Зачем русским Константинополь?

Россию снова соблазняют идеей мировой гегемонии

В связи с обострением отношений между Россией и Турцией в православной среде (и не только) стало очень популярным пророчество недавно прославленного Церковью в лике святых преподобного Паисия Святогорца о будущем Турции и Константинополя. Один мой старинный друг, иеромонах, на днях позвонил мне и, поздравляя с Рождеством Христовым и Святками, в шутку спросил, как обстановка на «западном фронте», когда мы наконец будем брать Константинополь, чтобы успеть «по дешевке прикупить недвижимость» во Втором Риме...

Напомню, что со слов некоторых собеседников преподобного Паисия нам известны его слова о скором военном конфликте России и Турции, в результате которого русские войска возьмут Константинополь, но из-за международного давления не смогут его удержать и передадут его Греции. Таким образом исполнится вековая мечта греков о возвращении им Второго Рима.

Нет ничего удивительного, что популярным пророчество, приписываемое преподобному, становится не только среди греков, но и среди русских. Ведь «Крест над Святой Софией» и освобождение Константинополя были любимыми мотивами русской славянофильской мысли на протяжении всего ХIХ века. Это связано было не только с победоносными войнами России против Османской империи в екатерининскую эпоху, когда при Екатерине Великой разрабатывался даже некий «Константиновский проект», связанный с именем ее внука Великого князя Константина и активно поддерживавшийся греками при русском дворе, но и с общим романтическим подъемом русской национальной мысли.

В начале века ХХ-го, во время Первой мировой войны, когда само время начало славянофильствовать, по примечательному выражению философа Владимира Эрна, идея захвата Россией Константинополя перешла даже в стадию практической проработки. Как известно, между Россией и странами Антанты - Францией и Англией - была договоренность, что после победы над Германией и ее союзниками в Первой мировой войне Россия должна была получить под свой контроль Проливы и Константинополь. Парадоксально, что в то время как представители русской аристократии, генералитета и политической элиты грезили идеей возвращения под контроль России проливов Босфор и Дарданеллы и Константинополя, одновременно они готовили заговор с целью свержения Царя - Помазанника Божия.

Это, кстати, важный штрих к пониманию неизбежности революции 1917 года. Ведь ситуация носила абсурдный характер: политическая элита готовит свержение монархии и одновременно в околоправославных категориях размышляет о контроле над Проливами, о превращении России в мирового гегемона! Это свидетельствует не только о политической слепоте русской аристократии кануна Революции, но и об отсутствии адекватного религиозного мировоззрения у представителей верхушки русского истеблишмента.

Примечательно, что в эпоху наивысшего военно-политического могущества России, после великой Победы над фашизмом, в период позднего Сталина идея освобождения Константинополя не стала популярной. Вспомним знаменитую песню «Летят перелетные птицы», в которой есть характернейшая фраза: «Не нужен мне берег турецкий». Песня была написана в 1949 году (музыка Матвея Блантера, стихи Михаила Исаковского) и воспринималась, как выражение верноподданнических настроений советского еврейства, стремившегося отвести от себя подозрения в сионизме, в следовании идее двойной лояльности (государству Израиль и СССР), хотя Исаковский и не был евреем. Но у гениальных поэтов, каковым был, несомненно, Михаил Васильевич, не бывает случайных фраз, поэтому слова «не нужен мне берег турецкий» являются наилучшим выражением историософии эпохи.

Но вернемся к главному. Людям, мечтающим об освобождении от турок Константинополя, уместно задать вопрос: зачем нам, русским, Второй Рим, когда у нас есть Рим Третий? Мечты греков понятны. Они никогда не признавали Москву Третьим Римом, им чужда сама идея, сформулированная старцем Филофеем и прочно вошедшая в русскую историософию, - идея Москвы как Третьего Рима: «Яко два Рима в ересях падоша, третий Рим - Москва, а четвертому не быти». Греки считали и считают, что Второй Рим пал в 1453 году вовсе не из-за впадения в ересь их предков. Речь о том, что незадолго до захвата турками столицы мировой ойкумены на Ферраро-Флорентийском соборе большинство православных иерархов (в подавляющем большинстве греков) подписали унию с Ватиканом, согласившись принять от папы Римского звание кардиналов, устоял только святой епископ Эфеса Марк (правда, грузинские иерархи сбежали с собора, поняв, к чему идет дело, а сербы вообще уклонились от поездки на собор). Греки считали и считают, что было только два Рима, а потому главная задача православных, прежде всего, русских, как единственной дееспособной в военно-политическом отношении силы, в последовавшие после XV века времена, - освободить Константинополь. Ну и подспудно предполагается, что это позволит грекам вернуть духовное водительство над православной ойкуменой.

