Признание ошибок - свидетельство силы

Решится ли руководство Сретенской семинарии пересмотреть итоги скандальной защиты выпускных работ?

Наша публикация «Отыгрываться на студентах – низко. Как в Сретенской семинарии происходила защита бакалаврских и магистерских работ» вызвала большой резонанс. Об этом можно судить не только по внушительному для такого характера текстов числу просмотров, но и по большому количеству реплик под статьёй, причем, реплик довольно содержательных. Насколько нам известно, статья РНЛ активно обсуждается в соцсетях и разных «живых журналах», порой, увы, без соответствующих ссылок на РНЛ.

Это может означать только одно - статья высветила реальную проблему. Больше того, проблема касается не только конкретной защиты бакалаврских и магистерских работ в Сретенской семинарии в мае 2020 года, но в целом тех изменений в образовательной политике и кадровом составе семинарии, которые проводятся новым руководством. Взявшим курс не только на искоренение традиций, заложенных прежним руководством, но и на создание принципиально иного по идеологии духовного учебного заведения на базе Сретенской семинарии. Своего рода церковной Высшей школы экономики, т.е. откровенно прозападного, экуменистического учреждения для воспитания соответствующих кадров в нашей Церкви. А это уже очень серьёзная проблема.

Но прежде чем поговорить о существе проблемы, коснёмся официально-полуофициальной реакции на публикацию. На нее отреагировали два участника скандальных событий и сама Сретенская семинария.

Заместитель Управляющего делами Русской Православной Церкви, епископ Савва (Тутунов), который возглавлял одну из дипломных комиссий, написал небольшую реплику на своей странице в Фейсбуке.

«Прочитал в интернете текст, в котором меня, в том числе, обвиняют "во всех смертных грехах" в связи с защитой магистерских ВКР в Сретенской семинарии. По совету собратий прокомментирую выпады в мою сторону:

1) "Экуменическими взглядами" я не могут быть "известен" в принципе. Пусть уж автор пасквиля приведёт хотя бы одну мою "экуменическую" цитату или действие.

2) Две работы студентов я, действительно, раскритиковал на защите. Излагать свою критику здесь не буду, поскольку не считаю это правильным. Но если эти работы будут разбираться публично, напишу подробные рецензии. Задавать неудобные вопросы студентам во время защит ВКР, если такие вопросы возникли у членов комиссии, является, как мне кажется, одной из целей защиты. А иначе оценки можно выставлять, не собирая комиссию, по отзыву научного руководителя и по рецензии оппонента.

3) "Дискредитировать ... руководителя работы протоиерея Вадима Леонова" у меня не только задачи не было, но, более того, ещё одна работа, написанная под его руководством, вызвала у меня только положительные эмоции.

4) Перед процедурой голосования после удаления студентов и научников из зум-конференции один из членов комиссии вступил со мной в дискуссию по поводу моих претензий к одной из работ, что является его безусловным правом, точно так же как моим правом являлось придерживаться собственного мнения, которое я и выразил.

После этого краткого обмена мнениями прошла процедура голосования. Утверждение, что я требовал поставить те или иные оценки при голосовании, является ложью и клеветой. Члены комиссии подтвердят. А если нужно - имеется запись всей защиты. Более того, процедура голосования состояла в единовременном проставлении оценок членами комиссии в зум-чате, после чего выводилась средняя. При этом изменить проставленную в зум-чате оценку уже было нельзя, что справедливо ограждало членов комиссии от каких-либо попыток оказать на них давление».

Нам есть что возразить на замечания епископа Саввы, но не будем продолжать полемику, которая грозит тем, что мы можем утонуть в частностях. Мы вполне допускаем, что епископа Савву могли использовать в этой расправе над студентами, что называется, втёмную, и он не выполнял заказ завалить студентов тех руководителей, которые были неудобны руководству семинарии.

Хотелось бы только заметить, что Владыка недостаточное внимание уделяет психологической составляющей защиты дипломов, когда вопросы семинаристу задаёт епископ. Общеизвестно, насколько благоговейно и внимательно православные люди относятся к епископскому слову. Вопросы епископа имеют куда как более мощный характер воздействия, чем обыкновенного преподавателя. И неудивительно, что под таким психологическим давлением студенты волновались, путались и не выдали в полной мере тех ответов, на которые они были способны, но в другой ситуации.

Мы хотим обратить внимание на важные слова епископа Саввы. В его пояснении прозвучало - «если эти работы будут разбираться публично». Хотелось бы надеяться, что ввиду возникшего скандала, сам владыка Савва поспособствует тому, чтобы вызвавшие нарекание защиты были проведены повторно. Причём, максимально открыто, чтобы была снята даже малейшая тень подозрения с действий как самого Владыки, так и руководства семинарии. Думается, это было бы полезно для всех.

Второй официально-полуофициальный ответ мы получили от иерея Антония Борисова. Причём, гневная реплика священника размещена также на его странице в Фейсбуке, при этом отец Антоний потребовал «от руководства РНЛ публичных извинений за распространение ложной информации, порочащей мою репутацию преподавателя духовных учебных заведений!» Очень странно. Отец Антоний, если Вы требуете извинений от руководства, то хотя бы пришлите официальное письмо в редакцию, на которое мы должны ответить. А то ситуация напоминает историю из еврейского анекдота про Мойшу, который просил б-га помочь выиграть в лотерею, но не удосужился купить даже лотерейный билетик.

Ладно. Если гора не идёт к Магомету... Какую же ложную информацию увидел в нашей публикации о.Антоний, которая порочит его репутацию?

1. «Прокомментирую то, что имею право комментировать. Я, действительно, написал пространный отзыв на дипломную работу Р. Устименко, в котором указал на недостатки работы. Однако ни на какой «тройке» я не настаивал. Это откровенная ложь! Вывод моего отзыва был таков: "Все выше перечисленные замечания позволяют сделать вывод, что выпускная квалификационная работа чтеца Р. Устименко в общих чертах соответствует установленным в Сретенской духовной семинарии требованиям, а её автор, если защита пройдет на должном уровне, может заслужить присуждения ему степени бакалавра"».

Насколько нам известно, отец Антоний, Ваш пространный отзыв на бакалаврскую работу Ростислава Устименко был исключительно негативным. Это несмотря на то, что выпускник проработал материал, изучал первоисточники на немецком языке, которым он владеет, и изложил всё ясно и последовательно. Но Вы, конечно, нашли недостатки, например, такого рода, что автор не использует работу прот. Александра Шмемана, которая имеет к данной теме лишь самое косвенное отношение. Большинство Ваших замечаний касались историографии, хотя необходимые работы по данной теме на уровне бакалавриата студент задействовал.

На фоне пространного и исключительно негативного отзыва Ваша оценка о соответствии требованиям может означать только одно: работа столь плохая, что едва может преодолеть барьер, необходимый для защиты согласно требованиям Сретенской семинарии. И лишь при условии успешной защиты автор может пройти порог присуждения степени бакалавра, каковым, как известно, является оценка «удовлетворительно».

2. «Оценка «удовлетворительно» была поставлена дипломной работе по итогам защиты комиссией, членом которой я даже не являлся. Настаивать на оценке я даже теоретически возможности не имел. При этом я ходатайствовал о рекомендации автора диплома в магистратуру, так как преподавал у него полгода (кому интересно, могут поинтересоваться, какие оценки были поставлены мной 4му курсу на семестровом зачете зимой) и знаю, что он способен на большее. Неуспехи в научной работе бывают у всех. Думаю, что на уровне магистерской работы Р. Устименко проявит себя лучше».

Насколько нам известно, никакого ходатайства о направлении в магистратуру для семинариста Р. Устименко Вы не давали. Такие ходатайства публикуются, как правило, в конце текста рецензии, где об этом нет ни слова. Насколько нам известно, только под давлением некоторых членов комиссии, сказавших о необходимости предоставить талантливому студенту возможность далее учиться в магистратуре, Вы, о. Антоний, заявили, что, в принципе, не против. А настаивать на негативной оценке нужды не было, достаточно было влияния Вашей разгромной рецензии.

3. «По поводу учебных часов. Я ни у кого ничего не отбирал и был приглашен на вакантное место преподавателя истории западных исповеданий и сравнительного богословия. Как кажется, администрация учебного заведения имеет право определять, как распоряжаться академическими часами. И я никогда и нигде не видел, чтобы преподавательская нагрузка определялась Ученым советом. Кафедрой – да, деканатом – да. Ученым советом – нет».

Действительно, Вы ничего не отбирали. Мы попросили прояснить ситуации протодиакона Владимира Василика. Он нам сообщил, что вакантного места в реальности не было. Достаточно взглянуть на расписание занятий на первое сентября 2019 г., согласно которому профессор Владимир Василик вёл занятия по сравнительному богословию и новейшей истории западных исповеданий. Однако 11 октября 2019 г., уже в середине семестра, без всяких объяснений эти часы были у него отобраны администрацией и переданы о. Антонию Борисову. Никакого решения кафедры по данному вопросу не было. Это было единоличное решение ректора семинарии архиепископа Амвросия без какого-либо мотивированного объяснения преподавателю, у которого были отобраны часы. Не знать об этой ситуации Вы, о. Антоний, не могли. Вы, что называется, «пришли на труп».

И, наконец, последний, теперь уже почти официальный отклик. 29 мая на сайте Сретенской семинарии была опубликована коротенькая новость «О прошедшей защите ВКР в Сретенской духовной семинарии».

«Администрация Сретенской духовной семинарии сообщает автору анонимной публикации, подвергающему сомнению законность прошедших аттестационных испытаний выпускников бакалавриата и магистратуры, что если он (или она) является преподавателем или студентом СДС, то может подать заявление в апелляционную комиссию и оспорить результаты государственной аттестации. Такой поступок будет соответствовать христианским представлениям о чести и достоинстве; в противном случае высказывания носят характер клеветы и подлога, а сокрытие своего имени свидетельствует об отсутствии мужества и ответственности за свои слова».

Опустим пафос о «чести и достоинства», тут много вопросов и по кадровой чистке в семинарии и по переформатированию издательства. Остановимся кратко на «клевете и подлоге». Если то, что происходило при защите ВКР в Сретенке, правда (а у Редакции в этом нет никаких сомнений, возможны разные интерпретации нюансов, но о сути происходящего мы знаем из разных источников, а не только от автора письма, опубликованного РНЛ), то руководство семинарии кровно заинтересовано само, не дожидаясь апелляций, провести расследование и назначить новую аттестацию спорных работ. Причём, сделать это максимально гласно и публично. С участием всех заинтересованных сторон. Это в интересах семинаристов и преподавательской корпорации, в интересах репутации руководства семинарии, в интересах повышения авторитета Церкви в обществе, в интересах правды, в конце концов.

Очень хотелось бы надеяться, что так и будет. Хотя грызут сомнения...

Редакция «Русской народной линии»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

19. Ответ на 18, Олег В.:

Полностью согласен с Вами и с электриком. Нашей Церкви нужно консервативное очищение от всех этих пятиколонных лиц в рясах, проповедующих антисоветизм, антисталинизм, "победобесие" и апологию власовщины. Нужна адекватная оценка высшим руководством Церкви подвига Патриарха Сергия, с постановкой на повестку дня вопроса о его прославлении, а также о прославлении его сподвижников- Патриарха Алексия Первого, и митрополита Николая (Ярушевича). Нам нужно вернуться к наследию наших великих мудрых Патриархов, спасших нашу Церковь своим подвигом, а не пить мутную жижу из зарубежных луж, в которых лютый антисоветизм соседствует с откровенной русофобией и апологией оккультного неоязыческого расистского гитлеризма. И если в результате этого процесса будет поставлено под вопрос объединение с зарубежниками 2007 года, то пусть себе вновь отсоединяются, ибо это абсолютно несопоставимые по своей значимости для нашей Церкви и нашего народа вещи.

