На Русской народной линии опубликованы сразу две статьи её главного редактора Анатолия Степанова «Зачем русским Константинополь?» и «Музей "Айя-София" снова станет мечетью?» (первая статья была опубликована в январе 2016 года и в связи с важностью проблемы просто «поднята» редакцией повыше для привлечения внимания читателей. - РНЛ). Автор проводит два тезиса: «Россию снова соблазняют идеей мировой гегемонии», а по поводу судьбы Святой Софии, он категоричен – «нас, русских, это не должно особенно волновать». Признаться, такая позиция Анатолия Степанова разочаровала, так как он является вдохновителем издания, которое уже много лет многими православными воспринимается в качестве знамени патриотической мысли. Неужели рука знаменосца дрогнула…
Можно предположить, что причиной появления этих материалов стало либо желание «щелкнуть по носу» греков, либо стремление спровоцировать в хорошем смысле этого слова активную дискуссию в православной среде по поводу грядущих событий в судьбе Айя-Софии. Либо это вынужденный маневр в редакционной политике РНЛ в контексте соответствия в какой-то мере официальному внешнеполитическому курсу Российской Федерации. То есть некая игра. Не могу допустить и мысли, что Анатолий Степанов, безмерно мною уважаемый и близкий по духу, реально перешёл на такие позиции по вопросу Третьего Рима.
Поэтому в своем отклике буду краток. И лишь штрихами обозначу ряд принципиальных моментов.
Анатолий Степанов пишет: «Людям, мечтающим об освобождении от турок Константинополя, уместно задать вопрос: зачем нам, русским, Второй Рим, когда у нас есть Рим Третий?», и далее «Россия должна быть удерживающим в мире, норовящем сползти в пучину зла, но Россия не должна претендовать на роль гегемона в мире». Но быть Третьим Римом – совсем не обязательно означает являться мировым гегемоном. С другой стороны, возможно, и придётся погегемонить. В любом случае, это не во власти русских людей. Быть Третьим Римом – значит заслужить право быть орудием в Руце Божии. Получить благодать на это служение и добровольно и безропотно нести на себе этот тяжкий Крест. Через самопожертвование и неблагодарность народов уподобиться Христу. И, получив благословение на то или иное дело, не рассуждать о его целесообразности.
«А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим. 9: 20). Третий Рим есть воинство Христово, образ личной гвардии Божией, исполняющее задачи Промысла. И на этом пути брани нет места обсуждению приказов. Если ситуация того требует, придётся быть гегемоном, а если надо, то придётся и на пепелище жить. Лишь бы не сходить со своего послушания. Ибо лучше погибнуть на боевом посту или не справиться с возложенной задачей, нежели закопать талант в землю.
Отметим, что в качестве кандидатов на статус Третьего Рима рассматривалась не только Русь. Накануне падения Константинополя ряд других православных народов имели все шансы заменить Византию, однако смирение Руси и горячая вера русичей стали определяющими в выборе Москвы.
Третий Рим – не национальное государство, а состояние более высокого служения. Рассуждения, «а в чем наш интерес», низводят до уровня плотского мудрствования и существования с целью удовлетворения лишь материальных интересов.
У Руси и России нет пути назад. Согласившись на послушание Третьего Рима необходимо, согласно отцам, уподобиться Лоту, а не жене его: оглядываться назад губительно и подобно самоубийству.
«В этой связи мне вспоминается одна историческая аналогия. Совсем недавно мы вспоминали годовщину трагического события в нашей истории - битвы на Калке… А, ведь как знать, не поддайся русские на уговоры половцев, не вступись за их интересы, может быть, и не было бы монголо-татарского нашествия на Русь, которое началось через 15 лет после Калки», - размышляет Степанов.
Однако, с нашей точки зрения данное сравнение некорректно. На Калке Русь еще не имела благодати Третьего Рима и существовала локально в рамках чисто национальных интересов, лишь предчувствуя в лице своих духоносных представителей свое будущее избрание. Спустя века на Балканах Россия уже действовала в качестве мировой удерживающей силы, являясь средством Промысла Божиего. На протяжении нескольких столетий русские в качестве Третьего Рима вели множество войн (и при империи, и при СССР, и сегодня в период РФ), которые были бессмысленны с точки зрения выгоды или продвижения нацинтересов, либо иных мирских точек зрения. Отсюда периодически возникающая обеспокоенность в среде русской элиты по поводу неблагодарности освобожденных народов и напрасности жертв. Если не брать в расчет Христа и принятое послушание, то такие жалобы уместны и справедливы. Если же осознавать свое послушание как народа Божиего, то такие причитания есть ропот сосуда, упомянутого апостолом Павлом (2 Тим. 2: 20), но не согласного со своим предназначением.
Вспомним,как совершалось падение Израиля. Тогда также в лицо обвиняли Христа в равнодушии к национальным интересам: «Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11: 47–57). Какое Царство не от мира сего, придут римляне – какая Ай-София, «нет никакого смысла поддаваться агитации со стороны греков и активно включаться в борьбу против турок». По этой логике, которой следовал Израиль, необходимо было озаботиться лишь проблемами национального возвеличивания, а не затратного мирового служения. В результате на изначальное место удерживающего, уготованное Израилю, в качестве привитой ветви был поставлен Рим.
Небольшое примечание по поводу неблагодарности освобожденных народов. Жертвы России за единоверцев всегда будут святы, как перед Богом, так и в глазах истинных потомков болгар, греков и многих других. Однако вся штука в том, что для многих освобождённых народов национальная независимость стала наказанием. Находясь под османским игом и сохраняя веру предков, они имели дерзновение рассчитывать на Милость, так как породили большое количество святых мучеников, а воля их была связана для греха, подобно младенцу до семи лет до первой исповеди. Получив свободу, эти народы стали действовать в качестве равноправных взрослых собирательных личностей. И, в тут открылись общенародные страсти и грехи. Однако это ни в коем случае не умаляет подвиг русских и России.
Так нужен ли нам Константинополь? Нужен. И он всегда с нами, как колыбель нашего духовного рождения, а не средоточие стратегически важных проливов. Тот, кто хоть раз молился в Святой Софии, никогда не забудет пролитых там слез. И возвращения утраченных святынь произойдет не вследствие роста военной мощи России, а по причине покаяния от националистического угара греков и других родственных им по этой страсти православных народов. И это неизбежно.
Виталий Миндалов, публицист, Одесса
15. Третий Рим – не национальное государство
14. Ответ на 14, Русский Сталинист:
13. Ответ на 13, Владимир Николаев:
12. Ответ на 12, Русский Сталинист:
11. Ответ на 11, Владимир Николаев:
10. Ответ на 9, Русский Сталинист:
9. О Втором Риме и национальном достоинстве
8. Ответ на 7, Полтораки:
7. нужна
6. Ответ на 6, Владимир Николаев: