50 лет – апофеоз любви

Обмирщение через пиар: каково время – таковы и герои

Проблемы церковной жизни 
0
3757
Время на чтение 3 минуты

Многие Святые Отцы, авторитетнейшие архиереи и священнослужители давно предупреждали, что одна из самых опасных угроз для Церкви – обмирщение. Сам Христос Спаситель нас об этом предупреждает, говоря Пилату: «Царство мое не от мира сего» (Ин. 18: 36); поучая апостолов: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15: 19).

Мы видим, во что превращается сегодня Католическая церковь, сделавшая после Второго Ватиканского собора решительный шаг навстречу миру.

Но мы думали, что напасть сия не коснётся нашей Русской Православной Церкви. А если и ожидали откуда угрозы, так, наученные горьким историческим опытом, со стороны чрезмерного подчинения Церкви сиюминутным интересам власти.

А обмирщение начинает проникать откуда и не ожидали, – через пиар, через голливудизацию...

Вот яркий пример. Наш коллега журналист Михаил Тюренков опубликовал на своей страничке в Фейсбуке небольшую заметку о том, как отметил своё 50-летие ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков).

Просмотрев во многих отношениях поразительную видеозарисовку о 50-летии нового ректора Сретенской духовной семинарии и наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, непреодолимо хочется ещё и ещё раз горячо поздравить Высокопреосвященнейшего Юбиляра!

В этом небольшом фильме – зримый итог нынешнего периода жизни Владыки Ректора. И это видно всякому, невооружённым глазом. Вокруг Алтарь, Престол, Распятие, иконы святых, Анафора, Литургия, а в центре – Герой, Юбиляр! А как прекрасно, на каком уровне всё снято! Таких съёмок в алтаре я не видел никогда, даже на Патриарших богослужениях. Отточенная режиссура, прекрасная операторская работа (включая очень эффектную, особенно для монастырского алтаря, постановку света), работа в кадре — всё на высочайшем, сверхпрофессиональном уровне. И если бы это была не Божественная Литургия, если бы это не было чтением Анафоры (главной, центральной литургической молитвы), то искренне удивился бы: неужели всё снято с первого дубля?!

Фильм четырёхминутный, но знающие люди поймут, каких трудов стоила эта, казалось бы, небольшая работа. Но главное, конечно же, идея: это же надо было додуматься такое создать к своему юбилею! Просто поразительно! И получилось прекрасное пособие для анонсированных в Сретенской семинарии PR-занятий будущих пастырей.

Да, затратно. Очень затратно. Хотя, наверное, отчасти это удалось компенсировать небольшой зарплатой недавно уволенного оператора старой Сретенки Димитрия Гливинского (к слову, отца четырех детей). Но зато как красиво! С каким чувством! А потому, как бы критически я ни относился к реформам в Сретенке, здесь не могу не снять виртуальную шляпу: профессионализм есть профессионализм. Уверен, без капли иронии: Станиславский бы оценил. И многие ведущие современные режиссёры тоже. Посему я бы назвал эту видеозарисовку «Апофеоз любви»: столь ярко здесь показана она – главная любовь Юбиляра.

К слову, древнееврейское слово «йовель» или «ювель» переводится как «бараний рог», а означает «год свободы». Так издревле назывался установленный пророком Моисеем 50-й год, когда юбиляр подводил первые итоги жизни, отдавал и прощал долги, рабы же юбиляра получали свободу. Во многих смыслах и это символично.

Расставили в Алтаре профессиональные световые приборы, по алтарю бегали операторы (хочется надеяться, что мужчины) с камерами, а может, ещё и снимали дубли? Уж очень профессионально снято...

Но даже если не было дублей и работали операторы-профи, всё равно это самое настоящее глумление над богослужением, над молитвой, над святыней! Или мы в своей традиционалистской замшелости что-то не так понимаем?! И это нынче называется по-другому...

Редакция Русской народной линии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 10, Ксения Балакина:

"Христос воскресе, радость моя!" (с)

Но тогда для чего же маски? Чтобы прикрыть лица от Света, исходящего из распахнутых Царских Врат?

9. Ответ на 8, Советский недобиток:

Так ведь Пост, матушка! (с)

"Христос воскресе, радость моя!" (с)
Ксения Балакина / 18.06.2020, 00:47

8. Ответ на 7, Ксения Балакина:

Да и люди говорят о Литургиях в нашем храме – «как на Пасху!»

Так ведь Пост, матушка! (с)

7. ....

Посмотрела ролик. Снято с любовью, добротно, аккуратно. Смотреть было интересно. Не самая дорогая современная аппаратура вполне справится, и для монтажера с любовью к своему делу, прямыми руками и качественным софтом нет проблем так сделать. Если снимаются фрагменты Литургии, то что в снимаемом материале для христианина важнее: Литургия или человек на Литургии? Литургия.

Создатели ролика не собирались показывать Литургию. Литургия, по сути, непоказуема. В данном случае сняты моменты молитвенного служения человеком Литургии. И этот тоже важно.

Когда к нам в регион приезжал Святейший, то главное впечатление большинства сослуживших ему священников – КАК Святейший молитвенно служит, КАК он предстоит Богу, как всем своим существом погружен в Событие, Священнодействие. Это очень впечатлило священников. Можно ли сказать, что Патриарх затмил собой Литургию? Думаю, вряд ли. Не затмил, но показал еще очень важную грань и себя как личности и литургического служения вообще.

И еще одна мысль. Она по сути не по теме обсуждения. Около года назад настоятель нашего храма получил право служить Литургию с открытыми Царскими вратами до Отче наш. Вы не представите, как сразу изменилось восприятие Литургии. Даже с точки зрения певчих – стало ощутимо видно, как священник молится, как читает тайные молитвы и певчие с этим стали соразмерять ритм пения, например, евхаристического канона. Это совершенно поразительное отличие – весь евхаристический канон начал восприниматься, как дыхание – вдох-выдох –возглас-ответ «едиными усты и единем сердцем». Да и люди говорят о Литургиях в нашем храме – «как на Пасху!» - они видят молящегося священника, его поклоны, воздевание рук и т.д. и у молящихся совершенно иное восприятие, нежели при предстоянии перед закрытыми вратами. Как-то так...

Ксения Балакина / 17.06.2020, 17:40

6. Ответ на 5, Алина:

Ну не имею права я, простая женщина, пусть и верующая, видеть то, что всегда происходит (должно происходить!)

Почему? Запрещено заходить в алтарь, поскольку это место священнослужения. Закрытие завесы имеет символическое значение, а вовсе не создание завесы тайны над тем, что происходит в алтаре. В христианстве нет эзотерики. В первых храмах алтарь был отделён, но визуально не изолирован. Иудейская завеса в храме разорвалась в момент смерти Господа.
Андрей Карпов / 17.06.2020, 12:37

5. 50 лет - апофеоз любви

Когда-то давно, лет пять назад, у меня была статья с заголовком "Обмирщвление святынь" (его потом, при перепосте, переделали, не понравилось слово "обмирщвление"). А ведь это оно и есть - обмирщение - умерщвление в себе того духа, который мы должны стяжать. И еще раньше я писала о том, что, в принципе, понятие "православный журналист" - это оксюморон. Журналистика (что печатная, что теле-) по самой своей сути антиправославна. Именно потому, что на первый план ставит человека (как себя, любимого автора, так и героя). Здесь - прекрасный образчик мирской, или светской, тележурналистики. Истинно православный человек, конечно же, такое бы не снял. Но вот недавно было показано освящение Главного храма Вооруженных сил Патриархом. Я не смогла его смотреть - те самые святые, самые таинственные, самые САКРАЛЬНЫЕ минуты. Ну не имею права я, простая женщина, пусть и верующая, видеть то, что всегда происходит (должно происходить!) ВТАЙНЕ! А это - не обмирщвление Таинства? На всю страну подробно, пристально разглядывали то, что НЕЛЬЗЯ видеть! Простите за эмоции, но я была в шоке. По сравнению с этим красивый сюжет в стиле гламурного кино о владыке Амвросии - мелочь. И все это - результат привлечения высокопрофессиональных МИРСКИХ специалистов и журналистов. Надо уж определиться: если вам (нам) нужно сохранить святость, не обмирщать святое - тогда обходитесь своими силами, привлекайте людей православных. Да, они снимут не так красиво, зато не будут лезть под руки владыки или Патриарха в самые сакральные минуты. А если хотите снимать сюжеты НА ПУБЛИКУ, то тогда смиритесь с тем, что зрители будут в это время сидеть на диване, попивая, в лучшем случае, чай. Для мирских профессиональных журналистов нет понятия "Литургия", есть просто "информационный повод", который нужно осветить. Что освящение храма, что день рождения владыки, что пресс-конференция какого-нибудь чиновника - все едино. Это нам, как православным верующим, больно от профанации святого, а нам, как журналистам, безразлично, в какое время и где снято, главное - что и как. Так что не во владыке дело, по большому счету. Ему Бог судья. Дело в подходе к самому процессу, к самой идее подачи информации из церкви и о Церкви.
Алина / 17.06.2020, 11:03

4. Ответ на 2, Анатолий Степанов:

Дорогой Толя! Уверяю тебя, что никаких нескольких камер и специального освещения в храме не было. Мне вообще показалось, что все снимал один человек на хороший фотоаппарат, переключая с фото на видео и обратно. В этом и заключается профессионализм. искренне не понимаю, почему нельзя снимать богослужение в такие, памятные для человека дни. Я, например, очень рад, что сохранилась видеозапись литургии в день моего 50-летия. Кстати, по сравнению со службой архиепископа Амвросия она была гораздо более помпезной. Тогда старшие по рангу собратья поставили меня в центр торжества, и получилось, что полузаштатному иеромонаху без набедренника сослужили архимандриты и митрофорные протоиереи. Что же касается семинарии и издательства, я как раз не против того, что РНЛ поднимает эти темы. Книгу протестантского пастора я лично считаю совершенно лишней в православном издательстве. Но придираться к видеоролику, снятому в день 50-летия человека - это мелко. К тому же, зачем редакция сопроводила материал фотографией, сделанной вообще в другой день?

3. Ответ на 1, иеромонах Никон (Белавенец):

Тюренков - умничка. Ролик сделан в перевернутой, по отношению к христианскому видению, перспективе. Если снимаются фрагменты Литургии, то что в снимаемом материале для христианина важнее: Литургия или человек на Литургии? Литургия. А на ролике кто в центре? Человек. Почему? Принцип единства в ролике - митрополит. Не Литургия. Поэтому Литургия и не звучит, а фрагменты ее объединены одним лицом и одним духовным песнопением. Ведь можно было бы снять то же самое, но со звучанием Литургии, но тогда был бы достигнут совсем другой эффект: Литургия вышла бы на первый план. Но автору ролика надо было показать юбиляра: вот он молится, вот благословляет, вот шествует и т.д. Это такой же символ обмирщения, как и итальянизированные иконы, которыми, к сожалению, наполнены наши храмы. Да, и по поводу "серьезной полемики".... А нет ее - этой полемики. Стоит посмотреть, что ответили подопечные ректора Сретенки о. Павел Великанов с о. Стефаном Домусчи на статью о. Вадима Леонова, в которой как раз ставится серьезная проблема пастырского обучения. И что же о. Вадим получил в ответ? Суть ответа такова: Не горячись о. Вадим, проблемы, там, где ты ее увидел, нет. Нет проблем. Вот и весь разговор. Если такие люди возьмут всю полноту церковной власти, проблема кочетковцев покажется детской.
С. Шараков / 16.06.2020, 21:54

2. Ответ на 1, иеромонах Никон (Белавенец):

Когда я сегодня прочитал у Михаила на странице приведенный выше текст, я оставил следующий комментарий: "И к чему это пошлый, в духе МК, комментарий? Я был на вчерашней службе. Все было скромно и молитвенно.Минимальными техническими средствами сняли хороший ролик. Чего глумиться то?" Вскоре получил следующий ответ: "Видимо, у нас разные представления о пошлости и скромности. Но это вкусовое. Ролик я оценил беспристрастно."

Т.е. ты хочешь нас уверить, о.Никон, что это ролик сделан на коленке? Вчера сняли и сегодня выложили? Никогда не поверю. Я знаю, что значит делать "на коленке", снимаю беседы со старейшинами, и знаю, какое качество бывает. Причем, снимаем не в полутемном алтаре. И что касается жанра. Ну все мы не безгрешны, славолюбие - грез нередкий. Сняли бы беседу, рассказ о жизненном пути, но тут снимают богослужение?! А что касается честной дискуссии о церковной жизни, то, несмотря на твои симпатии к вл. Амвросию, надо тогда честно сказать, что: 1) то, что делается в семинарии - это разгон несогласных, причем, почему-то это оказываются люди консервативных церковных взглядов; 2) издательство превращено в протестантско-экуменистическое. Но это же не частная лавочка вл. Амвросия?!

1. Очень грустно

Когда я сегодня прочитал у Михаила на странице приведенный выше текст, я оставил следующий комментарий: "И к чему это пошлый, в духе МК, комментарий? Я был на вчерашней службе. Все было скромно и молитвенно.Минимальными техническими средствами сняли хороший ролик. Чего глумиться то?" Вскоре получил следующий ответ: "Видимо, у нас разные представления о пошлости и скромности. Но это вкусовое. Ролик я оценил беспристрастно."

Все это очень грустно. Грустно, когда полемика по серьезным вопросам внутрицерковной жизни превращается в информационную войну, когда важно любой ценой уничтожить противника. Все это очень далеко от подлинной церковности.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
Провал Фанара в Македонии
Переговоры представителя Константинополя об условиях томоса об автокефалии, видимо, завершились крахом
15.04.2024
ПЦУ или тюрьма
О казусе о.Данилевича: СБУ поставлена чёткая задача по уничтожению УПЦ
15.04.2024
Александр Сосновский не прав
О поцелуе понтификом украинского флага на встрече с детьми из Украины
15.04.2024
Искать поддержки надо у православных и традиционалистов
О визите на Украину представителей Конференции европейских церквей
11.04.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Михаил Тюренков
Все статьи Михаил Тюренков
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии