Многие Святые Отцы, авторитетнейшие архиереи и священнослужители давно предупреждали, что одна из самых опасных угроз для Церкви – обмирщение. Сам Христос Спаситель нас об этом предупреждает, говоря Пилату: «Царство мое не от мира сего» (Ин. 18: 36); поучая апостолов: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15: 19).
Мы видим, во что превращается сегодня Католическая церковь, сделавшая после Второго Ватиканского собора решительный шаг навстречу миру.
Но мы думали, что напасть сия не коснётся нашей Русской Православной Церкви. А если и ожидали откуда угрозы, так, наученные горьким историческим опытом, со стороны чрезмерного подчинения Церкви сиюминутным интересам власти.
А обмирщение начинает проникать откуда и не ожидали, – через пиар, через голливудизацию...
Вот яркий пример. Наш коллега журналист Михаил Тюренков опубликовал на своей страничке в Фейсбуке небольшую заметку о том, как отметил своё 50-летие ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков).
Просмотрев во многих отношениях поразительную видеозарисовку о 50-летии нового ректора Сретенской духовной семинарии и наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, непреодолимо хочется ещё и ещё раз горячо поздравить Высокопреосвященнейшего Юбиляра!
В этом небольшом фильме – зримый итог нынешнего периода жизни Владыки Ректора. И это видно всякому, невооружённым глазом. Вокруг Алтарь, Престол, Распятие, иконы святых, Анафора, Литургия, а в центре – Герой, Юбиляр! А как прекрасно, на каком уровне всё снято! Таких съёмок в алтаре я не видел никогда, даже на Патриарших богослужениях. Отточенная режиссура, прекрасная операторская работа (включая очень эффектную, особенно для монастырского алтаря, постановку света), работа в кадре — всё на высочайшем, сверхпрофессиональном уровне. И если бы это была не Божественная Литургия, если бы это не было чтением Анафоры (главной, центральной литургической молитвы), то искренне удивился бы: неужели всё снято с первого дубля?!
Фильм четырёхминутный, но знающие люди поймут, каких трудов стоила эта, казалось бы, небольшая работа. Но главное, конечно же, идея: это же надо было додуматься такое создать к своему юбилею! Просто поразительно! И получилось прекрасное пособие для анонсированных в Сретенской семинарии PR-занятий будущих пастырей.
Да, затратно. Очень затратно. Хотя, наверное, отчасти это удалось компенсировать небольшой зарплатой недавно уволенного оператора старой Сретенки Димитрия Гливинского (к слову, отца четырех детей). Но зато как красиво! С каким чувством! А потому, как бы критически я ни относился к реформам в Сретенке, здесь не могу не снять виртуальную шляпу: профессионализм есть профессионализм. Уверен, без капли иронии: Станиславский бы оценил. И многие ведущие современные режиссёры тоже. Посему я бы назвал эту видеозарисовку «Апофеоз любви»: столь ярко здесь показана она – главная любовь Юбиляра.
К слову, древнееврейское слово «йовель» или «ювель» переводится как «бараний рог», а означает «год свободы». Так издревле назывался установленный пророком Моисеем 50-й год, когда юбиляр подводил первые итоги жизни, отдавал и прощал долги, рабы же юбиляра получали свободу. Во многих смыслах и это символично.
Расставили в Алтаре профессиональные световые приборы, по алтарю бегали операторы (хочется надеяться, что мужчины) с камерами, а может, ещё и снимали дубли? Уж очень профессионально снято...
Но даже если не было дублей и работали операторы-профи, всё равно это самое настоящее глумление над богослужением, над молитвой, над святыней! Или мы в своей традиционалистской замшелости что-то не так понимаем?! И это нынче называется по-другому...
Редакция Русской народной линии
10. Ответ на 10, Ксения Балакина:
9. Ответ на 8, Советский недобиток:
8. Ответ на 7, Ксения Балакина:
7. ....
Когда к нам в регион приезжал Святейший, то главное впечатление большинства сослуживших ему священников – КАК Святейший молитвенно служит, КАК он предстоит Богу, как всем своим существом погружен в Событие, Священнодействие. Это очень впечатлило священников. Можно ли сказать, что Патриарх затмил собой Литургию? Думаю, вряд ли. Не затмил, но показал еще очень важную грань и себя как личности и литургического служения вообще.
И еще одна мысль. Она по сути не по теме обсуждения. Около года назад настоятель нашего храма получил право служить Литургию с открытыми Царскими вратами до Отче наш. Вы не представите, как сразу изменилось восприятие Литургии. Даже с точки зрения певчих – стало ощутимо видно, как священник молится, как читает тайные молитвы и певчие с этим стали соразмерять ритм пения, например, евхаристического канона. Это совершенно поразительное отличие – весь евхаристический канон начал восприниматься, как дыхание – вдох-выдох –возглас-ответ «едиными усты и единем сердцем». Да и люди говорят о Литургиях в нашем храме – «как на Пасху!» - они видят молящегося священника, его поклоны, воздевание рук и т.д. и у молящихся совершенно иное восприятие, нежели при предстоянии перед закрытыми вратами. Как-то так...
6. Ответ на 5, Алина:
5. 50 лет - апофеоз любви
4. Ответ на 2, Анатолий Степанов:
3. Ответ на 1, иеромонах Никон (Белавенец):
2. Ответ на 1, иеромонах Никон (Белавенец):
1. Очень грустно