Но нам, русским, это зачем нужно?! Если, как понимали наши предки, падение Второго Рима не было случайностью, но вполне очевидной закономерностью исторического процесса, то мы должны смотреть на Константинополь, как мы смотрим на другие артефакты христианской истории, на любые другие руины, которые рассказывают нам «о славе прошлой», о былом величии той или иной эпохи. Мы должны смотреть на Константинополь исторически, а не геополитически, смотреть как на наше прошлое, но не наше будущее. Если мы, разумеется, согласны с идеей Третьего Рима. Но ведь без признания Москвы Третьим Римом нам не только не понять русскую историю, но невозможно увидеть ориентиры нашего будущего.

Нам нужно признать, что идея освобождения Второго Рима и Святой Софии, долгое время бывшая идефикс русской славянофильской и охранительной мысли, уводит русских от понимания актуальных задач России. Более того, идея Константинополя мешает нам правильно понимать самую суть предназначения России. Наша история, наша историософия учит нас: Россия должна быть удерживающим в мире, норовящем сползти в пучину зла, но Россия не должна претендовать на роль гегемона в мире.

Это очень важно понять нам именно сегодня. Именно сегодня, накануне близящейся столетней годовщины нашей национальной катастрофы, нам нужно извлечь уроки из нашего прошлого вековой давности, не поддаться новому соблазну мировой гегемонии. Напомню, что идея мировой гегемонии России была очень популярна в русской мысли начала ХХ века, как раз перед гибелью Российской Империи. Многие русские геополитики, мыслители того времени грезили тем, что Россия буквально через несколько десятилетий станет ведущей мировой силой, гегемоном в мировой политике. Катастрофа 1917 года, которая случилась взамен грезившейся гегемонии России, отрезвила тогда многих из тех, кто дожил и выжил в то страшное время.

И мы сегодня должны вспоминать почаще 1917 год, чтобы трезвиться, ведь и сегодня некоторые силы пытаются подбросить нам эту пагубную идею мировой гегемонии. Тут уместно вспомнить последний фильм Владимира Соловьева «Миропорядок». Соловьев - не просто талантливый журналист, но человек, вхожий в высшие эшелоны власти, как можно предположить, а, стало быть, выражающий идеи, которые бродят среди некоторой части современного российского политикума, а, может быть, и в среде каких-то иных сил. В своем фильме, где участвуют многие выдающиеся современные политики, в том числе и Глава нашего государства, Соловьев как раз попытался предложить Владимиру Путину идею мировой гегемонии России. Мол, США оказались несостоятельны как мировой гегемон, может попробовать России занять их место, при том, разумеется, что наша страна предложит человечеству иные идеи и способы мироустройства. Это очень опасный соблазн, который может привести нас к новой катастрофе.

Отрадно, что эта идея не нашла поддержки у нашего национального лидера, который подчеркивал, что Россия должна действовать совместно с другими центрами силы современного мира. Это свидетельствует о том, что Владимир Владимирович Путин не только трезво смотрит на реалии современного мира, но и глубоко понимает смысл служения и суть предназначения России.

 

PS: Уже после того как статья была опубликована, мой друг кандидат исторических наук Павел Петин прислал мне несколько цитат выдающегося английского историка А.Тойнби, хорошо иллюстрирующих то, о чем идет речь. Не могу отказать себе и, надеюсь, читателю в том, чтобы привести мысли мудрого англичанина: 

«Москва – Третий Рим. Тогда как «великая идея» греков представляет собой драматический и странный исторический факт, аналогичное зерно, посеянное на русскую почву, дало серьезные исторические последствия, которые и сейчас, в середине XX в., возможно, еще не развернулись в полной мере».

