В списке общерусских фамилий Антоновы занимают скромное 87-е место. Среди деятелей XIX века почти нет известных Антоновых, однако в XX веке эта фамилия зазвучала достаточно громко – достаточно назвать выдающегося военного стратега А.И. Антонова и гениального авиаконструктора О.К. Антонова. А судьбы ещё двух знаменитых носителей фамилии – А.С. Антонова и В.А. Антонова (Овсеенко) драматически пересеклись.
Александр Степанович Антонов (7.08.1889 – 24.06.1922).
В советских учебниках истории его фамилия упоминалась в связи с крестьянским восстанием в Тамбовской губернии, и только со знаком «минус» – «антоновщина», «антоновские банды», «кулацкие банды Антонова» и т.п. Сегодня известно, что в 1920 году тамбовские и воронежские крестьяне подняли восстание в ответ на беспредел большевиков («продразвёрстку»), отнимавших у крестьян подчистую всё, вплоть до семенного фонда. Во главе восстания по просьбе самих крестьян встал А.С. Антонов. В 1921 г. восстание потерпело поражение и окончательно было разгромлено в 1922-м, сам Антонов погиб в неравном бою. Однако жертвы были не напрасны. Тамбовское восстание, наряду с массовыми, хотя и менее организованными восстаниями крестьян Сибири, Поволжья, Урала, а также восстание моряков Кронштадта основательно напугали большевиков, и те отступили – по предложению дальновидного Ленина отказались от продразвёрстки и перешли к нэпу – Новой экономической (т.е. рыночной) политике, «всерьёз и надолго, но не навсегда».
Известно об А.С. Антонове немного. Сын отставного фельдфебеля, он был мужественным, смелым человеком и талантливым военным руководителем, однако его дореволюционное прошлое симпатий не вызывает. Был исключён из Тамбовского реального училища за распространение эсеровских листовок, в 1904 г. вступил в партию эсеров, стал заниматься обычным для революционеров делом – грабежами («экспроприацией») для пополнения партийной кассы. В 1909 г. за попытку покушения на генерала Сандецкого приговорён к повешению, заменённому вечной каторгой, в 1910 г. бежал, был пойман и посажен в Шлиссельбургскую крепость. В 1917 г. освобождён Временным правительством, стал помощником начальника губернской милиции в Тамбове, затем начальником уездной милиции в Кирсанове, остался на этой должности и при большевиках. В 1918 г. в знак несогласия с политикой большевиков в крестьянском вопросе ушёл со службы и создал партизанскую дружину для борьбы с советской властью.
По существу, ещё мальчишкой он стал жертвой антигосударственной пропаганды, организованной врагами России – эсерами, большевиками, меньшевиками, анархистами, кадетами и прочими «борцами за народное счастье», которых финансировали зарубежные банки и иностранные разведки (а когда не хватало денег, они не гнушались и разбоем). Прозрение наступило слишком поздно, и за него он героически заплатил своей жизнью.
Владимир Александрович Антонов-Овсеенко (21.03.1883 – 10.02.1938).
Видный деятель Октябрьского переворота, один из руководителей Военно-революционного комитета, лично арестовал и отправил в тюрьму министров Временного правительства. Родился в дворянской семье, в 1904 г. окончил пехотное училище, получил чин подпоручика, но вместо военной службы занимался революционной пропагандой, т.е. подрывом боеспособности Русской Армии. Как и А.С. Антонов, в юные годы был одурманен революционным опиумом: «Я в семнадцатилетнем возрасте порвал с родителями, ибо они были люди старых, царских взглядов, знать их больше не хотел», – писал он о себе. Освободиться от этого дурмана он никогда не пытался.
Жизнь его, как в приключенческом фильме, изобиловала событиями – аресты, побеги из тюрьмы (даже с подрывом тюремных стен), бегства за границу, возвращения, опять аресты, опять бегства, дружба с Троцким, редактирование зарубежного троцкистского журнала и т.д. После 1917 г. он – главнокомандующий Южным революционным фронтом, командующий войсками Южного фронта (там он лично приказал расстрелять находившегося на покое отставного царского генерала Ранненкампфа), командующий группой войск по подавлению Ижевско-Воткинского восстания рабочих, командующий всеми вооружёнными силами советской Украины, Его безжалостную решительность приветствовал сам Ленин. Затем он – уполномоченный ВЦИК по продразвёрстке в Тамбовской губернии, наконец, председатель комиссии ВЦИК по борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии. Здесь его пути и пересеклись с А.С. Антоновым. Надо ли говорить, что в борьбе с тамбовским «бандитизмом» В.А. Антонов-Овсеенко был столь же безжалостен, что и при подавлении Ижевско-Воткинского восстания.
В 1922 – 24 годах, в бытность Троцкого председателем Реввоенсовета, он возглавлял Политуправление Красной Армии, и в период обострения борьбы в руководстве ВКП(б) направил в Политбюро письмо с предупреждением, что «если тронут Троцкого, то вся Красная Армия встанет на защиту советского Карно» и сможет «призвать к порядку зарвавшихся вождей». Когда в борьбе за лидерство в партии Троцкий окончательно проиграл, Антонова-Овсеенко не тронули. Он служил послом в ряде стран, прокурором и министром юстиции РСФСР, военным советником в Испании. Однако Молох добрался и до него: 12 октября 1937 г. его арестовали, а через четыре месяца расстреляли по приговору Военной коллегии Верховного суда «за принадлежность к троцкистской террористической и шпионской организации». Приговор встретил спокойно, а на расстрел пошёл босым – ботинки, пиджак и кое-какие личные вещи отдал сокамерникам. Что ж, в мужестве ему тоже было не отказать.
Так пересеклись судьбы двух самых знаменитых в 1920-е годы Антоновых. Остаётся только горькая досада – на что растратили свои жизни, недюжинный ум, военный талант и кипучую энергию эти яркие русские личности…
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств