председателя комитета Государственной Думы делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином Затулиным (подробности спора см. в статье К. Затулина «Кесарю кесарево — ответ Дорофею Дбару»).
Напомним, что т.н. «Священная митрополия Абхазии» создана 15 мая 2011 года. Данное раскольническое образование, не признанное ни одной Поместной Православной Церковью, до сих пор удерживает Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, захваченный раскольниками в том же 2011 года.
17 августа 2020 года президент Абхазии Аслан Бжания встретился с делегацией т.н. «Священной митрополии Абхазии».
Сообщалось, что в сентябре этого года Аслан Бжания посетит захваченный раскольниками Ново-Афонский монастырь. Однако поездка не состоялась.
Предлагаем вниманию читателей полный текст обращения Церковного Совета Абхазской Православной Церкви (АПЦ):
Не прошла и неделя, как минули празднества, посвященные Дню Победы Абхазского народа в войне 1992-1993 гг., как на просторах интернета разразилась горячая дискуссия, затронувшая проблемы в современной истории христианства в Абхазии. Все началось с выступления Константина Федоровича Затулина на К-Ч ТВ, где он затронул вопрос о построении церкви в Абхазии, о захвате Ново-Афонского монастыря и учреждении там митрополии под предводительством отца Дорофея, после чего последовал ответ отца Дорофея в адрес российского политика. Константин Федорович Затулин прежде всего православный христианин.
Новоафонский монастырь юридически и канонически не принадлежит отцу Дорофею (Дбар) и слова Константина Федоровича Затулина, что он вор и рейдер, к сожалению, соответствуют действительности, так как новоафонский монастырь передан Абхазской Православной Церкви, а не «Священной митрополии Абхазии».
В Ново-Афонском монастыре совершается недопустимое священнослужение во главе с запрещенным раскольником, запрещенным Православной Церковью. Майкопская и Адыгейская епархия Московского Патриархата, в которой он рукополагался, за неоднократные канонические отступления от православных канонов запретила отца Дорофея в служении. Он всегда игнорировал и не подчинялся церковным православным правилам, не подчинялся священноначалию церковного совета АПЦ, лично о.Виссариону. Когда отец Виссарион просил его не делать без благословения ничего, он додумался через лукавые силы не подчиняться благодатным силам православного учения. После всего этого он был строго предупрежден, чтобы далее не вел себя так. Но, к великому сожалению, он решил не подчиняться никому, тогда о. Виссарион сказал, что Церковный Совет АПЦ обратится к майкопскому архиерею. Впоследствии также никак не реагировал и на предупреждение архиерея. На протяжении всего этого времени и по сей день запрещенный отец Дорофей за такие действия в Православной Церкви должен быть извергнут из сана. Абхазская Православная Церковь ставила вопрос о его извержении из сана, но по благословению Святейшего Патриарха Кирилла он сказал лично отцу Виссариону: «Вас абхазцев мало священнослужителей, подождите, чтобы отец Дорофей вошел во врата покаяния». И тогда о Виссарион согласился и обратился к о. Дорофею и ко всем, кто участвовал в этом расколе. Даже было написано письмо Патриарху от президента и от отца Виссариона. Святейший дал ответ, чтобы запрещенный отец Дорофей поехал в Майкоп для снятия с него запрещения с соблюдение всех церковных канонов. Прежде всего, необходимо обращение отца Дорофея с покаянием к той Церкви, которая его рукополагала, и он будет прощен. Но, как нам известно, он и здесь слукавил. Потому что тем, кто обращался к президенту и о. Виссариону, он дал им слово, что, как скажет Святейший, так и будет. Но он обманул всех нас. И президента, и тех, кто ходатайствовал за него. Хотя отцом Виссарионом было сказано, что Святейший не против снятия с него запрещения, но необходимо соблюдение канонической процедуры. Запрещенный священнослужитель отец Дорофей относится к себе враждебно, не думая, что может погубить свою душу. Какая польза человеку, тем более монаху, если приобретет весь мир, а душу свою погубит. Отец Дорофей, призадумайся, что ты монах, и не губи свою монашескую душу. Мы за тебя молимся, и хотим к тебе обратиться с евангельскими словами: любите друг друга. Заповедь гласит: «любите врагов своих», а ты не враг. Со слезами покаяния вернись к той Церкви, которая тебя рекомендовала на учебу в Сергиев Посад, и на постриг, и принятия священного сана. Не омрачай все это. Подчинись благодатному учению Православия.