«Русские не были узур​паторами, бросающими вызов живым владельцам титула. Они остались единственными наследниками. Таким образом, они не были отягощены внутренним чувством греха. Чувство того, что греки предали свое Право​славие и за это были наказаны Богом, сильно отразилось на далекой Рус​ской Церкви, где антилатинские настроения были очень сильны. Русским казалось, что если греки были отвергнуты Богом за Флорентийскую унию, мыслившуюся как замена Православию, то сами они получили политиче​скую независимость за преданность Церкви. Русский народ оказался последним оплотом Православной Веры. Таким образом, он унаследовал пра​ва и обязанности Римской Империи». 

«Использование русскими авторитета Восточной Римской империи для доказательства веры в бессмертие своего универсального государства – прежде всего в политических целях – требовало значительных усилий, чтобы уберечь Третий Рим от судьбы, которая постигла Первый Рим и Рим Второй. Прежде всего предстояло освободить от западного политического и церковного влияния русские православно-христианские земли, попавшие под власть Польши и Литвы в XIV в. Политическая миссия Третьего Рима никогда не сводилась к тому, чтобы спасать или реформировать Второй Рим. Она виделась в том, чтобы заменить его, тогда как миссия Христианской Церкви заключалась в том, чтобы заменить церковь Ветхого завета. Следствием идеи «Москва – Третий Рим» стало устойчивое убеждение русских в осознании ими своей судьбы, что Россия призвана быть последним оплотом, цитаделью Православия». (Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1996. С. 405–406) 

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

115. Конфликт или бинокль времени

Если бы Греция вступила в войну против Турции в 1914 году,то победа была неизбежна.Но вступив в 1919 году,несмотря на победы в первых сражениях,проиграла войну.Третий Интернационал во главе с Лениным проявил немыслимую благотворительность.Снабдив безвозмездно,Турцию царским золотом,оружием(царскими винтовками,пушками плюс арсенал) и построил мгновенно несколько заводов(цехов)по производству пороха.патрон ит.д.В тот момент,когда Россия голодала.Сейчас безвозмездно Третий Интернационал строит в Турции АЭС.

114. Повторюсь!

Нет-Третьего Рима,есть-Третий Интернационал!И он к русским людям не имеет никакого отношения.Страна,Третьего Интернационала вкупе с Новым Карфагеном имеют одно и тоже апостасийное лицо, неразличимые никем.Двойное гражданство-вот что представляет собой элита Третьего Интернационала.Люди-разменная монета.Царь-Град это сказочный былинный образ величия.Как,впрочем и Третий Рим.Но Третий Рим не признают не только лукавые греки,которые потеряли свою национальность и право быть эллинами.А абсолютно все,что православные,что нет!

113. Ответ на 111, Николай :

символ БОГА-Святую Софию отдавать на попрание агарянам!Завтра эрдоган скажет Кубань моя, что ты ты будешь делать вова.

А у России- своя София есть- это Главный Храм МО РФ. Это НАШ символ любви к Богу, Наш воинский ответ эрдоганам и натам, фургалам, НикНиПам, сафроновым и прочим аппаратчикам.

влдмр / 20.07.2020

112. Константинополь нужен.

Русский Константинополь. Как одна из столиц многонационального Русского Государства,

что Отроков, а не рабов препровождает во Христово Царство. Предателям, противникам держаще дверь открытой до самого последнего мнгновенья...

В этой дискуссии предполагается, что мир останется таким же как и был последнее столетие, но уже Эрдоган понял, что это НЕ так- Мир, в страхе катится к Эпохе, когда уже ничто НЕ будет прежним(ц)Эрдоган. Добавим- Раскалывает Казнь Десятая финансовые стержни, короновирусцОм, как в древности Златым Тельцом, под дых поддав, наддав на вздохе. Поэтому множество рассуждений- рассуждения генералов, готовящихся к предыдущей войне.

влдмр / 20.07.2020

111. Византия-колыбель православия.

Конечно не совсем корректно перечить г.Степанову за сию статью ибо гаванское целование произошло чуть больше месяца спустя. Документы 8 волчьего собора тоже подписаны, но поехать на собор постеснялись ибо ДОШЛО ЧТО ТВОРЯТ. Господь взирая на все это безобразие терпел 4 года и вот происходит самое страшное:османский сапог второй раз наступает на горло мирового правславия и не надо тут говорить, что Святую Софию построили греки и Господь наказал их за унию с католиками. Но этот символ любви к Богу к Его Премудрости Софии вечно живет в сердцах и душах тех, кто любит Христа и живет по Его заповедям. И каким лицемерием надо обладать чтобы одновременно вписывая Бога в главный закон, и тут же отдавать символ БОГА-Святую Софию отдавать на попрание агарянам!Завтра эрдоган скажет Кубань моя, что ты ты будешь делать вова.

