В понедельник, 15 июня, министр юстиции Турции Абдулхамит Гюль заявил, что «цепи Святой Софии должны быть разорваны». Об этом он сказал в интервью государственному агентству «Anadolu», передаёт СПЖ со ссылкой на турецкий ресурс «АА.com».
Чиновник сообщил, что приближается день судебного разбирательства по делу открытия собора Святой Софии для поклонения, которое будет рассматриваться в Государственном совете. По его мнению, «Государственный совет может принять решение в рамках права по этому прецеденту, или принять другое решение, обосновав его». Определение статуса собора, считает он, — «это вопрос, который находится в ведении Турецкой Республики. Это вопрос суверенитета Турецкой Республики».
Напомним, на днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган попросил чиновников изучить возможность превращения Собора Святой Софии в мечеть, передаёт ФАН. А год назад, в марте 2019 года, Эрдоган прямо заявлял, что Собор Святой Софии не будет превращен в православный храм «до тех пор, пока существует турецкий народ и душа».
Ситуацию комментирует главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов:
Мне не нравится та истерия, которую поднимают по поводу того, что турецкие власти хотят разместить в музее (бывшем соборе Святой Софии) мечеть.
Что, собственно, в этом неожиданного? Бывший православный собор в Константинополе был превращён турками в мечеть сразу же после завоевания столицы империи, и почти 600 лет был мечетью. Построенный святым императором Юстинианом собор Святой Софии просуществовал чуть больше 1000 лет, до захвата турками. Конечно, он был построен как собор, как главный собор Православия, однако нельзя делать вид, что речь идёт о том, что турки пытаются православный храм превратить в мечеть, мечетью хотят сделать музей.
Понятно, почему эту истерию поднимают греки. Она особенно ложится в русло неких пророчеств, которые широко распространяются как раз греками, о том, что русские захватят Константинополь, но, поскольку американцы не позволят русским там хозяйничать, то они передадут его грекам. Эти пророчества стали чуть ли не общепринятыми среди русских православных людей. Многие их совершенно бездумно повторяют, считая, что так и будет.
Возникает законный вопрос, а какой в этом смысл? Зачем нам, русским, воевать с турками и освобождать Константинополь? Зачем нам Второй Рим? Ведь Москва уже 500 лет назад объявлена Третьим Римом. Правда, греки не хотят признавать Москву Третьим Римом. Но нам-то какое дело до греков? Москва является Третьим Римом, центром мирового Православия, и нам нужно Москву сохранить, а не проливать русскую кровь за освобождение Константинополя.
В XIX веке многие русские интеллектуалы консервативного образа мысли бредили идеей освобождения Константинополя, восстановления Креста над Святой Софией. Это стало некой мечтой русских консерваторов. Но это была ложная мечта. Русские консерваторы XIX века совсем забыли про Третий Рим. В их трудах этой темы нет. Забыли про Третий Рим, мечтали о Константинополе. Вот и домечтались, что потеряли свою Империю. Мне об этом уже доводилось писать в статье «Зачем русским Константинополь?».
Поэтому я думаю, что нам надо сохранять трезвость. Нам, православным не стоит давить на наши власти, чтобы они помешали Турции превратить музей Святой Софии в мечеть. Конечно, было бы лучше, если бы турки всё-таки сохранили Софию как музей и не возвращали ей статус мечети. Музей - уже вековая традиция, и этот статус стал привычен и устраивает многих.
Но я не вижу никакой трагедии, если власти Турции решат вернуть Софии снова статус мечети. По крайней мере, для нас, русских православных людей, это не должно быть какой-то первостепенной темой, и уж, по крайней мере, было бы неразумно выдвигать какие-то ультиматумы Турции на сей счёт.
В этой связи мне вспоминается одна историческая аналогия. Совсем недавно мы вспоминали годовщину трагического события в нашей истории - битвы на Калке. В связи с этим я обратил внимание на предысторию этого сражения. Оказывается, монголо-татары воевали с половцами, считая половцев своими вассалами, и пытались подчинить их своему влиянию. Половцы обратились за помощью к русским, пользуясь тем, что галичский князь Мстислав Удатный был женат на дочери половецкого хана. Пользуясь родственными связями, половцы начали агитировать русских, чтобы они вступили в войну с монголо-татарами за половцев. Князю Мстиславу удалось убедить целый ряд русских князей, что нужно пойти сражаться с монголо-татарами. Те предлагали русским сделку. Они прислали послов с предложением к русским не вступаться в защиту половцев, а ежели половцы к ним побегут, то русские могут отбирать их имущество и подчинять их себе. На этом конфликт мог бы быть исчерпан.
Однако некоторые князья решили иначе. Великий князь киевский велел убить послов, которых монголо-татары прислали на переговоры к русским князьям. И русские вступили в сражение за интересы половцев. Состоялось печально известное сражение на Калке. В самый разгар сражения половецкие войска не только дрогнули и побежали, оголив фронт, но они смяли своим бегством часть русских войск. В итоге, русские войска были разгромлены, некоторые князья были взяты в плен и подверглись истязаниям, а битва на Калке вошла в историю как очень печальное событие.
А ведь как знать, не поддайся русские на уговоры половцев, не вступись за их интересы, может быть, и не было бы монголо-татарского нашествия на Русь, которое началось через 15 лет после Калки.
История должна учить, как считали еще древние. Учить она в данном случае должна тому, что нам нет никакого смысла поддаваться агитации со стороны греков и активно включаться в борьбу против турок.
12. Византия
11. Ответ на 8, учитель:
10. Ответ на 8, учитель:
9. Ответ на 5, учитель:
8. Ответ на 6, Hyuga:
7. Хватит таскать каштаны из огня для других
6. Ответ на 2, monarhist:
5. Администрации
4. Ответ на 2, monarhist:
3. навеяло...простите...