18. Ответ на 14, электрик:

...Очевидна роль,усилия,старания монархистов,антисталинистов,легититмистов,антисоветчиков и всяких придурков,возомнивших себя ....ну люди добрые, ведь для того,чтобы вы что поняли,что происходит,вы должны просто прийти в себя. Не читайте творения св.Отцов.(Евангелие вы и так не читаете). Читайте биографии (жития) ,это ,поверьте,интересное чтение! По мере созидания личности,придет понимание того,что происходит.

. Всё так и есть. Нынешние церковные обновленцы и экуменисты, ни кто иные, как последователи белогвардейской части РПЦЗ, в изгнании разработавшие на основах католического и протестантских учениях своё "западное"богословие. Центром их научной мысли стала Свято-Владимировская духовная семинария. Вот, что пишет на этот счет Википедия:

"Семинария была основана в 1938 году русскими богословами-эмигрантами и получила названия во имя святого Владимира, великого князя Киевского. Относилась к Северо-Американскому митрополичьему округу, на тот момент находившийся в юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ, однако осенью 1947 года Северо-Американская митрополия отделяется от РПЦЗ. В 1948 году советом попечителей университета штата Нью-Йорк был утверждён предварительный устав семинарии, а в 1953 году был принят окончательный вариант. По словам протоиерея Иоанна Мейендорфа: «Начало пятидесятых годов было трудным временем для Свято-Владимирской Академии. Тогда она была расположена в очень скромном помещении в доме „Рид Хауз“, на углу Бродвея и 121-й улицы, на севере Манхэттена. Конфликты, вызванные разницей в темпераментах и методах, привели к прискорбному факту ухода о. Георгия Флоровского из Академии (1955 г.), которая лишь благодаря его огромному личному авторитету получила признание в академических и богословских кругах страны. Только в 1962 г., когда Академия приобрела собственную территорию в Нью-Йоркском предместье Крествуд»[ С 1967 года семинария получила право давать степень бакалавра богословия (а затем и магистра богословия), с 1985 — магистра искусств. С 1966 года это учебное заведение являлось ассоциированным членом Ассоциации теологических школ США и Канады, а с 1973 стало полным членом данного объединения.Президентом семинарии по должности является Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, предстоятель Православной Церкви в Америке, вице-президентом — Митрополит-Архиепископ Антиохийской Архиепископии в Северной Америке".

. ...По-моему всё ясно, как говорится - "картина маслом". По объединению РПЦ с РПЦЗ "западное богословие" стало активно внедряться в духовных семинариях РФ. Теперь богословие от протопресвитеров Иоанна Майндорфа и Александра Шмемана стало главенствующим в российских богословсвких кругах. Наиболее "продвинутые" в богословии российские священники проходили и проходят стажировку в э том учебном заведении. Что удивляться тому, что происходит в стенах Сретенской духовной семинарии, всё там, так сказать, происходит "на законных основаниях". К тому же, тот же самый преподавательский состав, учит на православном сайте "Радио Вера", одним из партнеров которого является журнал "Фома", известный своими экуменическими взглядами. У обновленцев всё схвачено, даже на уровне церквовно-приходских школ. "Кочетковщина" во всем своем обличие стала у руля обновленчества в РПЦ. Мы что-то здесь проглядели? Ничуть. Всё идет по протоптанной дорожке всемирной глобализации....

Олег В. / 04.06.2020

17. Ответ на 14, электрик:

...Очевидна роль,усилия,старания монархистов,антисталинистов,легититмистов,антисоветчиков и всяких придурков,возомнивших себя ....ну люди добрые, ведь для того,чтобы вы что поняли,что происходит,вы должны просто прийти в себя. Не читайте творения св.Отцов.(Евангелие вы и так не читаете). Читайте биографии (жития) ,это ,поверьте,интересное чтение! По мере созидания личности,придет понимание того,что происходит.

Всё так и есть. Все эти нынешние церковные обновленцы и экуменимсты, ни кто иные, как последователи белогвардейской части РПЦз, в изгнании разработавшие на католическом и протестантских ученияхсвоё богословие ( майТеперь они в Церковь проникли. Что до

Олег В. / 04.06.2020

16. Ответ на 12, София7:

А как нужно: "рабочая Петрова", что ли?

Работница Петрова.

А вторая форма, те, что с суффиксами "иц", "ц", "к", "х", образованы опять-таки от мужских профессий и должностей, напр: "студентка". "сотрудница", "учительница", "работница", "крестьянка", "программистка", "повариха", "портниха", "уборщица", "писательница", "воровка", "продавщица",

Да, так правильно.

но многие из них уместно и в мужском роде употреблять,

Нет, не уместно.

То есть, "сотрудник", "преподаватель", "юрист", "адвокат", "врач", "капитан", "майор", "уполномоченный" - спокойно можно с женскими фамилиями!

Нет, нельзя. Вы коверкаете русский язык даже там, где есть слово женского рода: «сотрудница», «преподавательница», «уполномоченная».

15. Ответ на 6, София7:

"Женщина-полицейский", "женщина-уполномоченный" - что Вас смутило, уважаемый? В следующий раз повежливее, пожалуйста, будьте, прошу Вас.

) Опять стеб.

14. Признание ошибок - свидетельство силы Решится ли руководство Сретенской семинарии пересмотреть итоги скандальной защиты выпускных работ?

Но разве это ошибки? Они пришли(их пришли) ,чтобы совершать ошибки? Ошибки совершаем мы.Не по скудоумию,неверию. По боязни,отсутствии воли утешаем себя тем,что поднимаем вопросы архиважные,но по отдельности. Никто еще не посмел связать все воедино. Казалось бы,где новое издательство сретенское, а где деятельность Собянина. Есть ощущение,что молчание усиливается,значит,возопиет реальность. Как бы поздно не было. Очевидна роль,усилия,старания монархистов,антисталинистов,легититмистов,антисоветчиков и всяких придурков,возомнивших себя ....ну люди добрые, ведь для того,чтобы вы что поняли,что происходит,вы должны просто прийти в себя. Не читайте творения св.Отцов.(Евангелие вы и так не читаете). Читайте биографии (жития) ,это ,поверьте,интересное чтение! По мере созидания личности,придет понимание того,что происходит. Я человек простой,рабочий, прямой. И оставляю за собой право называть всех своими именами. Грубил,грублю,и грубить буду всем,кто воспринимает это как грубость)))

электрик / 03.06.2020

13. Ответ на 11, Коротков А. В.:

Ага. Учитель Иванова, рабочий Петрова, крестьянин Сидорова...

А также водительница, геологиня, дикторша, почтальонша...

12. Ответ на 11, Коротков А. В.:

А как нужно: "рабочая Петрова", что ли? "Директорша Слезкина"? "Полицейская Волкова"? "Ректорша Иванова"? Некоторые должности и профессии, видите, не имеют даже формы женского рода. Другие имеют, третьи имеют форму женского рода только в значении "супруга носителя должности или профессии", напр, "докторша" - это не женщина-врач, а жена доктора ("врачиха", заметьте, слова нет); "профессорша", "директорша" - супруга профессора/директора. Раньше были в русском языке формы "полковничиха" (жена полковника), "плотничиха" (жена плотника), "столярша"(жена столяра), "учительша"(жена учителя)," писательша" (жена писателя), "капитанша" (жена капитана), с суффиксами "ш", "ч", а потом они изчезли и стали в разговорной речи обозначать по такому типу женщин-профессионалов, напр: "кассирша", "дворничиха", "капитанша" та же, "парикмахерша", "маникюрша", "модельерша", но это не литературный язык. А вторая форма, те, что с суффиксами "иц", "ц", "к", "х", образованы опять-таки от мужских профессий и должностей, напр: "студентка". "сотрудница", "учительница", "работница", "крестьянка", "программистка", "повариха", "портниха", "уборщица", "писательница", "воровка", "продавщица", но многие из них уместно и в мужском роде употреблять, кроме тех, что не употребляются в мужском для женщин, напр, "крестьянин Марфа", как Вы указали, "вор Татьяна" , "посадник" или "урядник Сидорова". То есть, "сотрудник", "преподаватель", "юрист", "адвокат", "врач", "капитан", "майор", "уполномоченный" - спокойно можно с женскими фамилиями!

София7 / 03.06.2020

11. Ответ на 10, София7:

По правилам русского языка и так, и так будет верно.

Ага. Учитель Иванова, рабочий Петрова, крестьянин Сидорова...

10. Ответ на 8, Сергей Зарубин:

"София7", если бы Вы были женщиной, то, согласно правилам русского языка, написали бы: "являюсь сотрудницей системы высшего образования", а не "сотрудником". Теперь понятно? Совершенствуйтесь в конспирации :-)

Уважаемый Сергей, еще одна попытка к Вам цивилизованно обратиться. По правилам русского языка и так, и так будет верно. Даже если я ошиблась, это не говорит в пользу Вашей гипотезы. Прошу не писать мое имя в кавычках, имейте уважение к христианским именам участников дискуссии. Невежливые и неумные замечания разрешите в следующий раз проигнорировать. София, с пожеланием мира и милости от Господа нашего и Его Пречистой Матери.

София7 / 03.06.2020
Редакция РНЛ:
Кировский тупик
Митрополита Вятского Марка вынуждают запретить Великорецкий крестный ход
29.05.2020
Схиигумена Сергия (Романова) поддержали безымянные раскольники?
В сети Интернет опубликовано загадочное видео «Православные Санкт-Петербурга поддержали отца Сергия с Урала»
27.06.2020
Схиигумен Сергий (Романов) продолжает выступать в публичном пространстве
На сей раз он отрёкся от связей с Собчак, изгнал диавола из России и назвал голосование по поправкам в Конституцию сатанинским шоу
25.06.2020
Редакция традиционно просит читателей о помощи
«Русская народная линия» давно стала общим делом не только коллектива редакции, но и наших авторов и наших читателей
22.06.2020
Томос для ПЦУ под судом
На Украине подано два иска против бывшего президента Петра Порошенко
20.06.2020
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Схиигумена Сергия (Романова) поддержали безымянные раскольники?
В сети Интернет опубликовано загадочное видео «Православные Санкт-Петербурга поддержали отца Сергия с Урала»
27.06.2020
Бунт схиигумена Сергия: кому выгодно?
Эта провокация усилит позиции либералов и модернистов в Церкви и обществе
24.06.2020
«Часть комментариев и статей выходят за рамки церковных приличий»
Митрополит Тихон (Шевкунов) выступил с обращением в связи с последними событиями в Сретенской духовной семинарии
24.06.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Сталин: Вы историю изучали? Эйзенштейн: Более или менее...
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-30 07:08
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-06-30 06:32
Почему нельзя строить культуру на рыночных отношениях?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-06-30 06:21
Чипы-шмипы, «царские останки» и мятежный схимник
Новый комментарий от Валерий
2020-06-30 06:07
Богоборчество и запрет праздновать Пасху во всем мире
Новый комментарий от Ксения Балакина
2020-06-30 05:24
Ложь и Царь
Новый комментарий от Михаил Павлов
2020-06-29 23:23
«Первый всесоюзный референдум» государства Россия-Белоруссия
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-29 20:00