itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почему нельзя строить культуру на рыночных отношениях?

Без государственной культурной политики будущее общества печально

Закон О культуре в России 
0
1290
Время на чтение 5 минут

Культура как область социальной жизни должна лежать за пределами рыночных отношений. Свобода рынка разрушает культуру, что приводит к общей деградации человечества.

Речь вовсе не о том, что под прикрытием лозунгов о свободе экономической деятельности в качестве культурных товаров предлагается нечто заведомо вредное, то есть о возможной злокозненности, сознательном распространении зла. Конечно, культурное поле обширно, в нём могут найтись носители любых идей, в том числе и адепты чистого зла – то есть те, кто, прекрасно понимая, что имеют дело злом, тем не менее считают для себя целесообразным его насаждать. И всё же подобное поведение следует считать маргинальным. Обычно человек не затрудняет себя нравственным выбором: он не выбирает между добром и злом, а просто действует, как принято. Предполагается, что распространённость практики является гарантией её доброкачественности: если бы тут было что-то действительно плохое, общество бы среагировало и ввело соответствующие ограничения.

Однако до того, как общество скорректирует свои моральные, а государство-правовые нормы, необходимо, чтобы произошло осознание: проблема должна предстать как проблема, только тогда становится возможным её разрешение.

Вот в рамках этой логики давайте и порассуждаем.

Задачей предпринимателя является получение прибыли. Поэтому он должен прийти на рынок с таким товаром, который обязательно купят, – ведь пока нет сделки, нет и прибыли. Чем больше готовых раскошелиться покупателей, тем больший объём прибыли можно получить. Наибольшая эффективность достигается при выходе на максимально широкий рынок.

Сделка – это искра, проскакивающая между покупателем, имеющим какие-то потребности, и товаром, способным эти потребности удовлетворить. Искусство продажи во многом состоит именно в умении выявлять потребности, в том числе и такие, о которых человек (потенциальный покупатель) сам ещё толком не знает. Будущему покупателю можно растолковать, в чём состоит его потребность, – и тогда сделка будет рациональной, с опорой на разум и способность суждения. А можно обойтись без подключения разума, задействовав триггеры (раздражители) и эмоциональные ключи. Эмоциональные покупки совершаются быстрее рациональных и приносят большую прибыль (люди легче платят более высокую цену).

Люди покупают продукты и вещи, чтобы удовлетворить свои материальные потребности. Эти потребности, как правило, весьма конкретны. И всё равно, реклама подобных товаров провоцирует эмоциональное поведение: человека побуждают покупать не столько вещь (потребительские характеристики), сколько выражаемый ею статус и сопутствующие ей эмоции. Товары в сфере культуры изначально эмоциональны. Человек приобретает книгу, идёт в кино или включает музыкальную запись не потому, что испытывает потребность именно в этой книге, фильме и т.д., – он просто хочет выйти за пределы повседневности, получить заряд свежих эмоций.

Поэтому спрос в сфере культуры более пластичен. В нём нет предзаданности, жёсткой привязки к обстоятельствам. Им можно манипулировать.

Единственным решающим фактором остаётся стремление к максимизации прибыли. Продавец продуктов культуры, подобно любому продавцу, стремится продать свой товар максимальному числу покупателей. Для этого ему надо задействовать наиболее базовые эмоциональные триггеры. Тогда можно ожидать, что отклик будет у большинства аудитории.

Понимая эту механику, можно определить, в какую сторону рынок изменяет культуру.

Во-первых, человек интерпретируется как элемент массы. Рассматриваются лишь массовые реакции. Продукт, рассчитанный на среднего потребителя, заведомо принесёт больше денег. Рынку не нужны шедевры, судьба которых часто непредсказуема. Он ориентирован на средний продукт, создаваемый по уже апробированной формуле успеха.

Во-вторых, рынок ориентирован на настоящее время и актуальное состояние. Выигрывает тот продавец, который предлагает товар, наиболее точно соответствующий духу момента. А этот дух есть порождение ординарных и типовых реакций. Поэтому культура, создаваемая по рыночным лекалам, сущностно не способна развивать, воспитывать, вести за собой. Она лишь утверждает то, что есть, воспроизводит образ среднего обывателя. Этот тип, по идее, не должен существовать, поскольку каждый человек индивидуален и потому отклоняется средних значений, но рыночный механизм современной культуры постоянно нам его навязывает, и люди начинают подстраиваться под заданный образец. Приходится признать, что в итоге культура всё же воспитывает, только вектор её воспитательных усилий направлен не вверх.

И тут подходит черед в-третьих. В человеческую природу заложено лишь стремление к добру, но сама добродетельность может быть только итогом серьёзной внутренней, духовной работы. Человеку постоянно нужно переступать через свои неблаговидные желания, удерживая себя, то и дело готового соскользнуть в мелкое, а то даже и в крупное зло. Этой потенциальной и реальной греховности в нас гораздо больше, чем добродетельности. Поэтому самыми массовыми эмоциональными триггерами оказываются страсти и грехи. Это то, что цепляет, привлекает внимание.

Совсем необязательно, чтобы мы соглашались с грехом, принимали его на уровне сознания, – достаточно нашей негативной реакции. Она всё равно вводит нас во взаимодействие с культурным продуктом, несущим данный эмоциональный ключ. К примеру, страх – это реакция неприятия. Страшно то, что мы не хотели бы подпускать к себе близко. Но страх хорошо продаётся. Пугаясь, мы не остаёмся равнодушными, и эту эмоциональную встряску мы воспринимаем как положительный эффект от контакта с тем, от чего, по идее, нам следовало бы держаться подальше. Данная схема применима не только к страху, её легко приложить к любому другому источнику негатива. Не случайно по общепринятому канону в художественном тексте, будь то фильм или книга, обязательно присутствует отрицательный персонаж – он оживляет повествование, повышает градус внимания.

Следовательно, для того чтобы культурный продукт хорошо продавался, он должен иметь некоторый отрицательный потенциал. Это может быть любой элемент содержания, несущий необходимый заряд, – персонаж, суждение (смысловой ряд), какие-то сцены, манера описания и т.д.

Но негатив может вводиться и иначе – не сам по себе, а с помощью позитива, который он попирает и разрушает. Это происходит, когда нам предлагают отказаться от классической системы оценки, когда высмеивается то, чем принято дорожить, отрицаются ценности, нивелируются авторитеты, снимается любой пафос (который объявляется искусственным и избыточным). В большинстве подобных случаев мы имеем дело с сознательной культурной провокацией, целью которой является взбудоражить аудиторию, заставить её реагировать. Привлечение внимания повышает вероятность покупки.

Величина отрицательного потенциала варьируется. Иногда она невелика, и то, что должно нас цеплять, как бы задвинуто внутрь культурного продукта, а иногда весь продукт – не что иное, как один эмоциональный раздражитель.

Чтобы товар хорошо продавался, отрицательный потенциал необходим, а вот положительный – вовсе необязателен. Главный герой художественного текста вполне может быть обаятельным мерзавцем. В финале истории зло может устоять и даже восторжествовать. Визуальный художественный объект может быть выстроен вокруг чего-то подчёркнуто омерзительного. И всё это будет находить спрос.

Культура, ставшая лишь инструментом извлечения прибыли, неизбежно превращается в культуру греха. Полная рыночная свобода в сфере культуры установлению ложных (отрицательных) образцов, снижению мотивации к положительному развитию, распаду традиционной морали и, в конечном счёте, к деградации социума.

Избежать подобного сценария можно, лишь противопоставив свободе рынка последовательную деятельность государства, состоящую как в поддержке «правильной» культуры (прежде всего, классической и традиционной), так и в ограничении продвижения культурных продуктов, содержащих зашкаливающую концентрацию греха. Кроме государственных грантов и прямого финансирования полезных культурных проектов, необходимо внедрение эффективных фильтров, отсекающих наиболее вредные поползновения и не допускающих на широкий рынок опасные культурные продукты. Если государство не сможет организовать работу подобных фильтров, будущее нашего социума будет весьма печальным, и уже скоро.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Ответ на 16, Полтораки:

Зачем капиталистическому государству

Государство всё же нечто большее чем функция капитализма (или общественного строя), государство - это инструментарий выживания нации в истории. Поэтому я всё же верю, что ограничение рекламы возможно. Ограничили же, например, табакокурение, хотя это весьма и весьма большие деньги.
Андрей Карпов / 09.07.2020, 09:54

16. Ответ на 12, Полтораки:

К культу мамоны Вы более снисходительны?

Да он культ мамоны насаждает.

15. Ответ на 16, Полтораки:

Рыночные отношения после 1991 года КАПИТАЛЬНО ОБЪЕКТИВИРОВАНЫ, «забетонированы» в сложной системе корпоративных интересов. И как от них теперь избавляться? Новая «пролетарская революция» по типу Октябрьской? Упаси, Господи! Все лимиты России на революции и контрреволюции (демографические ресурсы, в первую очередь) были исчерпаны в ХХ веке. А возрождение здоровой национальной культуры без сильной, массово вдохновляющей НА БУДУЩЕЕ государственной идеологии, – это всё не более чем благие пожелания. Экологически ориентированный современный христианский социализм в качестве гос. идеологии способен радикально оздоровить и культурное строительство в России. Эта идеология мной на РНЛ представлена год назад. И она СУГУБО РЕФОРМАТОРСКАЯ, АНТИРЕВОЛЮЦИОННАЯ. А с рыночными механизмами придётся смириться. Речь может идти только об их окультуривании. О преодолении в них неуёмной жажды прибыли и сверхприбыли. И самого́ критерия прибыльности как главного в оценке экономической эффективности материального производства, прикладной науки пр. Да и самих произведений культуры.
Сергей Абачиев / 30.06.2020, 18:16

14. В России ничего нельзя строить на рыночных отношениях

Избежать подобного сценария можно, лишь противопоставив свободе рынка последовательную деятельность государства, состоящую как в поддержке «правильной» культуры (прежде всего, классической и традиционной), так и в ограничении продвижения культурных продуктов, содержащих зашкаливающую концентрацию греха.

Андрей, в целом я разделяю высказанную в статье позицию. Хочу только прокомментировать процитированный фрагмент. Вам не кажется, что Ваше предложение утопично? Зачем капиталистическому государству, где у чиновников "одна, но пламенная страсть" - конвертировать административную ренту в звонкую монету, поддерживать "правильную" культуру и ограничивать "неправильную"? Работать себе в убыток?

Рынок тотален как ядовитый смог: однажды выпустив, его невозможно ограничить ничем; он презирает границы, заборы и законы, проникает в умы и души. С особым удовольствием рынок эксплуатирует грех, т.к. за удовольствия люди щедро расплачиваются. Чтобы положить предел монетизации культуры, надо вообще упразднить рыночные отношения. Тогда у людей экономически равных, свободных и независимых автоматически возникнет "новая" этика - этика взаимопомощи и солидарности. И культура мигом подтянется: за отсутствием культа златого тельца появятся более достойные идеалы...
Полтораки / 30.06.2020, 13:56

13. Андрей Карпов

Это более позднее толкование.КУЛЬТПРОСВЕТУЧИЛИЩЕ.Если Культ христос,то и взгляды христианские,если человек служит маммоне,то и измерение личности происходит исключительно по карману.Сейчас Культ Кармана.И смотрят на мир через призму своего кармана.Куплю-не куплю,продаст-не продаст!
Русский Иван / 30.06.2020, 13:09

12. Ответ на 10, Русский Иван:

От слова Культ.Какому Культу ты поклоняешься такой культуре принадлежит человек.Здесь масса людей поклоняется сталинскому Культу.Отсюда следует какая за ним культура.

Тут проблема в другом, цензоры уже есть, а доходных должностей еще не ввели, в том на самом деле вся проблема.
учитель / 30.06.2020, 12:11

11. Ответ на 10, Русский Иван:

От слова Культ.Какому Культу ты поклоняешься такой культуре принадлежит человек.Здесь масса людей поклоняется сталинскому Культу.Отсюда следует какая за ним культура.

Владимир мое имя. Иван, насчет культа Сталина здесь похоже Вы правы и даже нормальные батюшки побывав здесь продолжительное время проникаются этим духом преклонения перед этим человеком . о.Сергий Чечаницев, о.Георгий Городенцев и другие, хотя надо бы относиться к нему крайне осторожно.. Кстати, старец прот.Николай Гурьянов говорил много доброго о Григории Распутине, а о Сталине ничего в его защиту, так что о.Сергий Чечаницев может задумается? Что касается коммунистов, то про КПРФ есть информация что это ненастоящая партия коммунистов: Немного и кратко истории для членов партии КПРФ и ее сторонников: 1. КПРФ не преемница КПСС (СССР) 2. КПРФ не собирается устанавливать "власть народа" 3. В 1994г. КПРФ с Зюгановым проголосовали за закон о разделе природных ресурсов. 4. КПРФ — это не коммунистическая партия, а партия подконтрольная США 5. КПРФ финансируется, в том числе олигархом Павлом Грудининым 6. Зюганов не поставил свою подпись за изменение конституции, организованное НОД 7. Членам партии КПРФ "запретили" голосовать за поправки на голосовании 8. КПРФ - переименованная "Коммунистическая партия РСФСР" Полоскова 9. "Партия Полоскова участвовала в ликвидации СССР вместе с Зюгановым" 10. В 1996г. Зюганов "слил и продал" свою победу на президентских выборах Ельцину, ведь ему так приказала США Зюганов не подписал коллективное обращение за изменение колониальных статей конституции 1993г., потому как сам состоял в партии Полоскова до ликвидации СССР. 11 июня 2020 президиум партии КПРФ во главе с Зюгановым публично призвал не голосовать за поправки в Конституцию членов КПРФ по всей России, тем самым предав свое отечество еще один раз.
ВладимирАз / 30.06.2020, 12:00

10. Ответ на 10, Русский Иван:

От слова Культ.Какому Культу ты поклоняешься такой культуре принадлежит человек.Здесь масса людей поклоняется сталинскому Культу.Отсюда следует какая за ним культура.

Вас только это беспокоит? К культу мамоны Вы более снисходительны?
Полтораки / 30.06.2020, 11:54

9. Ответ на 10, Русский Иван:

От слова Культ.Какому Культу ты поклоняешься такой культуре принадлежит человек.Здесь масса людей поклоняется сталинскому Культу.Отсюда следует какая за ним культура.

Вообще-то культ тут не к месту. Слово культура происходит от латинского colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать. Впервые слово "культура" встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался "De agri cultura". Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Римляне употребляли слово "культура" с каким-нибудь объектом в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: "culture juries" - выработка правил поведения, "culture lingual" - совершенствование языка и т.д. То есть базовый смысл - вовсе не культ, а взращивание. Что взращиваем - такую культуру и имеем.
Андрей Карпов / 30.06.2020, 11:53

8. Культура

От слова Культ.Какому Культу ты поклоняешься такой культуре принадлежит человек.Здесь масса людей поклоняется сталинскому Культу.Отсюда следует какая за ним культура.
Русский Иван / 30.06.2020, 10:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Закон О культуре в России
Все статьи темы
Последние комментарии