Как сообщалось, Константинопольский патриарх Варфоломей направил письмо Предстоятелям Православных Церквей с предложением обсудить «важнейшую проблему» причастия в эпоху пандемии коронавируса.
Патриарх Варфоломей пишет, что ввиду таких условий «хотел бы выслушать братские рассуждения и мысли, чтобы вместе мы могли продвинуться вперед в пастырском подходе к спорам об установившемся способе передачи Божественной Евхаристии».
Письмо патриарха Варфоломея прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
С этими вопросами и рассуждениями Варфоломей опоздал ровно на полгода, на начало того самого процесса, когда власти объявляли карантин, когда церкви закрывались, когда епископов и священников, посмевших причастить кого-либо, даже здоровых людей, привлекали к уголовной ответственности. Всё это запоздало.
По-видимому, это попытка под личиной вопросов относительно Евхаристии собрать новый Критский собор, и на нём попытаться пропихнуть и продавить свои решения. Константинопольская Церковь, как и Элладская вела позорнейшую тактику, а именно тактику немедленного согласия с санитарными и гражданскими властями и, увы, временами они бежали даже вперёд паровоза.
На самом деле, при наступлении этих событий самым разумным было православным иерархам собраться и обсудить, как противостоять и инфекции, и попыткам глобалистов унизить и уничтожить Церковь, как доказать властям, что Церковь — это не клуб, что Церковь — это не театр, что Церковь — это не спорт. Именно так к Церкви и относятся люди не церковные, когда храмы открывают вместе со школами, университетами, театрами и стадионами. Нужно было доказать, что служение Церкви необходимо не только для утешения болящих и скорбящих, что, конечно, очень и очень важно, но и для молитвы о спасении всего мира, для молитвы об избавлении от заразы. Вот этого сделано не было.
К сожалению, очень многие иерархии рабски подчинились требованиям властей и не одним звуком не изъявили о самом назначении Церкви, об особой её роли, о том, что она могла бы реально способствовать победе над пандемией, над этим до конца непонятным заболеванием. Православные Церкви могли призвать всех православных людей и всех людей доброй воли к покаянию и единству.
Вместо этого все иерархии, в том числе и Варфоломей, призывали к самоизоляции. И теперь время не для рассуждения о том, как бы преподавать Евхаристию (понятно, что её надо преподавать старыми традиционными способами, которые не умрут никогда), а время для покаяния всех православных в том, что произошло, начинается с иерархии. Потому что все мы были найдены очень легкими. Это касается и государства, когда почему-то до врачей не доходили положенные им льготы, и почему-то разоряли пенсионеров и простых тружеников, и наука, которая до сих пор не изобрела ничего существенного и эффективного против коронавируса. Говорят, что будто сразу будет аж 8 вакцин. Где они и какого они качества? Не вырастут ли у нас хоботы и бивни после таких прививочек?
Медицина, особенно в капиталистических странах, находится либо в разваленном, либо в коммерческом варианте, либо и в том, и в другом, Да и у нас, при всём уважении к подвигу медиков (низкий им поклон), она не всегда и не везде была на высоте именно в силу грабительских антисоциальных реформ по сокращению поликлиник, больниц и врачей.
Сейчас не время рассуждать. Возникает вопрос, как мы дошли до жизни такой, что экономили и экономим на самом необходимом, что очень многие предприниматели и чиновники зарабатывали и зарабатывают на этом бедствии. Как говорится: «Кому война, а кому мать родна». Поэтому, время сейчас не для рассуждений, а для покаяния.
Чему бы стоило посвятить нынешний Петров пост? Размышлениям о том, как мы дошли до жизни такой. А дошли мы просто — мнение санитарных врачей для на нас стало важнее, чем мнение святых и священников, когда мы уповаем больше на таблетки, чем на Бога, когда к Святому Причастию мы относимся скорее как к таблетке, а не как к Христу, явившемуся для спасения душ и тел наших, когда все мы воспринимаем потребительски. Поэтому не будем удивляться, что Господь послал нам такое испытание.
Надо молиться, чтобы Господь отвратил от нас всякий гнев и избавил нас от духов злобы, а не рассуждать о том, как модернизировать способы преподания Божественной Евхаристии по требованию санитарных врачей. Пусть санитарные врачи поймут, что это значит для верующих людей или для всего мира, пусть преклонятся перед этой Тайной и перестанут нам диктовать то, что противоречит совести, многовековым традициям Церкви и здравому смыслу.
2. А почему наш святейший не может поставить вопрос
1. ЕЖЕДНЕВНАЯ УПОРЯДОЧЕННАЯ МОЛИТВА В МИРУ.
Но что мешает нашему Святейшему сегодня обратиться с аналогичным призывом даже не /только/ к иерархам Церквей, а и непосредственно ко всем верующим христианам с призывом о простейшей, но регуляно-периодической /скажем, с периодом в 3-4 часа/ Иисусовой молитве друг о друге? ИИСУСЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, СПАСИ И ПОМИЛУЙ НАС... ЕЖЕДНЕВНО, осознанно, каждые три часа... Независимо от места нахождения... Секунды... Любому по силам... Это будет действительно призыв к молитвенному единству всех православных друг с другом во Христе, не смотря ни на какие разногласия... Нет? Помолиться "одному за всех, и всем за каждого" несколько раз в день в глубине сердца, вспомнив о присутствии Божием – почему нет? Представьте – завтра... и всегда в 9, 12, ... 21ч. каждый христианин на Земле, по силе-возможности, мысленно обращается к Господу о спасении и помощи для всех нас и наших близких... Ниневия... * А потом можно уже вернуться к вопросам о Причастии... И иным... Почему ув. п. Варфоломей может, а наш Святейший, простите – нет?