В теперешние дни «виртуальность», «цифровизация», «искусственный интеллект» и прочие «прелести», именуемые почему-то прогрессом, не только вошли в повседневность, но и хотят диктовать поведение всем вместе и каждому в отдельности. Невооружённым глазом видно убожество и примитивизм «новых технологий», обычно далёких от внутренних запросов людей.
Можно ли как-то противостоять их «натиску»?
Да, можно вполне, если объединить усилия людей доброй воли, тех, кто не хочет, чтобы они сами и их дети «случайно вдруг» оказались в «цифровом концлагере» или ещё в какой-то западне.
В этом направлении у русских писателей полно работы.
Собирание Русского Мира на духовных началах, на народных традициях, на высоких идеалах русской классической литературы – магистральное русло, по которому движется литературно-художественный и общественно-политический журнал «Берега», привлекая единомышленников в стране и за рубежом.
Издание прочно завоевало читательские симпатии, его ждут, его читают, о нём говорят.
«Духовные мелодии, музыку высоких сфер» услышал в произведениях авторов журнала известный русский прозаик из Воронежа Сергей Пылёв и назвал их «Праздником духа и слова».
С ним трудно не согласиться, тем более, что праздники настоящие у нас бывают не так часто.
Июльский номер журнала открывают заметки-размышления писателя из Пскова, литературного критика и прозаика Валентина Курбатова, недавно удостоенного звания лауреата Государственной премии РФ-2020. Он назвал их «Чтение без маски», скорее с оттенком иронии. Маска – символ чиновничьего всесилия при принятии населением так называемой пандемии. По большому счёту к углублённому чтению классической и современной литературы она не имеет какого-либо отношения.
«Всё меньше в литературе пейзажа», - сетует Валентин Яковлевич, ссылается на рассказ Ивана Бунина «Митина любовь», где представлено описание летнего сада. От этого, как бы незначительного, на первый взгляд, наблюдения, автор переходит к серьёзному выводу: «Поневоле подумаешь, решится ли кто-нибудь сейчас написать такой сад. И жить с природой, как Митя, чтобы каждый цветок распускался для него и всякий гром гремел для его сердца. И вообще, возможно ли теперь и в будущем, после моровой язвы, даже когда она пройдёт, такое же согласие травы и сердца, неба и души».
Вопрос далеко не праздный. Он пронизывает размышления критика, касаются ли они прочтения поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души», романов Льва Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», произведений других авторов. Задумываясь о том, зачем известные русские писатели приходили и приезжали в Ясную Поляну к Толстому, автор неожиданно делает открытие – «для восстановления сердца».
Для нас, живущих уже в другую эпоху, это актуально, как никогда. Если мы не «восстановим своё сердце», то есть забудем в себе «образ Божий», то трудно говорить о каком-либо улучшении окружающего мира.
В разделе «Проза» редакция завершает публикацию известного прозаика из Санкт-Петербурга Юрия Серба – 1 часть романа-трилогии «Счастливые». В своём многоплановом романе автор ведёт с читателем разговор о прошлом и настоящем, о нравственных и духовных проблемах русского общества. Здесь же читатель найдёт продолжение «Винтажного романа» «Непал» прозаика Александра Чумикова из Москвы.
Участник Афганской войны и Герой России Ильяс Дауди вынес на суд читателей отрывки из документальной книги «В кругу Кундузском». Через личную судьбу и судьбу своих товарищей автор ярко и живо повествует о далёких событиях, открывая неизвестные подробности военной операции на Востоке.
«Весна Ванюшкиной жизни» - так назвала свой рассказ Людмила Семёнова, прозаик и поэт из Москвы. Сюжет по-новому открывает нам события, происходящие на земле Донбасса.
Завершает прозаический раздел журнала рассказ «Память-пуповина» прозаика из Москвы Анны Козыревой.
Поэзия представлена в номере новыми произведениями известных стихотворцев, большинство из них уже знакомы читателю. Это поэты Хизри Асудулаев, Евгений Юшин, Людмила Свирская, Виталий Даренский. Здесь же опубликована поэма «Стародубская пророчица» Владимира Подлузского.
Разнообразными произведениями привлечёт внимание раздел «Берега памяти», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Очерк Владимира Вахрамеева «Наш легендарный командующий», поэтическая трилогия «Фронтовые письма» Тамары Красновой-Гусаченко, рассказ Ирины Мишиной «Бабка Семыкина», рассказ Татьяны Голоненко «Береги честь смолоду…», очерк Андрея Иванова «Битва под Циммербуде».
По традиции журнал предоставляет слово писателям из Новороссии. В номере со своими произведениями выступают Ольга Блюмина, Светлана Тишкина, Александр Савенков и Сергей Прасолов.
Среди публикаций, отражающих современный литературный процесс, отметим очерки Сергея Воробьева о петербургском поэте Борисе Орлове и петербургском метапрозаике Юрии Сербе. Автор выявляет их творческие особенности. Литературовед Владислав Краснов публикует своё исследование «От Николая Гумилёва к Александру Солженицыну».
В разделе «Мир без границ» читателя ждут встречи с новыми произведениями писателей из Белоруссии – Михаила Баранчика, Натальи Алейниковой, Александра Ралота, Валерия Старжинского и Натальи Гагариной.
Геннадий Алексеевич Сазонов, член Союза писателей России, Вологда