«Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Толковый словарь.
Противостояние России и Запада не ново. Во времена Российской империи его называли «большой игрой», в советское время – «холодной войной». Продолжается оно и сегодня, при этом в ход привычно идут все доступные средства, о благородстве западных оппонентов, именуемых ныне «партнёрами», нет и речи. Как, в своё время, отряды горцев Шамиля принимались в расклад западной политики и дипломатии, так и ныне вялотекущая террористическая война на Северном Кавказе большинством западных СМИ освещается в целях демонизации и политического давления на Россию, обеления антироссийских боевиков, информационного воздействия на мировое общественное мнение.
Ничего не смогли поменять в сознании западного истеблишмента ни события в Будённовске, ни Кизляр с Первомайским, ни трагедия «Норд-Оста», ни даже детоубийство Беслана. Двойные стандарты, применяемые США и Евросоюзом в оценке терроризма налицо: если террористы способствуют достижению целей политики Запада, они мановением волшебной палочки превращаются в «благородных борцов за свободу и независимость/гражданские права/демократию», если же нет – налицо «рука Москвы». Даже риторика не поменялась со времён «холодной войны». При этом политические взгляды российской элиты, будь они хоть трижды либеральные и «рыночные», по сути, всерьёз на Западе никого не интересуют, если они не совпадают с политикой глобализма, хотя бы даже в мелочах.
Поэтому многие антироссийские террористы благополучно скрываются за рубежом – только потому, что они антироссийские. Великобритания в 2003 г. предоставила политическое убежище Ахмеду Закаеву – «министру культуры, информации и печати» «правительства Масхадова», как принято называть террористическую сеть прозападных сепаратистов, – и выдавать России его совсем не собирается, несмотря на то, что российскими властями он объявлен в международный розыск. Западные власти наглядно демонстрируют: когда речь идет об антироссийских террористах, что нет такого преступления, которое сумело бы оправдать в глазах Запада необходимость выдачи преступников.
Либеральные российские СМИ послушно следуют в фарватере Запада, заученно цитируют западных политиков, во всём обвиняя российские силовые структуры, но только не террористов. Подтверждение этому – фильм, снятый «свободомыслящими» журналистами «Новой газеты»: «Школа номер один», посвящённый трагедии в Беслане, где военных обвиняют в бесчеловечности. Главная идея фильма: спецназ, де, умышленно убил бесланских заложников, чтобы оправдать ужесточение внутренней политики Кремля.
Доклад доктора технических наук Юрия Савельева, чья версия использована «Новой газетой», после проведения Генеральной прокуратурой России криминалистической судебной экспертизы при участии ведущих специалистов ЦНИИИ им. Д. Карбышева и научно-производственного предприятия «Базальт», признан несостоятельным и не соответствующим действительности. Версия «Новой газеты» базируется на оценочных суждениях сотрудницы издания Елены Милашиной. Да-да, той самой, которая 8 марта 2013 г. удостоилась специальной награды Госдепартамента США «Отважные женщины мира». «За бесстрашную и мужественную журналистскую работу и за защиту прав человека в России и в соседних странах мы признаём Елену Милашину мужественной женщиной», – тогда этими словами госсекретарь США Джон Керри представил Елену Валерьевну на церемонии награждения. Вручала награду супруга президента США Мишель Обама.
Выжившие заложники в школе Беслана дают логичную картину взрывов и убийств до начала спасательной операции, тем самым разоблачая прозападную версию гибели детей.
На примере этой возни становится понятным, почему множество «прогрессивных» и «либеральных», вполне респектабельных на вид, российских интеллектуалов продвигают в нашей стране чуждые нам «западные ценности».
Возможно, мы что-то пропустили? С опозданием узнали, что в минувшие выходные в Новой Третьяковке, что на Крымском валу, уже завершила свою работу художественная выставка «Поколение XXI», на которой были представлены многие молодые талантливые российские художники, более 150 работ.
Был среди них и 51-летний русский уроженец Грозного Алексей Викторович Каллима (это избранный им творческий псевдоним, ставший фамилией), работающий в стилях графики и инсталляции, уже выставлявший ранее свои работы и в Третьяковской галерее, и в Русском музее (Санкт-Петербург), и в Лувре (Париж, Франция), и во множестве музеев и галерей Великобритании, Бельгии, Германии, Польши, США, Франции, Чехии. Всё бы ничего, но…
Работа Каллимы, представленная на выставке, сопровождалась таким вот пояснением: «Каллима разрабатывает многосерийное повествование сродни эпосу, героями которого являются боевики-горцы, узнаваемые по таким атрибутам как бороды, кроссовки и костюмы "Adidas". Изображены они в романтизированной манере».
Вот так вот! «Герои эпоса», прославившиеся аки Геркулесы. В Будённовске, Кизляре с Первомайским, «Норд-Осте», Назрани и Нальчике. Хладнокровно расстреливавшие в Беслане малолетних детей. Пару лет назад безжалостно застрелившие русских старушек на Рождество в православном храме Грозного.
Интересно, Россия, это уже дно, или всё ещё нет? Или окна Овертона сулят нам много новых, разнообразных «художественных открытий»? А толерантность к вселенскому злу приучит нас совсем не реагировать на его новые проявления?
Возможно, мы старомодны и недостаточно креативны. Возможно, Алексей Викторович – художественный гений. Но…
Есть вещи, которые, на наш взгляд, априори «романтизировать» нельзя. Нельзя, да и невозможно, «облагородить», педофилию и скотоложество, содомию и садизм, другие половые извращения, «возвысить» совершающих сексуальное насилие маньяков. Равно – точно также! – невозможно «романтизировать» погромы, разбой и убийство, захват в заложники рожениц и детей, взрыв террористки-смертницы в переполненном вагоне метро. Иначе легко потерять человеческие черты и самому превратиться в чудовище. Такое же, как «романтики с большой дороги», гордо именовавшие себя «ичкерийскими боевиками».
«В 2005 году Каллима создал один из главных хитов 1-й Московской биеннале – фреску, на которой чеченец собирался прирезать молоденького федерала», – отмечает редактор «Артгида» Мария Кравцова (при этом защитник своей страны, её граждан, в т.ч. и лично её, Марии Кравцовой, от «благородных разбойников» является для неё всего лишь…федералом).
Из интервью нашего «героя» от 2008 г.: Мария Кравцова: «Ты бежал из Грозного, где, по твоим словам, творился беспредел, но совершенно очевидно, что ты всегда сочувствовал именно тем, кого принято называть боевиками». А. Каллима: «Более точное слово не «сочувствие», а «вдохновение». Меня вдохновляли герои, которыми для меня были боевики, чеченцы – смелые, отчаянные парни, которые ничего не боялись...».
Не хотим приводить здесь ни одну из «работ» Каллимы данного цикла, только потому, что у нормального человека источники его «вдохновения» вызывают отторжение. Потому на заставку нашего материала предлагаем поставить работу Василия Верещагина, хранящуюся в Старой Третьяковке: «Пусть войдут» – как напоминание, что для русских живописцев, вне зависимости от их политических пристрастий, традиционно святой оставалась тема Русской армии, а не её оппонентов, как бы «романтично» и «эпично» внешне они не выглядели. И именно поэтому нас, полтора столетия спустя, вдохновляет ровный строй ощетинившейся трёхгранными штыками русской роты, замершей в ожидании приближающихся джигитов (видимо, тоже «смелых, отчаянных, которые ничего не боялись»?), самонадеянно желающих ворваться в пролом крепостной стены. Возможно, в представлении Марии Кравцовой – это лишь обезличенные федералы? Абстрактные персонажи неведомой компьютерной игры? Не свои, не родные, не прапрапрадеды кого-то среди нас?
Мы совершенно не о художественных вкусах. В конце концов, бесстрастный сюрреализм «Герники» Пикассо воспринимается всеми нормальными людьми вполне адекватно: «Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах» (Херлуф Бидструп). Картина представляет сцены смерти, насилия, зверства, страданияи беспомощности, без указания их непосредственных причин и, разумеется, автора совершенно не «вдохновляют» «смелые, отчаянные парни» немецкого «Легиона Кондор», которые явно ничего (и никого!) не боятся в небе над беззащитным городом.
Впрочем, к совести российского живописца у нас каких-либо вопросов нет, как нет и претензий: он так видит. Пусть видит. В домашней коллекции. Для «своих». Но не в центре исторической России. В интервью 2016 г. той же Марии Кравцовой он утверждает: «Вообще художники должны войти в список необходимых элементов национальной безопасности, вроде как запас кукурузы». Даже не хотим комментировать.
Вопрос устроителям выставки (в т.ч. руководителю Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой) – а «вы с кем, деятели культуры?» С точки зрения пресловутых элементов национальной безопасности?
Вопрос прокуратуре города Москвы – могут ли быть уместны на художественной выставке картины, хоть в малейшей степени «героизирующие» терроризм и экстремизм?
Вопрос российскому обществу: в свете событий, пережитых Россией, начиная с разгрома «смелыми, отчаянными парнями», которые ничего не боялись, легитимного органа государственной власти в Чечено-Ингушетии – Верховного Совета ЧИ АССР в Грозном – 6 сентября 1991-го, а также с выброса из окна третьего этажа председателя горсовета Грозного Виталия Куценко (впоследствии, будучи искалеченным, добит в больнице), вы считаете произведения искусства, посвящённые антироссийским террористам, допустимыми для публичного просмотра, или всё же недопустимыми, потому что мерзость?
Впрочем, все вопросы риторические.
Нас, как и большинство наших соотечественников, вдохновляют подвиги защитников Отечества при Полтаве, Бородино и на Шипке, в период Великой Отечественной войны, китайского, афганского, чеченского, сирийского и множества других конфликтов, воинов спецназа, ценой своих жизней спасавших рожениц Будённовска и детей Беслана, Павла Судоплатова и Николая Кузнецова, Магомеда Нурбагандова и Олега Пешкова, Александра Прохоренко и Олега Долгова, Евгения Золотухина и Дмитрия Серкова. «Отчаянные» бандиты не вдохновляют. Недостаточно толерантны мы для этого.
«Пусть войдут».
Валерий Геннадьевич Медведь, полковник в отставке, Сергей Александрович Доценко, подполковник запаса, ветераны боевых действий
На фото – картина Василия Верещагина «Пусть войдут».
1. Ответ на 1, охтенский охранитель: