Для православного человека есть такой закон: сделал хорошее дело, жди напастей. Так оно и случилось. 13 июля мы установили крест на истоке реки Вятки. Не прятались ни от кого, написали об этом, в том числе и я в статье «Заряда этой необычайной радости надолго хватает». Радость действительно необыкновенная, только надолго ли хватило? И вот с удивлением узнаю, что всю нашу группу причислили ... к вандалам и варварам.
Да, да, так и написано преподавателем краеведения Владимиром Слесаревым: «Как следует из публикаций в прессе и в Сети, размещённых участниками крестного хода, это религиозное действо сопровождалось рядом вандальных (выд. автором) актов, некоторые из которых носят символический характер». Далее он перечислил эти «акты». Особенно затронуло чувства автора то, что из воды мы достали фигуру женской головы в национальном удмуртском убранстве (айшон). А мой литературный приём в статье «Ну, а баба-Яга рядом с Крестом висеть не пожелала. Лишь увидела Крест, всем видом своим молвила: "Нависелась я уже здесь, вышел мой срок, сдаю полномочия"», он почему-то посчитал «мистикой».
Будто присутствовал он на нашем богослужении, решил и его покритиковать (то есть критиковал даже то, чего сам не видел и чего быть не могло): «При установке Поклонный крест был ориентирован по сторонам горизонта. Из-за этого часть службы совершалась не перед Крестом, а за ним (выд. автором), и присутствующие молились и поклонялись обратной стороне православного Креста». В окончании статьи была чья-то фотография, выполненная в стиле Валерии Германики (снизу, под определённым углом) основания креста. Потом, из переписки с автором, узнаю, что краевед на этом месте не был и «установленные фигурки его вовсе не интересуют». В высшей степени странно. Могу понять, что учитель может не иметь материальных средств для того, чтобы добраться до истока Вятки (не велико расстояние в сравнении с российскими просторами), могу помочь, как пенсионер. Но и это его не интересует. Что главное для этого автора? «Взбудоражить массы»?
Подобное и в публикациях Александра Кондратьева, работника фирмы «Источник» (Энциклопедия туристических возможностей Удмуртии): «Что же это, святое дело или варварство? Зачем нужно было выкорчёвывать всё, что сделано с добром к людям умелыми руками будущих педагогов?». И далее ряд цитат о том, почему он не может придти к религии.
Если авторы действительно не равнодушны к происшедшему, они могли бы обратиться к владыке Виктору, давшему нам благословение, задать ему все вопросы. Но нет, надо написать и «призвать общественность».
Тут-то и набросились на «попов и казаков» «диванные войска», подняв головы, но не соизволив поднять тел своих с диванов, и при этом изливая яд в своих комментариях. Конечно, комментарии приводить не буду. Они не заслуживают внимания.
За что досталось в комментариях казаку (в прошлом преподавателю педагогического училища), который собственноручно и делал эти фигурки и устанавливал их (по просьбе тех людей, которые занимаются возрождением славянского язычества)? Да, за четырнадцать лет он смог придти ко Христу. Он был с нами. Если так ратуют авторы за сохранение русской культуры, то почему бы не договориться? Предпочитают ультимативную форму общения. Легче, не вставая с дивана, чего-то требовать.
Честно говоря, мне было действительно жалко доставать деревянную скульптуру из воды. Но не смотрелась она рядом с крестом. Почему-то в сознании противников Православия наши действия изобразились, как «крушение идолов». Мы же до такого и додуматься не могли. Не сожгли же мы их, просто места им не нашли, оставили вопрос до будущего года. Обдумать надо. Обустройство поляны сказок – это – совсем другое. Я готов принять в этом участие, но на первую роль в этом мероприятии претендовать не могу. Одно знаю, что крест должен стоять. (Рад, что Владимир Слесарев со мной в этом согласился).
Среди моих знакомых есть люди, занимающиеся возрождением русского язычества. И никаких злых комментариев от них я не увидел. И ранее в своей книге и в статьях на сайте я писал, что Православие всё лучшее взяло от славянского язычества. На истоке Вятки нас порадовал почтовый ящик с надписью «для добрых людей». Не пришли же нам в головы крамольные мысли уничтожить ящик только потому, что повесили его люди другого вероисповедания. Не догадались же мы повесить ящик с почтой Богу, будто это Иерусалимская Western wall (Стена Плача).
Спрашиваю мнение наших товарищей, крестоходцев. Конечно, обидно, когда Владимир Слесарев сравнивает айшон, головной убор удмуртской женщины в детородном возрасте и Иисуса Христа. Но, я полагаю, не следует дискутировать об этом вопросе. Конечно, исламские экстремисты за оскорбление их пророка просто приговорили бы человека к смерти и привели бы приговор в исполнение, но это совсем не в нашем духе. Человек не ведает, что творит, прости его, Господи. А вот вопрос у нас остался: «Если это – поляна сказок, куда учителя приводят порой детей, то почему нет там таких положительных персонажей, как Василиса Прекрасная, Иван Царевич или Емеля на печи? Давайте обустроим наш общий дом вместе, мы же русские люди, на одном языке говорим, каждый из нас добра желает. Нет в нашем сознании никаких идолов, чтобы их крушить.
Хочу сказать о большой ответственности человека за Слово. Каждый пишущий человек, в том числе и пишущий в социальных сетях, ответственен за свои слова. Прежде чем написать, необходимо подумать. Не зря же в русском языке имеются поговорки «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». И если ты пишешь, то должен знать тему, о которой пишешь. Серьёзные люди не должны позволять себе писать низкопробные статьи. Серьёзные люди всегда договариваются, для этого дан нам язык, как средство общения, и не следует его превращать в нечто недостойное высокого понятия.
Закончу статью призывом сделать действительно поляну сказок на истоке Вятки, при возможности её пополнить. Чтобы можно было там сказать: «Пусть в роскоши весь мир зачахнет, здесь русский дух, здесь Русью пахнет». А также словами моего любимого мульт-персонажа, Кота Леопольда: Ребята, давайте жить дружно.
Владимир Николаевич Соколов, поэт, публицист, Вятка (Киров)
4. Ответ на 3, Николай Чуев:
3. Ответ на 3, Николай Чуев:
2. О борьбе с собственными предрассудками у истока Вятки
1. Про Исток реки Вятка