Что же задело Дорофея в выступлении Затулина? Оценка роли России в становлении истории Абхазии, и церкви, в частности. Дорофей отсылает Затулина к своей статье об истории участия императора Александра III в построении монастыря. Ну, хорошо, царь дал 5000р., а остальные средства откуда? Это средства, собранные и русским монастырем на Афоне в Греции, и подворьем Афона в Петербурге, и средства Синода – все средства от России, сам монастырь устроен, в том числе, и для осуществления миссионерской деятельности на той территории и среди того народа, где он построен, то есть, устроение монастыря в Абхазии – великое благо и для Абхазии, и для Абхазского народа. Вся интеллигенция Абхазии выходцы новоафонского училища, где их обучали на абхазском и русском языках.
17.02.1810 г. – император Александр I издал манифест о присоединении Абхазского княжества к Российской империи, что, фактически, прекратило экспансию Османской империи в Абхазии, с чего начинается период развития христианства на Западном Кавказе миссионерами Российской церкви.
Затулин процитировал фразу из фильма «подкидыш» – отсылая к сбору подписей в пользу устроения самостоятельности Церкви в Абхазии, где ответ был возможен лишь один – ответ в силу стилистики постановки вопроса. Отец Дорофей интерпретировал это как оскорбление в адрес народа Абхазии, в чем можно усмотреть явную манипуляцию и провокацию на сознании своих подписчиков, аналогично, в 2011 г. Также была интерпретирована цитата из запрета, «сборище народа», при выборе епископа.
Почему о. Дорофей запрещен? Потому, что вся его деятельность в Абхазии – самочиние, что в церковной практике недопустимо. Собрание в Новом Афоне, не согласовано со священноначалием нашего церковного совета, в 2011 году отец Дорофей приехал из Греции, пропиарив и свой сан архимандрита, и богословские регалии, ткнув в лицо о. Виссариону своим крестом и козырнув докторским званием, которое, кстати, тогда еще не было ему присвоено, пытаясь представить себя в Абхазии церковным духовным лидером. Отвечая Затулину, кстати, отец Дорофей также не забыл перечислить все свои достижения, поправив ошибочно присвоенное Затулиным отцу Виссариону звание протоиерея более скромным иереем.
Вообще, отец Дорофей, когда общается со своими приверженцами, позволяет в свой адрес фамильярность – они не берут у него благословение, могут позволить при богослужении находиться в головном уборе, а тут, вдруг, такая щепетильность, вдруг вспоминается, что он – священник, и требует к себе соответствующего отношения. Запрещение отца Дорофея, после самочинного собрания, которое имело цель заявить о «воле народа», впоследствии, было вызвано пренебрежением данными прещениями и священнодействиями в данном статусе.
Главная же проблема, которая висит над всем нашим обществом, – неприятие о. Дорофеем, хотя он все время это отрицает, российского влияния на культуру, как светской, так и церковной жизни Абхазии.
Зачем-то приведена история с Владиславом Григорьевичем Ардзинба про Бамбору и передачу Ново-Афонского монастыря Русской Православной Церкви. Та встреча с первым президентом Абхазии касалась передачи монастыря не Русской Православной Церкви, а Церкви на территории Абхазии, а цитата про Бамбору вызывает возмущение у тех людей, которые знали лично Владислава Григорьевича, свидетельствующих о том, что такие мысли не были свойственны последнему.