Николай / 18.07.2020

110. Ответ на 65., М.Яблоков:

Такого никогда не будет. Господь в Евангелии говорит лишь о малом стаде, узком пути и тесных вратах, и что очень немногие пройдут ими. Всеспасение никто никому не обещал. И рая на земле уже никогда не будет. Так что не могу разделись вашего внебиблейского оптимизма.

Дополню. Все- ОСТАВШИЕСЯ в ЖИВЫХ. 8, как при Ное, или 8 миллиардов, как сейчас- не важно. Мой "внебиблейскй оптмизм" основан на предположении, что Бог не мог дать задание, которое 1- нельзя выполнить, 2- не будет выполнено.

влдмр / 23.05.2016

109. Ответ на 105., Анатолий Степанов:

И еще в завершение, поскольку дискуссия уже ушла в частности, диспутанты разбились на группы и спорят о чем-то своем, да и мне уже недосуг следить за перипетиями споров.Должен заметить, что сформировалось не совсем правильное понимание этой моей статьи. У меня нет пренебрежения к грекам, что тут увидел, в частности, участник обсуждения под ником "грек", напротив, я люблю Грецию и греков, особенно Святую Гору. При этом я трезво без иллюзий смотрю на греков. Я хотел только сказать, что нам нельзя пренебрегать Третьим Римом, не только потому, что он наш - русский, а потому, что такова логика истории. Второй Рим надо изучать, им можно любоваться, восхищаться, грустить на его развалинах, но он УМЕР. Не нужно дерзать изменить ход истории, опираясь на пророчества святых, которые, как правило, мы грешные плохо понимаем, а частенько переносим данное нам благословение старца на благословение всему народу, что было в частности в истории с ИНН.Нам не нужен Константинополь как цель русской политики, это - мираж, нам надо понять ту миссию, которую Господь возложил на русский народ и стараться ее исполнять по мере сил. Мы, русские, народ, во-первых, отзывчивый, а,во-вторых, увлекающийся. Как бы мы не увлеклись вновь вернуть Константинополь, помочь братьям-грекам вернуть утраченное. Грекам в их нынешнем состоянии Константинополь тоже ни к чему. Что они с ним будут делать? Провозгласят центром православного мира? Хватит с нас того, что Константинопольский патриарх, спекулируя на своем статусе первого среди равных, хочет стать православным папой.

Абсолютно и полностью с Вами согласен Анатолий Дмитриевич. Примерно тоже самое я и попытался сказать в предыдущих комментариях. Единственное в чем я быть может Вас поправил, или скорее добавил. Греки сошли с исторической дистанции как имперский народ, это правда. Они должны смириться и принять этот факт. Иначе им просто придется стать орудием против Третьего Рима в руках Запада, ради якобы возрождения Рима Второго. В итоге тем самым окончательно погубив себя. Это очевидно. И я думаю не стоит этому потакать в сложившейся ситуации, тем более делать это целью русской политики и тем более за счет русской крови. Ее и так пролиты уже целые реки. Другое дело, оставят ли Вам турки выбор - вот это вопрос. Ведь на самом деле, не оставлять же Константинополь если дойдет до войны и победы в ней туркам, или англосаксам. Тогда что останется делать то, какой выход? Китайцам отдать? Курдам? Арабам?! По-моему пр. Паисий именно об этом и говорил. И еще, и это главное о чем я хотел сказать Вам. Греки Анатолий Дмитриевич, не сошли с дистанции как нация, как народ. Как православный народ. Как имперский да, но как просто народ нет. Мы еще живы. И когда меня на улице останавливает русский человек, и узнав в завязавшемся разговоре о том, что я грек спрашивает меня: - "а греки разве не мусульмане?!", а потом я еще читаю вот такие статьи, то простите меня, мне становится обидно до самой глубины моей очень мелкой и и очень гордой греческой души)))))))))))))))))) Я вот только из храма. Висит на стенде статья: великий святой земли Русской Серафим Саровский. Обратите внимание, не Римской земли(Третий Рим ведь) и даже не Российской, а именно Русской земли Анатолий Дмитриевич, с чем я кстати полностью согласен. И тут же рядом еще одна: святой Василий Великий. И все. Дальше сразу пошли успехи в "школе, институте, армии и т.д.". Про Греческую землю и греческую национальность ни слова. Что до остального - полностью с Вами согласен.

