Нашим небесным покровителем, защитником Кубани и всего Северокавказского региона является священномученик протоиерей Михаил Лекторский, который был в 1920 году увенчан Господом венцом мученика в станице Брюховецкой Краснодарского края. Священномученик Михаил родился 9 ноября 1872 года в семье кубанского священника. В 1892 году он закончил Ставропольскую Духовную семинарию, женился и в том же году Преосвященным Евгением епископом Кавказским и Черноморским был рукоположен в сан диакона. Определен на служение диаконом и учителем церковно-приходской школы в станицу Динскую. В августе 1893 года о. Михаил был рукоположен во священника и определен настоятелем храма и законоучителем в село Благодатное, где прослужил до февраля 1896 года. Затем он был переведен в станицу Воронежскую, где состоял заведующим двухклассного мужского и одноклассного женского миссионерских училищ. С 13 мая 1906 года до своей мученической кончины о. Михаил являлся настоятелем Свято-Андреевского храма станицы Новотитаровской. Он был прекрасный семьянин. Вместе с матушкой Екатериной Владимировной (1872 года рождения), они воспитали четырех замечательных детей: Александра (1895г.), Надежду (1898г.), Ольгу (1905г.), и Владимира (1910г.).
Отец Михаил был ревностным пастырем, талантливым проповедником и учителем, заботился о духовном просвещении народа.
При церковно-приходской школе он открыл библиотеку-читальню и вел внебогослужебные катехизические беседы.
Батюшка был очень любим народом и пользовался большим авторитетом среди других священников. На протяжении многих лет он нес послушание духовника окружного духовенства. За большое пастырское усердие и ревностное служение протоиерей Михаил был отмечен многими церковными и государственными наградами. Во время Гражданской войны, когда под натиском красноармейцев белые отступали с Кубани, отец Михаил отправил свою семью с ними, а сам, как добрый пастырь, остался со своей паствой. Вечером 25 сентября 1920 года протоиерей Михаил Лекторский был арестован в качестве заложника вместе со многими казаками во время десанта врангелевских войск в районе Приморско-Ахтарска. Затем заложники были препровождены в станицу Брюховецкую, где в то время совершалась Кубанская Голгофа. Около года здесь стоял штаб 9-й армии красных, и вершил свой суд комиссар Атарбеков, представитель ВЧК на Северном Кавказе. За это время здесь были расстреляны сотни казаков. Имен мы их не знаем, и они вошли в историю как безвестные мученики. Зато о мученическом подвиге отца Михаила сведений сохранилось довольно много. Заложники находились в нечеловеческих условиях, в невыразимой тесноте, спали в грязи на гнилой соломе, были все изъедены вшами. Их морили голодом, били и оскорбляли. Больше всех доставалось батюшке, которого пытали и требовали, чтобы он отрекся от Бога. Но мужественный страдалец был непреклонен. Он все терпел и других узников поддерживал духовно. Протоиерей Михаил исповедовал заключенных, служил молебны, утешал и ободрял всех надеждой на Царство Небесное, хотя и самому ему было очень нелегко. Люди, видевшие отца Михаила, утверждали, что он был изможденным как скелет, еле ходившим стариком. А ведь ему было всего 48 лет, и до этого он был здоровым и физическим крепким. Так продолжалось довольно долго. Наконец 27 октября был вынесен приговор тройки особого отдела – всем заложникам расстрел.
«Группу заложников в 40 человек, среди которых был и протоиерей Михаил, раздели до нижнего белья и объявили приговор. Казаки попросили батюшку их исповедать. Он принял исповедь и, прочитав разрешительную молитву, сказал: «Я вас исповедал, а приобщитесь вы кровью своей. А теперь простите меня все, в чем я повинен». Затем он начал петь молебен. Их стали бить прикладами винтовок и особенно сильно били отца Михаила. Затем связали всем руки, бросили в телеги и повезли за станицу в глиняный карьер, где обычно расстреливали и хоронили убитых. Лежащий рядом с батюшкой казак Мамонтов развязал себе руки и ему, затем шепнул: «А теперь давай бежать». Но священник ответил: «Благословляю тебя бежать, а я уже не в силах». Казак бежал и пробрался к белым, где и записал все эти сведения. Позднее они были опубликованы в русской эмигрантской печати. Тогда, после всего случившегося, красноармейцы повернули обратно в станицу и начали жестоко избивать всех пленных. Вечером 27 октября тут же в сарае всех расстреляли, а затем отвезли на глинища». Из всех заложников особо выделялись останки отца Михаила, изуродованные до неузнаваемости. Так закончил свой земной путь и вошел в небесные обители протоиерей Михаил Лекторский.
Этот случай не был единичным фактом репрессий советской власти в отношении священнослужителей и казачества на Кубани. Исторические документы тех времен свидетельствуют, что подобные ситуации были повсеместными при проведении в те годы большевиками методов расказачивания и уничтожения религии.
Вот выдержки из доклада Особой комиссии при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России: «При расследовании злодеяний большевиков в области гонений на религию, Церковь и духовенство, установлено: в городах Ставрополе и Екатеринодаре и во многих селах Ставропольской губернии и Кубанской области в период двукратного захвата этих местностей большевиками в первой половине и затем в октябре 1918 года разграблена большая часть церквей, монастыри, архиерейские дома, ризницы и духовные семинарии и расхищено всевозможное имущество большой ценности. Во многих случаях изрезанные плащаницы, облачения и тому подобные предметы навешивались на лошадей в виде украшений. В частности, при разгроме красноармейцами в октябре 1918 года церкви на хуторе Ново-Кавказском Кубанской области ими были взяты из алтаря воздухи, покровцы, плащаница, орлецы и другие предметы и частью изрезаны, частью в целом виде навешаны на лошадей. Были случаи, когда красноармейцы въезжали в церкви на лошадях, в шапках и с папиросами во рту. С руганью (станица Ново-Корсунская Кубанской области) врывались в храмы, взламывая замки наружных дверей (станица Кирпильская, Батуринская) и внутренних хранилищ для похищения денег и других ценностей…
Аресты священнослужителей православных церквей производились почти везде, где появлялись и задерживались хотя бы на несколько дней красноармейские части… За православных священников некому было заступиться, и их аресты в лучшем случае кончались заключением в тюрьму, а в худшем – смертью, причем и в том и в другом случае священнослужители подвергались беспримерным оскорблениям и издевательству… В распоряжении комиссии имеется материал об убийствах в пределах этой сравнительно небольшой территории 32 священников, 4 дьяконов, 3 псаломщиков и 1 ктитора, и есть полное основание утверждать, что общее число погибших значительно больше» (Петр Макаренко. «Прости нас, Господи», – С. 29-36).
Этот документ, датированный 1919 годом, приводит в своей книге кубанский писатель Петр Макаренко. Испытав на себе террор большевистской власти, Екатеринодарская церковь выпустила «Обращение к христианам всего мира». Петр Макаренко приводит его в своей книге полностью. Вот выдержки из этого обращения: «Братия! Страдания наши переполнили чашу испытаний. На Православную Церковь в России воздвигнуто жестокое гонение. Святыни веры безнаказанно оскверняются дерзкими кощунниками. Престолы в алтарях разрушаются, частицы Святого Тела Христова из Дарохранительниц выбрасываются. Святые мощи глумливо обнажаются, и церковная утварь беспощадно расхищается… В нашей же Кубанской области мы можем засвидетельствовать следующие случаи жестокой расправы со служителями Алтаря Христова: в станице Незамаевской священник о. Иоанн Пригоровский в ночь на Пасху, перед началом чтения деяний Апостольских, посередине храма был зверски замучен: ему выкололи глаза, отрезали уши и нос и размозжили голову. В станице Усть-Лабинской священник о. Михаил Лисицын был мучим в течение трех дней – с пятницы до воскресенья. Убили его 22 февраля 1918 года. Когда тело его было найдено, то на нем оказалось более 10 ран, голова была разрублена в куски. В станице Георгие-Афипской свящ. о. Александр Флегинский был изрублен в куски. В станице Пластуновской свящ. о. Георгий Бойко был убит мучительным образом: на горле у него была ужасная рана, - очевидно горло было как-то разорвано. В станице Кореновской был убит священник Назаренко, а в храме были произведены всяческие глумления: алтарь был обращен в отхожее место и даже пользовались при этом священными сосудами. Нас пугает нравственное одичание, являющееся результатом братоубийственной резни и неслыханного насилия большевиков. Попирая все, что дорого народу в области веры и почитания, большевики стараются разжечь в нем ненависть и грабительские инстинкты. Полное разнуздание страстей и похотей является главной приманкой для темной массы народа. На этом и на терроре большевики строят свою власть. Как на яркий пример укажем на издававшиеся по местам декреты о социализации женщин, которыми они сводятся на положение самок, обреченных в жертву любому похотливому развратнику. Невинные дети декретами о социализации детей беспощадно вырываются из-под крова родного, от любви родителей и бросаются в омут безбожной и безнравственной атмосферы…» (Петр Макаренко. «Прости нас, Господи», – С. 50-53).
Согласно декрету о социализации женщин в Екатеринодаре особо отличившийся красноармеец мог получить мандат на половую связь с десятью понравившимися ему женщинами. Таким образом, насаждались в обществе беззакония, разнузданность нравов, насилие и террор. Вот так разрушали старый и строили свой новый мир большевики на Кубани. При этом царил полнейший произвол, без всякого суда и следствия. Много было пролито казачьей крови в те годы. И главной виной пострадавших было то, что они верили в Бога, любили Родину и хотели жить в ней свободно, как и всегда было в казачьем крае. Все они попали под Красное колесо и были перемолоты в гигантской мясорубке гражданской войны, в которой никогда не бывает победителей. Их уничтожали физически, но многие из них, омыв своей кровью грехи, вошли в Царство Небесное. Не зря еще в начале III века учитель Церкви Тертуллиан говорил, что «кровь мучеников – это семя христианства». И теперь мы видим, что большевики с их пресловутым «раем на земле» уже почти канули в Лету, а казачество живо, и Церковь Божия жива, продолжая свою спасительную миссию возведения людей в небесные обители Рая.
26 декабря 2003 года священномученик Михаил был причислен к лику святых. Недалеко от места гибели новомучеников при въезде в станицу Свято-Покровский храм установил пятиметровый металлический Поклонный крест, и Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор 4 ноября 2002 г. освятил его. Это наша местная святыня, ибо она увековечивает память сотен героев веры, которые отдали жизнь свою за Христа. Нам особенно отрадно, что среди сонма святых мучеников предстоит у Престола Божия и священномученик Михаил, наш молитвенник и небесный покровитель. Честные мощи его, хотя и не обретены, но они лежат здесь, в земле Брюховецкой, освящая ее и привлекая к нам милость Божию.
А этот Поклонный крест, поставленный при въезде в станицу в честь новомучеников как символ победы добра над злом и жизни над смертью, пусть вдохновляет нас, их потомков, на подвиг святой христианской жизни. Св. Крест, как символ примирения людей с Богом, пусть напоминает нам о том, что нельзя больше совершать ошибок прошлого. Противостанем тем, кто, как и в двадцатом веке, пытается нас разделить на белых, красных, зеленых. Одной из таких акций, примиряющих общество, был конный казачий поход, совершенный в 2001 г. под командованием походного атамана Григория Онучко от станицы Брюховецкой Краснодарского края до Ачуевской косы на берегу Азовского моря. Здесь в 1920 г. были ожесточенные бои красноармейцев с десантом врангелевских войск генерала Улагая. Полегло очень много бойцов с обеих сторон. Именно из-за этих боев и были казнены о. Михаил и другие заложники. Здесь на мемориальном кладбище казаками Брюховецкого и Славянского районных казачьих отделов был установлен поклонный крест с надписью: «Невинным жертвам братоубийственной войны». Казачий священник не только освятил этот крест, но и совершил чин отпевания всех павших в этих боях воинов.
Бог да упокоит всех убиенных и примирит ныне живущих на казачьих землях в едином союзе любви к Отечеству! Пусть мы все разные, но нас должна объединять любовь к отеческим святыням и к родной земле. Нам должны быть дороги культура, обычаи и уклад жизни предков, а также наш могучий, прекрасный русский язык. Пусть каждый принесет на алтарь служения Отечеству свои таланты и всеми силами способствует его процветанию, как это делали все описываемые выше герои веры. И тогда наша матушка Россия будет великой, могучей и славной страной. А нам всем станет жить в ней легко, привольно и радостно. Но только возвращение к истокам славы и могущества нашей державы к святому православию и устремление к идеалам святой Руси помогут нам достичь этой цели.
Протоиерей Ростислав Мельник, Ставрополь
Соборная панихида по убиенным казакам у Поклонного креста в ст. Брюховецкой, 27 октября 2008 года