24 сентября 2020 года произошло одно событие с далеко идущими последствиями. У Сбербанка в очередной раз случился… ребрендинг.
Во-первых, люди сменили логотип. Прекрасный повод спустить несколько ярдов рублей под замену вывески! Во-вторых, прежний фирменный ник «Сбербанк России» лишился корня «банк», а заодно и топонима «Россия». Сбер, просто Сбер.
Банк теперь не банк. Он теперь всё, что с префиксом «сбер-»: СберМаркет, СберАвто, СберЕда, СберЗвук, СберЗдоровье… Сбер отныне позиционирует себя как «экосистему», универсальную платформу, этакий портал в прекрасный дивный мир сберплюшек и сберфинтифлюшек; как интерфейс, связывающий человека (отныне СберКлиента) с внешним миром (отныне СберВселенной). Сберкофейни, Сберкинотеатры, Сбермагниты и Сберклозеты – в такой мир зазывают нас Сберменеджеры с прирученными Сберзвездами. Словно бы споря с поговоркой «В мире не одни двери», Сбер замуровал все двери, оставив одно окошко – «Личный Кабинет».
Не, ну а что? Когда фирма на самоинвестировании (точнее, инвестируется десятками миллионов клиентов, не спрашивая их согласия), она может себе позволить любой каприз. Экономист Михаил Делягин добавляет, что Сбер в свою бытность банком не гнушался «СберМздой», т.е. примитивной спекуляцией: у ЦБ кредитовался по нулевой ставке (т.е. даже ниже ставки рефинансирования!), а впаривал под 10% годовых. Наркобароны мрут от зависти – им такие барыши и не снились.
Устав от подсчёта прибывающих денег, Сбер поставил перед собой амбициозную задачу – монопольный захват рынка цифровых услуг. Агрессивная кампания преследует цель вывести Сбер на уровень монопольного провайдера в России. В частности, не осталась незамеченной «титаномахия» между Сбером и IT-гигантом Яндексом, ознаменовавшаяся полным разрывом бизнес-партнёрства и сменой в Яндекс.Деньги поставщика банковских услуг. Впрочем, Сбер не отказывается от услуг банка – банка биометрических данных, человеческой Бигдаты, которой он будет приторговывать на рынках поведенческой предиктики.
С технологической точки зрения новинки «Сбера» не впечатлили рынок. «Мы всё это уже видели», – заявил Александр Малис, экс-гендиректор Евросети. Префикс «сбер-» становится синонимом вторичности, корпоративной провинциальности, и вместе с тем, корпоративистского пафоса. Говорим «сберпродукт» – подразумеваем «вторсырье».
Увы, всё не так смешно, как кажется состязающимся в острословии блогерам. Сбер вознамерился завладеть нашими умами и нашим будущим – через «портал обучения и развития» СберШкола. Платформа для дистанционного обучения, созданная в тесной «коллаборации» с ВШЭ, будет втюхивать в неокрепшие умы неолиберальное мировоззрение (отягощенное мистическими откровениями индийского йогина Садхгуру). Вопрос на засыпку, кого будет пестовать СберШкола: творческих личностей, патриотов страны или «квалифицированных потребителей», вечных клиентов (читай: рабов) Сбера?
Сбер не скрывает своей бизнес-политики, весьма далёкой от «честной конкуренции». Сбер исповедует коллаборационизм с партнерами и санкционизм с конкурентами. Очевидно, что от клиентов он будет требовать полной лояльности, проводя жёсткую политику социального рейтинга, политику кнута (блокировки) и пряника («спасибо от Сбера»).
Воцарение Сбера не за горами. Следующая полномасштабная экспансия Сбера в наш, еще не везде оцифрованный мир случится очень скоро, во вторую волну «пандемии». А судя по новостям, нагнетающим истерию, коронавирус на пороге…
Кто-то по-прежнему думает, что цифровое рабство и электронный концлагерь – досужие выдумки полоумных конспирологов?
Андрей Борисович Костерин, редактор портала «Новый социализм – XXI век», г. Владимир
1. Греф, готов залезть во все щели.