грек / 21.01.2016

108. на п. 103 -- греку

Наш народ любит и уважает греков. Молится великому святому, почивающему в Греции, -- святителю Спиридонию Тримифунтскому. Который не оставит, дай Бог, своими молитвами ни Грецию, ни Россию… То, что в Греции принят закон о содомитах, так на то есть пословица: «В семье не без урода». В России, как и на Западе, тоже есть свои «уроды» -- педерасты. И жаль прозападное правительство Греции, которое приняло этот бесовский закон.

107. Автору

Анатолий Дмитриевич. Как же так? По Вашим словам, нам не нужен Константинополь? Но он нужен Православию. Ведь там находится поруганная Святыня – Храм Софии Премудрости Божией! Помимо Паисия Святогорца, и другие Святые старцы предсказывали завоевание Константинополя огромной армией православных славян, русских. И передачу затем его православным грекам. Которые нам не чужие, а единоверцы. Это случится, по предсказаниям, после нападения турок на Грецию. В то время, как греки будут отбиваться от турок, на помощь им и придут православные.

106. Ответ на 105., Анатолий Степанов:

Как бы мы не увлеклись вновь вернуть Константинополь, помочь братьям-грекам вернуть утраченное. Грекам в их нынешнем состоянии Константинополь тоже ни к чему. Что они с ним будут делать? Провозгласят центром православного мира? Хватит с нас того, что Константинопольский патриарх, спекулируя на своем статусе первого среди равных, хочет стать православным папой.

Мудрые слова, дорогой Анатолий Дмитриевич! Позвольте теперь привести несколько слов из моего исследования: "15 июля 1914 г. Австро-Венгерская империя объявила войну ма-ленькой Сербии. Россия, исстари являвшаяся покровительницей славян, приступила с 17 июля к мобилизации. В ответ австрийская союзница Гер-мания 19 июля (1 августа по н. ст.) объявила войну России. 20 июля Германия оккупировала Люксембург, 21 июля начала кампанию против Франции, а 22 июля открыла крупномасштабные боевые действия против Бельгии. В тот же день Великобритания объявила войну Германии. Вслед за этим войну рейху объявили английские доминионы: Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южно-Африканский союз. Помимо того, в 1914 г. на стороне Антанты выступили Япония и Египет, а на стороне центральных держав – Болгария и Турция. Война стала мировой. Всего в вооружённой схватке приняли участие 33 государства. Финансовый капитал, как наиболее концентрированное выражение основных свойств империализма, обнаружил неукротимое стремление к новому переделу мира, к хищническому захвату новых ко-лоний, источников сырья, рынков сбыта и сфер приложения денег. Неизбежность кровопролитного столкновения в интересах хозяев де-нег и агрессивных империалистических держав, масштабы, сроки и по-следствия гениально предсказал Ф. Энгельс ещё задолго до его возникно-вения. Так, в декабре 1887 г. в введении к брошюре Сигизмунда Боркхей-ма «На память ура-патриотам 1806-1807 годов» он написал: «Для Прус-сии-Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемир-ной войны. И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда еще не объедали тучи саранчи. Опустошение, причиненное Трид-цатилетней войной, – сжатое на протяжении трех-четырех лет и распро-страненное на весь континент, голод, эпидемии, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызванное острой нуждой, безнадежная пута-ница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кредите; все это кончается всеобщим банкротством; крах старых госу-дарств и их рутинной государственной мудрости, – крах такой, что коро-ны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы под-нимать эти короны; абсолютная невозможность предусмотреть, как это все кончится и кто выйдет победителем из борьбы; только один результат аб-солютно несомненен: всеобщее истощение и создание условий для оконча-тельной победы рабочего класса» . Русский царизм вступил в Первую мировую войну не только как вас-сал англо-французских капиталистов, но и как выразитель интересов соб-ственного, «отечественного» финансового капитала, стремившегося к осу-ществлению своих захватнических целей как в Азии, так и в некоторых районах Центральной Европы. По суждению В. И. Ленина, «задача импе-риалистской политики России, определяемая вековым соперничеством и объективным международным соотношением великих держав, может быть кратко выражена так: при помощи Англии и Франции разбить Германию в Европе, чтобы ограбить Австрию (отнять Галицию) и Турцию (отнять Ар-мению и особенно Константинополь). А затем при помощи Японии и той же Германии разбить Англию в Азии, чтобы отнять всю Персию, довести до конца раздел Китая и т. д. И к завоеванию Константинополя, и к завое-ванию все большей части Азии царизм стремится веками, систематически проводя соответствующую политику и используя для этого всяческие про-тиворечия и столкновения между великими державами. Англия выступала более долго, более упорно и более сильным противником этих стремлений, чем Германия. С 1878 года, когда русские войска подходили к Константи-нополю и английский флот появился перед Дарданеллами с угрозой рас-стрелять русских, как только они покажутся в «Царьграде» – до 1885 г., когда Россия была на волосок от войны с Англией из-за дележа добычи в Средней Азии (Афганистан; движение русских войск в глубь Средней Азии угрожало господству англичан в Индии) – и до 1902 года, когда Англия заключила союз с Японией, подготовляя войну ее против России – за все это долгое время Англия была сильнейшим врагом разбойничьей полити-ки России, потому что Россия грозила подорвать господство Англии над рядом чужих народов» . Академик И. И. Минц придерживался такой же точки зрения: «Цар-ское правительство рассчитывало использовать войну не только для того, чтобы утихомирить своих классовых противников в тылу и чтобы активно участвовать в переделе мира, но и для решительного улучшения своего международного положения. Вступая в войну, царизм надеялся выпутать-ся из тяжелой иностранной зависимости и захватить Галицию, Турецкую Армению, Константинополь, а затем на новом этапе или в новой войне, опираясь на поддержку Японии, а также и своего недавнего соперника – германского империализма, начать борьбу против Англии, отвоевав у по-следней Персию и Персидский залив с выходом в открытый океан… Одна-ко события развернулись совсем иначе. Во время империалистической войны зависимость царской России от иностранного капитала резко уси-лилась, поставив страну перед угрозой расчленения» . Россия втянулась в глобальное побоище, цели которого были отвле-чёнными и непонятными для трудящихся. Патриотические призывы защи-тить братьев-славян, завоевать Черноморские проливы и водрузить крест на соборе Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) не могли вызвать глубокого отклика в народе. Простые люди даже не представляли, где находятся Австро-Венгрия и Германия. Русскому рабочему и крестьянину были неведомы Дарданеллы, и он не понимал, почему нужно идти за чьи-то интересы в бой, на страдания, лишения и смерть".