Дорофей (Дбар) критически высказывался в адрес Владислава Ардзынба на своем дне рождении в Благовещенском кафедральном соборе Сухума. Конкретно слова отца Дорофея: что Владислав Григорьевич Ардзынба погубил молодежь абхазскую. Одновременно хотим напомнить отцу Дорофею, что когда отец Виссарион решил отправить их на учебу, он обратился к Сергею Дбар, командующему ВС, он ответил так: Надо им научиться защищать родину. После этих слов о. Виссарион пошел к верховному главнокомандующему абхазской армии Владиславу Григорьевичу Ардзынба, и он согласился. Отец Дорофей, если Владислав Ардзынба хотел погубить, он не отправлял бы вас на учебу. Отец Дорофей, научись благодарить Бога и тех людей, которые помогали тебе и хотят сегодня помочь, только ты один этого не хочешь, откажись от своего тщеславия, тебя никто не выбирал ни накакие должности. Православная Церковь выбирает соборно, никакую митрополию Абхазская Православная Церковь не создавала. Это тоже твое непослушание, для того что быть там первым. Из всей твоей биографии, как ты стал на этот путь духовный, везде прослеживается стремление быть во главе всех церковных дел. Это грубое нарушение всех православных канонов Церкви. Мы тебе хотим напомнить, какие канонические правила ты нарушил, и попытайся их исправлять. Мы тебе поможем, и Бог тебе поможет. Откажись осуждать обидящих тебя, и начни за них молиться, что будет для тебя и окружающих спасительным. На встрече со Святейшим Патриархом Святейший нам ответил так: «мы хотим вам помочь и ничего от вас не хотим, кроме молитвы и совершение литургии, где все православные христиане Абхазии евхаристическим путем становятся участниками жизни вечной». Христос истинный Бог наш, молитвами святого славного и всехвального апостола Симона Кананита просветителя Абхазии и все святых просиявших в земле абхазской.
Правило 10 Святых Апостолов: Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен.
Правило 11 Святых Апостолов: Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молитися будет: да будет извержен и сам.
Правило 12 Святых Апостолов: Аще кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный приятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и приявший и приятый.
Правило 15 Святых Апостолов: Если кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иной отойдет, и совсем переместясь, в другом житии будет без воли епископа своего: таковому повелеваем не служить более, и наипаче, если своего епископа, призывающего его к возвращению, не послушал. Если же останется в сем безчинии: там, как мирянин, в общении да будет.
Правило 28 Святых Апостолов: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явную вину изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного: таковой совсем да отсечется от Церкви.
Правило 32 Святых Апостолов: Если который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но только отлучившим его; разве когда случится умереть епископу отлучившему его.
Правило 81 Святых Апостолов: Говорили мы, что не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неопустительно быть при делах церковных. Или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никто не может двум господам работать, по Господней заповеди.
Правило 2 Антиохийского Собора: Все входящие в церковь, и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отврашающиеся от причащения святые евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имели общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковного: нуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном.
Правило 15 Антиохийского Собора: Аще который епископ, будучи обвиняем в некоторых проступках, судим будет от всех епископов тоя области, и все они согласно произнесут на него единый приговор: таковый другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым.
Правило 105 (118) Карфагенского Собора: Кто быв отлучен от общения церковного в Африке, прокрадется в заморские страны, дабы приняту быти в общение, тот подвергнется извержению из клира.
Считаем своим долгом напомнить, что в 2010 г. именно братья монастыря во главе с о. Андреем Ампар, и явно, не без участия о. Дорофея, писали за спиной о. Виссариона письмо Патриарху Кириллу с предложением отдать Ново-Афонский монастырь под ставропигиальное окормление с условием рукоположения о. Андрея в сан епископа.
Очевидно, что намёк на военную базу в Бамборе, на её положение и влияние в жизни Абхазии – посыл к тому, что это проявление силы и давления на суверенитет Абхазии. Но не будем забывать, что наш суверенитет, в первую очередь, заслуга как нашего народа в борьбе за независимость, так и внешней политики России. Страшно представить, что будет, если Россия отзовет свои решения по независимости и выведет базу из Бамборы.
Отец Дорофей, оправдывая свой статус запрещенного священнослужителя, приводит примеры анафематствования иерархов Грузинской Церкви, прославления святого, который в свое время был неканоничен в своем служении с точки зрения церковного права. Этим он проявляет явный либерализм, оправдывает свое самочиние, не учитывая историю Церкви в рамках Предания Церкви, Вселенских соборов, истории чина Торжества Православия и православной апологетики.
Остается надеяться, что отец Дорофей исполнит на деле свои слова о благотворности подобных дискуссий на пользу себе и окружающим для своего развития и вразумления с последующим покаянием для воссоединения с Церковью Православною.