Анатолий Степанов:
В чём неправда «православных антисоветчиков»?
К полемике с Леонидом Решетниковым и Михаилом Смолиным
10.08.2020
Революция в «Двуглавом орле»
Постскриптум
07.08.2020
Не надо бояться!
Беседа с настоятелем Преображенского собора в Лигово
06.08.2020
Все статьи автора
"Страсти по Святой Софии"
Святая София не греческое только, но русское и всеправославное дело
Возражения на статью Анатолия Степанова
30.07.2020
Является ли неоосманизм Эрдогана угрозой для России?
К вопросу о превращении музея Айя-София в мечеть
29.07.2020
Удар по мирному сосуществованию религий и беспрецедентное оскорбление
В Святой Софии, превращённой Эрдоганом в мечеть, совершён первый за 86 лет намаз
24.07.2020
Святая София Константинопольская: статус мечети лучше статуса музея
Музейный статус храма являлся атрибутом светскости, борьбы с религией, толерантности и европеизации
21.07.2020
«Решение задевает религиозные чувства миллионов христиан»
Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании выразил глубокое сожаление в связи с решением руководства Турции лишить храм Святой Софии музейного статуса
17.07.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём неправда «православных антисоветчиков»?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-08-11 21:53
Психология и психологи в духовной школе
Новый комментарий от Денис
2020-08-11 20:41
О вменяемом видеохостинге
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-08-11 20:09
Россия создала первую в мире вакцину от коронавируса
Новый комментарий от Валерий
2020-08-11 18:42
Несколько замечаний об относительности времени
Новый комментарий от NNNN
2020-08-11 18:19
Революция в «Двуглавом орле»
Новый комментарий от Vladislav
2020-08-11 17:42
Российско-белорусская «операция "Трест"»?
Новый комментарий от Фёдоров О. А.
2020-08-11 17:40